Дороги

Смоленщина на колёсах

29 января 2010 года в 12:51
Не секрет, что вся жизнь современного человека связана с транспортом, для большинства смолян – с общественным. Сильным потрясением для жителей областного центра стали изменения в маршрутной сети города, внесённые 21 ноября прошлого года. Многие горожане попросту в них потерялись.
В течение двух месяцев городские власти собирали замечания и пожелания по работе новой маршрутной сети и внесли в неё изменения, которые вступят в действие с 6 февраля.
В порядке обмена информацией "Смоленская газета" предлагает читателям и муниципальным властям своеобразный коллаж, где наши сотрудники без прикрас описали свои отношения с общественным транспортом. Для сравнения мы опросили жителей нескольких районных центров: а как у них с маршрутками?


СМОЛЕНСК:

Мнение гостей
Я – учительница, привезла четверых школьников на областную олимпиаду в педагогический лицей. Вышли на узловой улице Желябова, откуда раньше можно было уехать маршруткой в любой конец Смоленска. Сейчас же это оказалось проблемой: никто не мог нам толком объяснить, как добраться до лицея. Какой-то броской рекламной информации об изменении маршрутов найти не удалось. В итоге выручил трамвай – отвёз нас до ул. Багратиона, дальше мы пошли пешком. А ведь мороз!
Уважаемые градоначальники Смоленска, помните, что маршрутные такси в областном центре не только для его жителей, но и жителей всей области. Не стесняйтесь информировать глубинку через СМИ о своих новациях и пореже тасуйте маршруты!
Л.В. Кондратова, Духовщина


Заднепровье. Покровка
В одночасье большинство маршруток (да и автобусов тоже) поменяли свои маршруты движения. Изменилась протяжённость маршрутов, что, может быть, и неплохо, появились новые. Увеличилось количество самих "Газелей". Есть информация, что их станет ещё больше, что, в общем-то, тоже хорошо.
Но вот у многих горожан создалось впечатление, что маршруты этих юрких микроавтобусов стали какими-то запутанными. Часто слышишь жалобы, особенно людей в возрасте, что садишься в маршрутку со знакомым номером, а тебя завозят совсем в другую сторону. Мне могут возразить, что вот, мол, молодёжь быстро схватывает всякие изменения, а старики, что с них взять? А разве население областного центра состоит сплошь из молодёжи? Да и молодые продолжают путаться в номерах маршруток.
Зачастую на остановках общественного транспорта складывается такая ситуация. В толпе ожидающих пассажиры спрашивают друг у друга: "А куда идёт эта маршрутка?" Пока дождёшься ответа, машина уже ушла. Читаешь на стекле "Газели" длинный список остановок (в три раза больший, чем раньше) – маршрутка опять ушла… А в часы пик место в ней по-прежнему берётся штурмом.
Интересуешься у знакомых: кто как добирается на работу и с работы домой? Немногие разобрались с новыми маршрутами. Пока поймаешь "свою", пропускаешь две-три. Да и заполняются они в основном на конечных остановках, а промежуточные проскакивают забитыми до отказа. И опять надеешься на старенький надёжный трамвай…
О стабильных интервалах или чётком расписании движения говорить уже не приходится. Они существуют только у некоторых автобусов, в основном пригородных. Да трамваи ходят с более-менее стабильными интервалами.
В конечном итоге, не сомневаюсь, привыкнем к новым маршрутам, выберем нужные для себя, и всё нормализуется. Рано или поздно. Если к тому времени городские власти не придумают ещё какие-нибудь новшества…
Не так давно, будучи в столице, обратил внимание на большие щиты на остановках. Там красочно (в цвете) и подробно обозначены все маршруты городского транспорта, проходящего через остановку. Наглядно и удобно. Мне скажут: Москва – не Смоленск, там и приезжих больше, и денег у Лужкова немерено. Я понимаю, стоят эти плакаты немалых денег. Так-то оно так. Но и мы – областной центр. И ездит к нам по разным делам тоже много народа. Да и коренным горожанам не помешала бы подобная информация.
В любом случае мы упираемся в недостаток информации для граждан! Кто, как и когда будет эти вопросы решать?
Александр ШКОЛЬНИКОВ

