10 декабря 2016 00:19
USD 63,3   EUR 67,21
13 ноября 2009 1663

70 лет творчества: путь преодолений и побед

70 лет творчества: путь преодолений и побед

Губернатор Смоленщины Сергей Антуфьев выделил юбилярам на праздничную информационно-выставочную деятельность полмиллиона рублей.
В канун 70-летия Смоленской организации Союза художников России по инициативе "Смоленской газеты" состоялся "круглый стол", посвящённый юбилею.
В беседе принимали участие председатель Смоленской организации Союза художников России Юрий МЕЛЬКОВ, заслуженные художники России Людмила ЕЛЬЧАНИНОВА, Вера САМАРИНА, журналисты и искусствоведы. Общение участников затронуло многие аспекты жизни организации.


Союз художников сегодня
Юрий Мельков: - Свой 70-летний юбилей Смоленская организация Союза художников России встречает на пике выставочно-творческой деятельности. За текущий год смоленские мастера участвовали более чем в сорока выставках. Наиболее крупной из них была одиннадцатая Всероссийская художественная, проходившая с 27 января по 15 февраля в Москве, в Центральном Доме художника. Участие в ней – это большое достижение и честь. В выставке принял участие 51 смоленский автор, что является рекордом, и по её результатам можно с уверенностью сказать, что наша региональная организация пользуется большим авторитетом среди художников страны, а это очень важно. Кроме того, с не меньшей ответственностью смоляне открывают и проводят выставки для жителей нашего города, районных центров, организуют их в соседних областях. За текущий год они прошли в Москве, Витебске, Брянске, Вязьме, Демидове, Рославле, Гагарине и других местах.
Сейчас в Смоленской организации Союза художников России состоят 111 человек. Среди них три народных художника – Владимир Ельчанинов, Вячеслав Самарин и Геннадий Намеровский, а также 12 заслуженных. Кроме того, для вступления в организацию рекомендованы ещё семь человек.
Около двух третей её членов являются выпускниками художественно-графического факультета Смоленского педагогического института (ныне СмолГУ). Это основная кузница кадров организации. При этом активное участие в жизни Союза художников даёт возможность преподавателям худграфа оттачивать своё мастерство и оставаться в хорошей творческой форме. Это в очередной раз подтверждается открытием и проведением в стенах родного университета выставки работ преподавателей факультета в рамках юбилейных торжеств под названием "Alma mater".

Что значит быть членом Союза художников России?
Людмила Ельчанинова: - Существует очень большая разница между тем, когда я вступала в нашу организацию, и тем, как обстоит дело сейчас. Недавно мы принимали в наши ряды молодёжь. Почему она стремится к нам? Я думаю, что основное качество художника – это профессионализм, и членство в Союзе говорит о состоятельности автора как профессионала. И абсолютно неважна в данном случае направленность, в которой работает художник, – он может быть реалистом или абстракционистом, это неважно. В любом случае он нуждается в отзывах коллег по поводу своего творчества. В советское время собирался художественный совет, оценивавший уровень автора. В то время вступление в ряды профессиональных художников давало очень многое: расширение кругозора, поездки на творческие дачи, общение с маститыми художниками со всего СССР и братских стран, получение творческой мастерской и самое главное - настоящей работы, заказов. Художник был востребован. А сейчас, увы, этой поддержки недостаточно, потому что жизнь сама по себе стала сложней. Кто-то перебивается кое-как на свою пенсию, кто-то живёт случайными заказами, поступающими от людей, имеющих деньги, а значит, приходится прислушиваться к их вкусам и предпочтениям. Отсюда и парадокс: по-настоящему профессиональный автор часто невостребован, а непрофессионалы, работающие на заказах состоятельных людей, процветают. Но люди, как показывает практика, всё равно продолжают стремиться в наши ряды, а значит, хотят, несмотря на все проблемы, стать профессионалами в своём деле. Это, безусловно, радует.

