Дороги

Медиапрорыв-2009 идёт из Иванова

20 ноября 2009 года в 13:04
Недавно состоялся межрегиональный слёт молодых журналистов ЦФО, носящий весьма ёмкое и удачное название quot;Медиапрорывquot;.
Такого ещё не было: начинающие – и не только – представители средств массовой информации практически из всех регионов ЦФО собрались впервые вместе для дружеской встречи друг с другом, презентации своих изданий, обмена опытом и, самое главное, получения поистине бесценных знаний у приехавших на слёт в Иваново настоящих профессионалов своего дела. Среди них такие популярные мастера, как телеведущий Андрей Максимов, генеральный директор еженедельника quot;Аргументы неделиquot; Олег Желтов, редактор отдела газеты quot;Московская правдаquot; Владимир Скоробогатько и другие известные люди, профессионалы и эксперты Фонда развития информационной политики (ФРИП).

Значимость такого события трудно переоценить. От молодых кадров редакций газет, журналов, телевидения и радио напрямую зависит будущее СМИ, особенно при современных темпах развития медиатехнологий и Интернета.
Правительство Ивановской области подарило участникам слёта шанс набраться бесценного опыта. Это одна из сторон молодёжной политики, проводимой в Ивановской области.
Без сомнения, факт проведения такой встречи очень радует. Начало положено, и первый блин – не комом. Повышение уровня профессиональных навыков журналистов не должно и не будет отставать от требований современного мира, благодаря разумным инициативам всех областей ЦФО.
Нашу область на первом межрегиональном слёте молодых журналистов Центрального федерального округа в городе Иваново представляла делегация quot;Смоленской газетыquot;. Итак, что происходит на рынке информации и печати? Чего нам ждать завтра?
МЕДИАопыт
Что за quot;Медиапрорывquot; без медиаподготовки?! Не частая, но столь желанная пища для журналистов – мастер-классы с профессионалами. Ими больше всего и запомнился журналистский слёт в Иваново.
Можно отдать факультету журналистики пять лет, но журналистом так и не стать. И проблема не в знаниях, а в отсутствии мастеров, у которых вернее и правильнее учиться навыкам и приёмам. Поэтому для нас, делающих первые шаги в серьёзной журналистике, поездка в Иваново – это не только общение с такими же, как и мы, молодыми, но и встреча с авторитетами медиаиндустрии.
Владимир Скоробогатько, редактор отдела газеты quot;Московская Правдаquot; дал рекомендации по дизайну современной газеты. Начал он с самого главного: quot;Технологию работы издания определяет идеологияquot;. На этот каркас наращивается всё остальное: распределение отделов, тем, жанров, рубрик, вёрстка и дизайн. quot;Оформитель сначала должен осознать то, что сближает газету с изданиями подобного рода, а потом найти свои, сугубо индивидуальные, приёмы оформленияquot;, – рекомендовал Владимир Владимирович.
Чтобы читатель не заблудился на страницах издания и экономил время на поиск нужной информации, ни одна газета не должна пренебрегать системой навигации (колонтитулы, рубрикатор, заголовки, справки, таблицы, иллюстрации, подписи).
Насколько широким будет круг аудитории, зависит от жанрового богатства, чем современная газета похвастаться не может (об интернет-изданиях и говорить нечего). Полезно для дизайн-планирования полос распределять жанры по количеству знаков. Например, новость – 500-600 знаков, заметка – 2000, корреспонденция – 5000 и так далее. Как сказал В.В. Скоробогатько, quot;гармония постигается алгебройquot;.
Привлекательность любой газете придают иллюстрации, особенно фото на первой полосе – оно задаёт своеобразную тональность всему номеру. Владимир Скоробогатько призвал уделять фото больше внимания, не бояться организовывать съёмки, стараться показывать людей в естественном состоянии (в домашней обстановке, после работы), не забывать о ярких лицах, взглядах. Чтобы не загубить полосу при размещении на ней большого количества фотографий, нужно подумать об использовании разных планов и размеров.
Если все разрозненные элементы издания будут органично влиты в его концепцию, то у газеты появится свой неповторимый стиль, и она будет узнаваема среди других. quot;Каждая буква вашего издания должна быть воплощением стиляquot;.