Ситники
Микрорайон Ситники, где я живу тринадцатый год, давно уже стал притчей во языцех по части транспортного обслуживания. Раньше сюда можно было добраться лишь на трамвае. Люди штурмовали вагоны: пуговицы на верхней одежде вырывались буквально "с мясом". Утром доехать с улицы Маршала Ерёменко до центра города можно было только стоя на одной ноге.
Сейчас маршрутки заполонили родной город. Но картина десятилетней давности нет-нет, да и вновь повторяется в Ситниках. Трамвай под номером "три" по-прежнему ходит по маршруту "Областная больница – микрорайон Ситники". Серьёзную конкуренцию ему составляет маршрутное такси. На нём я добираюсь на работу за 20 минут. На трамвае – за час. Но вот удобно усесться в маршрутке удаётся не всегда. Люди чуть ли не штурмом берут "Газельку" и небольшой автобус, прозванный в народе "китаёзой". Особенно в часы пик – с восьми до девяти и после восемнадцати. Раньше было проще. Маршрут №27 начинался с улицы Маршала Ерёменко и заканчивался на площади Победы. Выйдя чуть пораньше с работы, горожанин мог спокойно сесть в пустую маршрутку и через 15-20 минут доехать до своего дома на Ерёменко или улице Лавочкина. Правда, если не было пробок на Большой Советской или же в районе Королёвки. Теперь по-другому. Маршрут продлён до физдиспансера на Кирова. Без отстоя "Газель" следует мимо "Центрума", остановки "Кинотеатр "Современник" и далее до Ситников. Кто хочет уехать до Колхозной площади, добираются быстро. И таких, по моим наблюдениям, набирается иной раз чуть ли не половина салона. А вот с площади Победы уже не всегда сядешь в микроавтобус. Коренные жители Ситников, привыкшие годами возвращаться в родной микрорайон со Смирнова, оказались у разбитого корыта. Уехать не на чем, а если маршрутка и останавливается, то в ней всего два-три свободных места. А желающих добраться до Покровки, не говоря уже об улице Маршала Ерёменко, десятки. Меня лично выручает семнадцатый маршрут. От конечной остановки на Лавочкина до моего дома минут десять быстрой ходьбы. Если же я выхожу из "Газельки" под номером 27, то через минуту уже переступаю порог своей квартиры. Почувствуйте разницу, особенно в двадцатиградусный мороз.
Недовольны продлением 27-го маршрута и все соседи по дому, а это более 60 семей. Большинство из них работает в центре, и добраться до места работы стало головной болью. А уж вернуться после трудового дня вовремя – и вовсе сродни подвигу. Поневоле вспомнишь классика российского чёрного юмора Виктора Черномырдина: "Хотели как лучше, а получилось как всегда!"
Александр ШИЛКИН

Улица Фрунзе
Остановка "Улица Фрунзе" занимает, казалось бы, весьма выгодное промежуточное положение: между Ситниками, Королёвкой, Садками, Автозавод¬ской и Колхозкой. Можно не только воспользоваться любым маршрутом (в зависимости от нужного направления), проходящим через Фрунзе, но и просто пешком спуститься до площади и выбрать необходимый. Однако именно эта промежуточность до смены маршрутов была основной проблемой. Особенно по утрам, когда толпы граждан, студентов, мам с детишками устремляются на остановки. Возникают первый пиковый момент и первые проблемы. На Фрунзе подъезжают маршрутки с нескольких направлений, но, увы, переполненные. В лучшем случае одно-два свободных места. И всё! Так было раньше, когда ходили: 22, 22д, 52 с Автозаводской, 16, 16д, 27 и 38 со стороны Королёвки, 5 и 34 из Садков, 46 с Юрьева. Причём пять из десяти – до Колхозки, три – до площади Победы, по одной – до Киселёвки, энергоинститута и областной больницы. Теперь прибавились маршруты 6, 9, 13, 21, удлинились прежние. На каждой из "Газелей" можно без проблем доехать до пл. Победы. Только 5-й по-прежнему дальше Колхозной площади не едет. Мне лично удобнее стало добираться до работы – до остановки "Улица Октябрьской революции" доезжаю на 13-м или 38-м. К тому же всегда есть альтернатива прогуляться пешком с площади, времени на это уходит всего 10 минут.
Что касается обратной дороги, то меня выручают те же маршрутки плюс 27-я, которая идёт по Николаева. И, конечно, полезные для здоровья прогулки до площади Победы, где большой выбор маршруток (их я насчитала семь!), они с радостью довезут меня до желанной улицы Фрунзе. Поэтому вечернего часа пик я почти не ощущаю.
Елена ТАРАСЕНКО