Основные трудности и проблемы текущего момента
Людмила Ельчанинова: - Дата в 70 лет, безусловно, весьма серьёзная. И, конечно, хотелось бы встретить её без проблем. А трудности следующие. Союзу явно не хватает большого зала, в котором художники чувствовали бы себя комфортно в XXI веке и могли бы проводить выставки зонального и всероссийского уровня. Являясь членом Общественной палаты, я периодически поднимаю этот вопрос на её заседаниях. На мой взгляд, прекрасным местом для такого помещения был бы скверик между Громовой башней и художественной школой. Даже ничего не надо было бы менять или убирать. Здание отлично поместилось бы в глубине сквера. Другое подходящее место – площадка за СмолГУ. Здание было бы на виду, и из его окон открывалась бы прекрасная панорама на Днепр.

Вера Самарина: - Разумным решением было бы отдать нашей организации здание Дома молодёжи, а для молодых потроить новый - около СмолГУ. Несмотря на достижения нашей организации, наличие трёх народных и 12 заслуженных художников, на мой взгляд, планка требований несколько опустилась. Это хорошо просматривается на примере процедуры вступления в Союз. Для того чтобы к нам попасть, нужно поучаствовать всего в одной или двух серьёзных выставках, даже областного уровня. А ведь на рубеже 60-70-х годов планка искусства у нас была весьма высокой. Как специалист, могу сказать, что раньше была смоленская школа графики – Петров, Скворцов, Соловьёв, позднее – Пресняков. На любой республиканской выставке всегда экспонировался целый раздел смоленских графиков. Это было очень интересно и на высочайшем уровне профессионализма. То же можно сказать и о живописи. Были художники-картинщики. Например, Юрий Иванович Преображенский, который сейчас занимается только педагогической и научной деятельностью, создавал замечательные полотна. Существовала целая группа художников, писавших настоящие, большие картины. Сейчас многие художники вообще не востребованы или зарабатывают случайными заказами. Эта проблема, по моему мнению, острее и серьёзнее, чем кажется на первый взгляд. Если брать общероссийский уровень, то, например, на наше шестидесятилетие, кроме Зураба Церетели, не пришёл практически никто из известных людей. На вернисажи к нам обычно приходят лишь сами художники, а ведь хотелось бы видеть там зрителя. Создаётся такое впечатление, что мы никому не интересны. Ещё очень хотелось бы, чтобы наша юбилейная выставка в "Молодости" экспонировалась больше, чем неделю, которую нам выделили.

Творческая ответственность
Юрий Мельков: - Вера Евгеньевна вспоминает те годы, когда у нас в стране был развитой социализм, выставки проводились под патронажем самого государства, торжествовал соцреализм в искусстве, картины писались в одном, на 100 процентов идеологически выдержанном направлении. При этом, несомненно, профессионализм был на очень высоком уровне. Сейчас же нет этой идейной задачи, и художник в рынке, он предоставлен сам себе. Что из этого получится? Я думаю, это неплохо. Другое дело – нет масштабных произведений, например, таких работ, какие писал Вячеслав Самарин. Кто сейчас возьмётся десять лет писать одну огромную картину, тратить средства и время? Никто. Искусство, даже и до советского времени, всегда жило на заказе. И сейчас, если заказчик даёт художнику действительно интересную работу, что очень редко бывает, то это очень хорошо. Это за¬ставляет художника чувствовать себя востребованным, держать на должном уровне своё мастерство.
Хочу также заметить, что, несмотря на все проблемы, планка выставочно-творческой деятельности из года в год поднимается. Это, на мой взгляд, связано с тем, что художник, пусть и не в той мере, как раньше, но востребован. Людям нужна духовность, они в любом случае тянутся к ней, пытаются противопоставить несомненным сложностям нашей сегодняшней жизни душевный комфорт. А искусство, в том числе и изобразительное, играет тут очень важную роль. Люди ведь чувствуют то душевное и доброе, что выражает в своих работах по-настоящему хороший художник. И нужно использовать любую возможность, чтобы выставляться и дарить своё творчество людям, даже не обязательно в специальных выставочных залах и не только в Смоленске, но и в районных городах нашей области. Думаю, даже в работе над небольшими произведениями можно достичь многого. Ведь ценность работы зависит не от её размера, а от того душевного чувства, которое она вызывает при взгляде на неё. При этом, конечно, главное – это профессионализм. Я верю в то, что люди всё равно будут тянуться к истинному искусству. Ведь культура, несмотря на сложности, продолжает жить.
Вера Самарина: - Я иногда провожу параллели с телевидением, литературой. В литературе мы читаем Дарью Донцову или ещё что-нибудь подобное, по телевизору мы смотрим сериалы, то есть приобщаемся к некому "успокаивающему искусству". Оно действительно будет востребовано и останется одинаковым во все времена.
Художественным советом для автора зачастую, к сожалению, является его заказчик. А ведь заказать он может такое, что и сказать стыдно. Что касается ответственности, то утверждаю, что мы продолжим работать, мы не можем без этого.

