Дороги

С той стороны газетного прилавка

2 июня 2009 года в 14:12
Продавец - одна из самых массовых профессий в нашей стране. Мы сталкиваемся с ними ежедневно до семи раз (проверьте!). Но что мы знаем о людях, находящихся по ту сторону прилавка? Какими они видят нас? Каково им с нами?
Сегодня мой собеседник - киоскёр газетного киоска в Смоленске. Ирина работает на этом месте сравнительно недавно - заставил кризис, но она долгое время занималась предпринимательской деятельностью, причём специализировалась именно на печатной продукции.
- Как люди попадают работать в киоск? Насколько вам было тяжело поменять социальный статус, перейти на не самую престижную работу?
- Сюда привели семейные обстоятельства - меня устраивает прежде всего график работы. Зарплата у нас небольшая, но кризис заставляет ценить любую работу.
- Что приносит большую прибыль вашему киоску - торговля газетами и журналами или сопутствующими товарами? Вот у вас, помимо книг в мягких обложках, в продаже канцелярские товары, батарейки, заколки, бижутерия...
- Однозначно это газеты и журналы! Делают, выручку дорогие детские издания например, журнал «Весёлый художник» - более 100 рублей, сейчас много изданий развивающего плана для детей, много развлекательных - какой-нибудь «Человек-паук». По своему опыту знаю, что ещё десять лет назад такого разнообразия не было.
- Что из газет и журналов пользуется наибольшей популярностью?
- То, что мы стремимся вынести поближе к покупателю, периодические издания, местные и федеральные. Хотя вот вчера вечером я собиралась идти домой - за 10 минут у меня появилось в кассе 500 рублей: взяли дорогой женский журнал «Elle» и тому подобное. Так что бывает по-разному. По объёмам лучше всего расходятся газеты, а, скажем, специализированные издания по здоровью («ЗОЖ», «Травник», «Народный доктор») - казалось бы, сверхпопулярная тема - заметно хуже. Но без них тоже нельзя.
- Распространено мнение, что у нас сейчас в торговле засилье жёлтой прессы...
- Многих покупателей интересует пресса посерьёзней - так об этом прямо и говорят. Спрашивают «Говорит Смоленск», журнал «Смоленск», «Эксперт»... Думаю, что многое зависит от того места, где расположена торговая точка. Я живу в другом районе, далеко отсюда, возле моего окна такой же киоск, и я могу ответственно сказать, что там люди берут периодику заметно меньше.
- Есть ли какие-то характерные особенности у покупателей тех или иных
изданий?
- Люди, которые покупают «Новую газету», «Советскую Россию» или «Завтра», как правило, приходят только за ними и редко берут что-то ещё. Они строго придерживаются своих убеждений и чуть что охотно заводят о них бесконечные разговоры. Поэтому с ними нужно быть особенно аккуратной и не давать повода для дискуссии. Разумеется, убедить их в чём-то я не пытаюсь, поскольку мне здесь политинформации ни к чему.
- Профессия видна по людям?
- Пожалуй, нет. Только достаток.
- Бывают ли конфликты, обещают ли на вас пожаловаться начальству?
- Нет, не было такого, наоборот, говорят: «Мы будем покупать только у вас!» - и так далее. Стараются узнать график моей работы, чтобы прийти за покупкой именно ко мне. Здороваются, говорят спасибо...
- Как вам это удаётся?
- Думаю, надо любить людей и уважать их, находясь на любой работе! Здесь нужно смелее предлагать товар, идти людям навстречу, в каких-то разумных пределах доверять им.
- Меня изумил случай, я сам ему был свидетель, когда вам вернули лишнюю сдачу - ни много ни мало 500 рублей!
- Сама не знаю, как я так ошиблась, но покупатель оказался порядочным человеком, деньги вернул сразу. Вообще, жаловаться не приходится - люди в основном приветливые, доброжелательные, благодарные.