Ленинский район
Живя на улице Нахимова, неподалёку от трикотажной фабрики, я в большинстве случаев не испытываю трудностей, когда надо куда-то добраться на транспорте. Трамвай с относительной лёгкостью может доставить меня и в центр, и на Киселёвку, и в Ситники. Если мне надо на улицу Кирова или Шевченко, то лучший помощник тут троллейбус. На работу обычно добираюсь пешком либо на 44-й маршрутке, которая по воле городских властей не изменила свой маршрут.
Пожалуй, единственным неудобным для меня пунктом назначения является участок улицы Большой Советской в районе Успенского собора, куда надо добираться от площади Победы либо пешком, либо с пересадкой. А сесть в маршрутку там, как известно, довольно сложно.
Безусловно, было бы очень удобно, если бы на остановках общественного транспорта имелись схемы движения маршруток, многие из которых теперь ходят совсем не так, как раньше. Ведь люди за долгое время привыкли к одним маршрутам, а теперь они зачастую не могут разобраться во всех нововведениях.
Дмитрий КОМАРОВСКИЙ

Смядынь
Краснофлотские улицы завязаны на два маршрута – №8 и №4. Они соединяют район с центром города (Нахимова – пл. Победы) и Колхозной площадью. Недоступными для жителей остаются Промышленный район, Киселёвка. Попасть на улицы Шевченко, Соколовского возможно только с пересадками.
С появлением маршрута №6 в 1-м Краснофлотском переулке у жителей района появилась возможность уехать на Кловку.
Проблематично время движения 8-го маршрута – с перерывом в 40 минут. При этом регулярно ходят маршрутные такси-"восьмёрки", их на линии не менее трёх.
Ещё реже появляется "четвёрка" – три утренних и три вечерних рейса, утром последний в 8.15, вечером – в 18.50. В выходные дни дополнительных рейсов в утренние часы нет. Нередки поломки единственного автобуса на линии, в этом случае жители либо ловят маршрутку на конечной остановке, либо поднимаются пешком по горкам на Багратиона – далеко и скользко. А уж с перекрёстка Багратиона и Нахимова трамваем можно добраться до главных транспортных развязок – площади Победы и Колхозной.
Надежда БАГАРА

ОБЛАСТЬ:

Рославль
Маршрутное сообщение в нашем городе вполне нормальное. Основные автобусные маршруты дублируются маршрутками, что очень удобно и позволяет в разы увеличить скорость передвижения по городу. Плюс маршрутного сообщения в Рославле, на мой взгляд, - отсутствие в автопарке (как муниципальном, так и частном) «Газелей», которые так популярны в областной столице. Старенькие и не очень «Пазики» не в пример безопаснее. По крайней мере, во время поездки не переживаешь, что вдруг откроется дверь, и ты вывалишься на повороте, или что маршрутка может случайно въехать в сугроб (что не раз бывало с моими знакомыми). Ещё одно немаловажное достоинство – в Рославле давно не повышалась цена на маршрутки (как, впрочем, и на автобусы) в Рославле. Цена за проезд – 7 рублей 50 копеек – стабильна уже довольно-таки давно. И, конечно, являясь небольшим городом (но всё-таки городом), Рославль безопасен в плане различных аварий маршруток. Нет скопления машин, пробок. А ещё маршрутки у нас не горят в отличие от Смоленска.
К минусам я бы отнесла неравномерное распределение машин по маршрутам. То есть по одному маршруту идут, скажем, пять машин, а по другому – одна. Так что «счастливчики» едут, а остальные завистливо смотрят вслед уже пятому уходящему «Пазику» и терпеливо (или не очень) ждут свой номер. Кто решает, какое направление многолюднее и рентабельнее – непонятно. Местного референдума не проводили...
Марина, жительница Рославля