Людмила Ельчанинова: - Я вообще человек оптимистичный, но почему-то не могу в таком ключе сказать о том, что сейчас происходит. В 60-е наша организация была на пике своего взлёта. И надо просто попытаться пережить те сложности, которые происходят в стране в целом и в среде художников в частности. За себя могу точно сказать, что я работаю, хотя сейчас абсолютно нет заказов и в мастерской полно невостребованных работ.

Смоленску скоро – 1150 лет
Юрий Мельков: - В преддверии юбилея хотелось бы иметь культурно-выставочный центр имени Марии Клавдиевны Тенишевой, где можно будет приобщиться к искусству во всех его общепринятых формах – и на концерт сходить, и выставку посетить. Известный московский архитектор Юрий Гнедовский строит концертный центр в Ярославле, а о Смоленске он сказал, что здесь тоже можно построить подобное сооружение, нужна площадь в 15 тысяч квадратных метров и около миллиарда рублей.
Кроме того, мы предложили задействовать наши крепостные башни с целью создания нескольких музеев, посвящённых истории нашей земли и города, начиная со Смутного времени и до сегодняшних дней. Наш Союз художников готов принять участие в создании этих музеев, была бы только воля властей на это.
Хочу также добавить, что мы всегда готовы к проведению пленэров в исторических местах нашей Смоленщины. Дайте нам возможность поездить месяц-другой по местам, связанным с событиями Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны, пообщаться с художниками из других областей и регионов – и город, наряду с уже имеющимся, получит бесценный материал для проведения праздничных выставок исторической направленности. Ведь у нашей организации имеется огромнейший опыт и творческий потенциал, есть настоящие мастера своего дела.

Как идёт подготовка к юбилею?
Юрий Мельков: - Более двух лет назад мы начали подготовку юбилейного альбома о смоленских художниках. Создан был технологический макет. Проект этот в начале года стоил около полутора миллионов рублей, теперь уже почти два. Ждём денег. Радует то, что отказа всё-таки нет и когда-нибудь появятся средства, чтобы его издать.
К юбилею мы выпускаем каталог четырёх приуроченных к нему выставок. Будут также выпущены сувенирные значки, ручки, сумки, пригласительные билеты, свидетельства, дипломы. Львиная доля выделенных нам Администрацией области средств пойдёт на работу в зале "Молодость". Там развернётся экспозиция под названием "Искусство ХХI века" - наиболее весомая и по количеству произведений, и по количеству авторов (125 человек). Выставка эта призвана дать ответы на вопросы о состоянии современного художественного искусства в Смоленске, как оно развивается, нужны ли мы смоленскому зрителю, понимает ли он нас. В залах Дома художника пройдёт выставка-ретроспектива "Искусство ХХ века", в Детской художественной школе им. М.К. Тенишевой – показ детских работ под названием "Я – художник", а в стенах СмолГУ, как уже говорилось ранее, - выставка работ преподавателей художественно-графического факультета "Alma mater".
Преемственность поколений и критерии оценок

Людмила Ельчанинова: - Я думаю, что у нас существует некое ядро, на котором зиждется вся организация. Молодёжь, безусловно, прислушивается к мнению и советам старшего поколения. При этом нет какого-то ненужного чинопочитания. У нас демократия, тем не менее предпочтение в спорных вопросах всегда отдаётся мнению более опытных художников. Другими словами, в нашей организации существует преемственность.