Генеральный директор еженедельника quot;Аргументы неделиquot; Олег Желтов в нескольких словах поведал молодым журналистам о практике подготовки своего издания. Любой корреспондент должен иметь специальное образование (журналистское необязательно) или свою область бытовых интересов. Читатель всегда чувствует, когда журналист пишет о непонятных самому ему вещах, а значит, неинтересных для читателя. Олег Желтов заинтересовал всех возможностью сотрудничества с их изданием. Он считает, что провинциальный взгляд на многие актуальные проблемы ценнее столичного. Нам посоветовали писать для обычного человека, а не для группы интеллектуалов: quot;Не любите в себе писателя! Газета не место для самолюбованияquot;.
Экстравагантное выступление директора проекта quot;Эксперты для гражданского обществаquot; Евгения Грекова запомнилось нестандартной подачей материала. Рассказывая о демократии и гражданском обществе, он смог затронуть темы мутаций человечества, количества искусственных спутников Земли, глобального потепления, социального капитала и многого другого. Евгений Греков через истории успеха трёх людей (Saiga Yuji, Никита Маршунок, Pinuccio Sciola) показал динамику развития гражданского общества.
Интереснейший мастер-класс провёл корифей современной журналистики телеведущий Андрей Максимов. Темой лекции стал жанр интервью. Маэстро обрисовал основные принципы его проведения, добавив при этом, что всё им сказанное относится к тем, кто действительно хочет стать журналистом. Людей, желающих стать собирателями слухов, он просил не обращать на его лекцию особого внимания.
Главное в интервью, по мнению Андрея Максимова, – умение слушать. Тогда придёт и умение задавать вопросы. Это надо научиться делать вовремя и по теме, иначе герой интервью может подумать, что его перебивают. Вопрос рождается из ответа.
Перед тем, как брать интервью, необходимо узнать те вещи, которые не лежат на поверхности. Человек должен понять, что он вам интересен.
Настоящий журналист чувствует себя свободно при общении на любом уровне. Только тогда получится хороший материал. Наглый или же, наоборот, забитый стили поведения журналиста говорят о неуверенности в себе.
Иногда интервьюируемого необходимо подготовить к встрече, найти с ним что-то общее, разговорить, другими словами, наладить контакт.
Важнейшими вопросами А. Максимов считает следующие: quot;например?quot;, quot;как?quot;, quot;что вы имеете в виду?quot;, quot;почему?quot;.
Всегда надо понимать не то, что человек сказал, а то, что он имел в виду.
Конечно же, всё сказанное не всегда работает на 100 процентов. Всё зависит от конкретной ситуации, конкретного человека и, во многом, от настроения обеих сторон. Но в любом случае, информация весьма ценная, и стоит обратить внимание на мнение бесспорного профессионала.
Безусловно, информационная составляющая мастер-классов очень для нас важна, но гораздо больше мы приобретаем от общения со знатоками своего дела. Привлекают ведь и сами личности, их уверенность, грамотность, вежливость, креативность… И тоже хочется стать мастером своего дела, чтоб передавать другим навыки и знания.
Информационные тенденции
quot;Районкиquot;. Плавно, из прошлого в будущее, перекочёвывают так называемые quot;районкиquot; – главные мест¬ные газеты. Это самый близкий к читателям уровень прессы. И на ивановском слёте все задавались вопросом: а будут ли существовать они завтра? Вице-президент ФРИП Михаил Григорьевич Вяткин говорит, что средний тираж таких изданий около четырёх тысяч экземпляров. Подписывают их и читают, в основном, люди старшего и пожилого возраста – либо по привычке, либо из-за отсутствия того же Интернета. Районная газета очень хорошо расходится в сельской местности. Там по объективным причинам жители не могут покупать областные или московские издания.
Ещё одна характерная особенность quot;районокquot; – главными героями в них часто становятся сами жители, публикация для них становится своеобразным моральным поощрением. Следует добавить, что quot;районкиquot; очень интересны тем, кто некогда уехал из родного места. Я могу судить это по себе: приезжая в родное Ярцево, я прочитываю местную газету от первой колонки на первой полосе до последней на четвёртой.
Веб-редактор ФРИП Игорь Николаевич Батурин (ныне москвич) привёл на своём мастер-классе другой пример. Он родом из Магаданской области, население его родного города никогда не превышало 25 тысяч жителей. Но на сайте города зарегистрировано около 90 тысяч пользователей. Сам И.Н. Батурин постоянно просматривает сайт и невольно находит знакомые фамилии и имена. И это ещё один плюс на чашу жизни quot;районокquot;. При общих тенденциях сокращения печатных тиражей, они будут оставаться, обогащаясь интернет-страничками.