- Не стремятся ли покупатели «сесть на шею»?
- Некоторые просят оставить свежий экземпляр, даже требуют: «Позвоните мне, когда выйдет кроссворд!» - и предлагают номер своего сотового телефона. Я отказываюсь. Тогда они просят мой номер: «Я вам буду звонить...». Тут, конечно, мужчины более активны. Смотрят, на какой руке кольцо, и так далее. Есть, конечно, и такие: «Ой-ой-ой, у вас нет моей любимой газеты, она единственная, что только можно читать, как же вы так работаете!..» - и тому подобное.
- Вообще, мне странно слышать про такие долгие диалоги, поскольку продавец в киосках, как правило, закрыт от покупателя. Чтобы увидеть его лицом к лицу, нужно быть небольшого роста или низко наклоняться к окошечку, что не всегда удобно в людном месте...
- Тем не менее... Поскольку женщины обычно ростом пониже, им разговаривать легче. Хотя с мужчинами гораздо проще, чем с дамами. Мужчины и сдачу монетами по 5 копеек берут, и сагитировать их легче... Покупательницы гораздо более капризные, требуют больше времени и неохотно расстаются с деньгами.
- Как вы поступаете в сложной ситуации?
- Я исхожу из того, что любой человек ценит внимание к себе. Конечно, покупателю необходимо про товар рассказывать, показывать, что-то советовать... И это нормально. Я обязана это делать. Должна быть терпеливой. Конечно, некоторые люди приходят разрядиться, сбросить плохую энергию - к концу рабочего дня устаю именно от них. Но понимаю, что по-другому нельзя: это моя работа, и это моя выручка, в конце концов. Опустошённость - оборотная сторона общительности, контактности. Ничего не поделаешь: нужно нести положительный заряд, поддерживать хорошее настроение у покупателей, чтобы они уходили довольными и потом возвращались снова. Конкурентов, вы знаете, у нас хватает.
- Каковы главные покупательские заблуждения и предрассудки, если так можно выразиться?
- Некоторые считают, что если товар залежался, он подлежит обязательной уценке. Мне приходится часто объяснять: если бы я сама устанавливала цены на продукцию, будучи предпринимателем (а раньше так и было), то я, естественно, могла бы продавать дешевле. Но в нашей организации цены устанавливаются централизованно, заниматься самодеятельностью я не могу.
Часто просят назвать точные даты доставки в киоск тех или иных ежемесячных журналов. Приходится убеждать, что конкретных сроков нет.
Дети стали более избалованными, клянчат у родителей купить что-нибудь до тех пор, пока те не согласятся. Часто купив игрушку или книжку ребёнку, родители вынуждены брать ещё одну или менять оплаченную на другую, так как чаду покупка уже разонравилась. Раньше такие случаи были единичными, теперь - сплошь и рядом.
- Случаются ли проблемы со сдачей? Приходят ли с утра разгневанные клиенты с тысячерублёвками?
- О, этого действительно хватает!.. Каждое утро два-три человека являются обязательно, иногда больше. Но обычно они выполняют мои просьбы, говорят: «Я разменяю и вернусь» или «Я занесу попозже». И тут уже смотришь по ситуации: если покупатель обещает «потом» значительную сумму, рублей 50 и выше, то, конечно, не соглашаешься. А по мелочи - идёшь людям навстречу. Конечно, они довольны.
- Какие плюсы у вашей профессии?
- Знаете, работа с людьми - всегда самая сложная. Но когда покупатели довольны, когда все говорят спасибо, это очень приятно. Мне нравится общаться с людьми, особенно с умными, хорошими, интеллигентными. Такие покупатели встречаются. Вот и с вами я разговорилась...
- Спасибо за интервью, Ирина, читайте его в свежем номере «Смоленской газеты»!
- Непременно!
Сергей МУХАНОВ
Псевдочастный квазибизнес
Если бы не этот конкурс...

Другие новости по теме