Вокруг Смоленска
«У нас вообще транспорт кажется вечной проблемой, – жалуется Анна Васиевская, жительница деревни Лубня. – Муниципальный автобус ходит редко, поэтому у нас проходит так называемый коммерческий рейс. Вот с ним постоянно проблемы. Сначала мы никак не могли договориться о времени отправления, потому что все жители нашей деревни работают, а дети учатся в городе. После нервотрёпки всё-таки нашли компромиссы. Теперь проблема в том, что этот «Пазик» часто ломается. На новогодние праздники транспорт ходил редко и непонятно как».
«Что творится с нашим транспортом – не пойму, - вздыхает Татьяна Журавлева, проживающая в посёлке Сметанино. Печально известные местные маршрутки отходят по мере загрузки. Конечно, мы не ждём часами, но трудности испытываем».
«Мы постоянно испытываем трудности с транспортом, уже привыкли, - рассказывает жительница деревни Рябцево Починковского района Светлана Сапроненкова. – В Смоленск у нас ходит автобус только два раза – в два часа дня и шесть часов вечера. Есть и электричка, которая проходит около шести утра и девяти вечера. Раньше от отсутствия транспорта страдали детишки, которым приходилось добираться до школы или детского садика в соседнюю деревню Лосня, а это около 20 км в одну сторону. Но сейчас эта проблема решена, районные власти выделили школьный автобус».
«Слава Богу, автотранспорт у нас ходит исправно, - улыбается Маргарита Журавкова, проживающая в Дорогобуже. – В Смоленск можно уехать каждый час с семи утра до семи вечера. Нет никаких проблем и затруднений, хотя лет пять назад были».
Ксения ДЕЛИГОДИНА

Ярцево
Замерзающего от долгого ожидания транспорта пассажира на остановках в Ярцеве увидеть невозможно. О том, что такое ждать автобус более пяти минут, здесь забыли лет пять назад. В 2004 году на муниципальном автопредприятии было решено поставить крест.
Одним из основных частных перевозчиков стало предприятие «Автолайн». Оно взяло на себя обязанность по обслуживанию 12 пригородных и 10 городских маршрутов. 20 автобусов ежедневно выходят на линию городских маршрутов и 20 – на пригородные и в Смоленск. В среднем возраст автобусов составляет три года.
Последнее дорогостоящее приобретение «Автолайна» – навигационная спутниковая система «Глонасс», которая позволяет в режиме реального времени из кабинетов руководителя или диспетчера отследить местонахождение автобуса, вышедшего на маршрут. Речь идёт не только о строгом контроле над соблюдением расписания, но и о возможности произвести замену из резервного парка в случае поломки автобуса, создавшейся аварийной ситуации и других непредвиденных обстоятельств.
В последние два года в городе можно увидеть нелегальных перевозчиков на десятирублёвых маршрутках. Администрация, депутаты, ГИБДД, транспортная инспекция объединили свои усилия по борьбе с такими небезопасными для пассажиров перевозчиками. За помощью в наведении порядка обращались и в областной Департамент дорожного хозяйства и транспорта. Многие из нелегалов заключили официальные договоры на перевозки, кто-то по-прежнему рискует. Но пассажир нынче тоже грамотный, большинство горожан предпочитает постоять лишнюю минуту в ожидании автобуса, чем рисковать своим здоровьем.
Татьяна РАЙХЛИНА
Власть и профсоюзы: есть контакт!
Губернатор поздравил художника с победой

Другие новости по теме