Юрий Мельков: - Я считаю, что самое главное – это когда художник сам для себя является выставкомом, самым главным и самым требовательным. Если он способен трезво оценивать своё творчество, видеть свои достоинства и недостатки, при этом прислушиваясь к мнению коллег, то это идеальный вариант. Именно эти качества мы должны стараться воспитать в нашей творческой молодёжи. Поэтому очень важным делом занимаются преподаватели детских художественных школ и преподаватели художественно-графических факультетов учебных заведений всех уровней.

Итак, ещё раз напомним о большой значимости такого юбилея для наших художников, это их профессиональный праздник. Пожелаем им всегда творить, несмотря ни на что, каждому по-прежнему оставаться неповторимым и узнаваемым и держать свой уровень, свою марку, помогая молодым стать лучше. Удачи вам, дорогие художники, спасибо за ваше творчество и примите искренние поздравления от всей редакции "Смоленской газеты"
с наступающим праздником. Вашим праздником!

Владимир КОРОЛЁВ, Дмитрий КОМАРОВСКИЙ

Опубликовано в "СГ" 14 ноября 2009 г. №109(555)
Новости по теме
Молодые смоленские художники заявляют о себе
04 апреля 2012 3929
В Доме художника открылась выставка произведений молодых смоленских художников (живопись, скульптура, графика, ДПИ). Представлено более 70 работ. Среди участников (51 автор) есть настоящие профессионалы, члены Союза художников России – Ксения Тихонова, Юлия Волкова, Александр Зорин. Но, пожалуй, больше всего студентов худграфа СмолГУ, Смоленского гуманитарного университета, колледжа при Смоленском институте искусств.
"Русь православная" в смоленском Доме художника
09 августа 2010 2676
В Доме художника открылась выставка «Русь православная», посвящённая празднику иконы Смоленской Божией Матери.
День художника
20 ноября 2009 2490
8 ноября Смоленской организации Союза художников России исполнилось 70 лет.Смотреть
В редакции "СГ" открылась выставка Геннадия Намеровского
05 августа 2011 3452
В редакции «Смоленской газеты» состоялось открытие выставки известного в России и Смоленске художника Геннадия Намеровского. Геннадий Васильевич – народный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств. Выставки художников в редакции стали традиционными. В «СГ» уже состоялись экспозиции супругов Самариных, юных художников из Дворца творчества. И вот 4 августа открылась удивительная выставка «Август – месяц Спаса» Геннадия Намеровского. На открытие собрался весь коллектив редакции, пришли заместитель председателя Смоленского отделения Союза художников России Валерий Москаленко, заслуженный художник РФ Анатолий Попов, начальник отдела Департамента по культуре Ольга Грибкова.
В Смоленске открылась выставка Ельчаниновых "Путь творчества"
03 декабря 2010 1462
«Путь творчества» – такое название носит совместная персональная выставка народного художника России Владимира Ельчанинова и заслуженной художницы России, скульптора Людмилы Ельчаниновой, открывшаяся в четверг в историческом отделе Смоленского государственного музея-заповедника.
В Смоленске открылась выставка "Палитра года"
01 декабря 2010 1683
В Доме художника в Смоленске открылась традиционная ежегодная областная выставка «Палитра года-2010», вобравшая в себя живопись, графику, скульптуру и произведения декоративно-прикладного искусства, выполненные художниками нашего региона.
"));