Пресса в сети. Продолжающаяся тенденция – уход прессы в мировую сеть. Этот тренд обусловлен тем, что в Интернет уходит, в первую очередь, клиент-читатель, молодой – в подавляющем большинстве. Но задача сайта, по словам И.Н. Батурина и М.Г. Вяткина, не слепое копирование страниц газеты. Нельзя просто выложить HTML-версию бумажного варианта! Сайт должен стать самостоятельным продуктом редакции, и материалы должны готовиться специально для него. Он будет объединять самые разные группы жителей по интересам, администраторы соз¬дадут для них форумы, отдельные страницы (если это портал). Сайт способен вместить все фотоотчёты, полные версии статей. Не следует забывать, что поколение нынешних 15-30-летних привыкло уже (!) получать информацию только из Интернета. А это значит, что с уходом 40-50-летних могут практически уйти и печатные издания. Интересный случай замечен мною на эскалаторе в московском метрополитене. В двигающейся навстречу череде пассажиров мелькали люди, читавшие на ходу газеты. Но посмотрите внимательно в их лица: это всё люди старшего возраста…
Электронная бумага. Есть, правда, ещё вариант, что информация не станет исключительно виртуальной. Появляется и будет завоёвывать всё больший рынок электронная бумага. Она может чем-то нам напомнить суперплоский жидкокристаллический экран, но принцип свечения совершенно иной. Если экран компьютера подсвечивается лампой, то электронная бумага светится словно изнутри. Уже сейчас электронную бумагу можно покупать рулонами. Она стоит дорого, но та же мобильная связь ещё лет 10-15 назад стоила безумных денег. Так же подешевеет и электронная бумага.
Евгений Викторович Греков, директор проекта quot;Эксперты для гражданского обществаquot;, делится впечатлениями того, что видел визитки без слов. На них просто изображён бак-код, который фотографируется телефоном со специальной функцией, после чего на экране вашего мобильного устройства появляется вся зашифрованная информация. Это ещё один шаг к оцифровке реальности. В скором времени можно будет просто навести камеру мобильного телефона на какое-нибудь здание, и он выдаст всю информацию по нему: кем и когда построено, какова площадь, какие учреждения в нём располагаются и т.д.
Социальный капитал. По мнению Е.В. Грекова, всё большую ценность будет набирать социальный капитал. Это ценности, традиции, обычаи, условности между людьми, которые можно обращать в деньги. И он привёл несколько примеров. Это широко известный quot;Казантипquot;, который стал популярен просто потому, что подарил людям quot;щастьеquot;. Именно слово quot;щастьеquot; стало брендом quot;Казантипаquot;. Это город-призрак в Японии, который остался на небольшом острове, где некогда добывали уголь. Потом появилась музыка городов-призраков, фильмы о них и др. На ближайшем берегу вырос туристический центр, откуда люди могли посмотреть на пустующий город. В итоге в этом году, спустя двадцать лет забвения, правительство Японии приняло решение открыть город. Ещё один пример с поселениями на острове Сардиния в Италии. Там однажды кто-то из жителей попросил художника изобразить на стене дома всё то, что дорого хозяину: собаку, тёщу, финиковое дерево, старую прялку. А потом пошло-поехало. И все стены города украшены теперь настоящими произведениями искусства. От туристов нет отбоя. И список примеров можно продолжать. Деньги делаются из желания людей быть вместе, приобщиться к легендам. Хорошо зарабатывают социальные сети quot;Вконтактеquot; и quot;Одноклассникиquot;. Буквально из воздуха сыплются монеты в Великом Устюге (псевдородине Деда Мороза) и городе Мышкине (псевдородине всех мышек на Земле)…
Уезжая из Иванова, мы так и не убедились, что Иваново – город невест. Некогда было!

Для сведения коллег:
Начальник отдела СМИ и коммуникаций Управления информационной политики и общественных связей Аппарата Администрации области Олег Толстоус с 12 ноября по приглашению регионального политсовета ВПР quot;Единая Россияquot; перешёл на ответственную работу в областной исполком ВПР.

Рождённые в перестройку знают об этом понаслышке…
Осень – время свадеб

Другие новости по теме