4 декабря 2016 11:14
USD 64,15   EUR 68,47
24 марта 2010 1082

Разум пассажира – лучший контролёр

Разум пассажира – лучший контролёр
Компания РЖД проводит эксперимент. На Ярославском и Павелецком вокзалах Москвы в ближайшее время поставят около 300 турникетов от "зайцев". На Ленинградском вокзале такие уже появились. А у нас не так давно реконструирована пассажирская пригородная инфраструктура на станции Смоленск – Центральный. Оборудован зал с двумя турникетными линейками АСОКУПЭ. Стоимость проекта – 212 млн. рублей.

Высота дверец – 1,7 метра, толщина стекла – 12 мм. Отодвинуть створки нельзя, перепрыгнуть – невозможно! Пройти, “прилипнув” сзади к другому пассажиру, не получится. Неудивительно, что "зайцев" сразу стало меньше.
- Многие видят турникеты и сразу разворачиваются к кассам, идут покупать билеты, - рассказывают смоленские контролёры.
Если новая техника зарекомендует себя хорошо, как в Смоленске, её установят на всех московских вокзалах. Но даже супер-турникеты, увы, не спасут железную дорогу от огромного количества безбилетников.
“Зайцами”, по мнению психолога Дмитрия Клевцова, далеко не все люди становятся от безденежья.
- Проблема безбилетников – социально-психологическая, - уверен Дмитрий Клевцов. – Советский человек был избалован государством. Ему многие блага доставались или дёшево, или совсем бесплатно. И эта установка: “Весь мир мне должен” – у многих людей осталась. Конечно, это инфантилизм. Но последствия – неприятные. В душе безбилетника постоянно идёт внутренняя борьба. С одной стороны, он понимает, что ездить “зайцем” нехорошо, и боится контролёров. С другой стороны – постоянно убеждает себя, что он прав. Отсюда – рост внутренней напряжённости. Человек становится
нервным, конфликтным. А поскольку безбилетников много, растёт градус социальной тревоги в обществе.
Многие “зайцы” под своё нежелание покупать билет подводят теоретическую базу.
- Каждый день ездим в переполненных электричках. Отопление – то есть, то нет, вагоны старые. А нам ещё за это и платить?!
Действительно, претензии к железной дороге обоснованны. И вагоны часто неновые, и комфорта не хватает, но…
- Немалую часть этих проблем создают сами же безбилетники, - утверждают в управлении Московской железной дороги. – До 30% пригородных пассажиров сегодня ездят “зайцами”. Только за прошлый год мы потеряли из-за безбилетников 4,5 миллиарда (!) рублей. Эту сумму можно было потратить как раз на ремонт старых и покупку новых вагонов, ремонт платформ и другие важные для пассажиров вещи.
Согласны с мнением москвичей и их коллеги из Смоленского отделения МЖД. У нас ежедневно курсирует в среднем 35 пар пригородных поездов. Часть пассажиров норовит проехать "зайцем". За год набегает солидная сумма потерь от проезда безбилетников – миллионы рублей.
Недавно, кстати, железнодорожники отчитались, на что уходят деньги, полученные от продажи билетов на электрички. Цифры говорят сами за себя. Из каждого рубля 10 копеек идёт на техобслуживание и текущий ремонт вагонов и локомотивов. 24 копейки – на капитальный ремонт подвижного состава. 6 копеек – на его обновление. 14 копеек – на содержание платформ: чтобы не было на них снега, мусора и ям. Итого: 54 копейки из каждого рубля уходит исключительно на создание комфортных условий поездки! Остальные 46 копеек – на другие эксплуатационные расходы (38 коп.) и зарплату железнодорожникам (8 копеек с каждого рубля).
Итак, деньги от продажи билетов идут на дело. Но их не хватает. И получается замкнутый круг. “Зайцы” не платят, потому что мало комфорта. А мало комфорта, потому что “зайцы” не платят. И что делать? Покупать билет. Другого варианта нет. Ведь пригородные перевозки сегодня для железной дороги убыточны. В прошлом году в области перевезено более двух миллионов пригородных пассажиров, и хорошо, что Администрация Смоленщины по мере сил и возможностей погашает убыточность пригородных сообщений. Ведь государство эти убытки, как было в советское время, не покрывает. А безбилетники их даже увеличивают! Если так пойдёт дальше, не видать нам новых электричек с мягкими креслами. К слову сказать, у нас уже появились рельсовые автобусы РА-2 в трёхвагонном исполнении. Они курсируют из Смоленска до Рудни и Рославля. А что делать с дизель-поездами, которые постепенно изнашиваются? Наши дети не скоро поедут в вагонах с беспроводным Интернетом. Да и число пригородных поездов может резко сократиться. Зачем делать рейсы, приносящие лишь убытки?! Безбилетники сегодня – главный тормоз развития всей системы пригородных перевозок. И от этого тормоза нужно избавляться. В лозунге “Совесть пассажира – лучший контролёр” слово “совесть” можно заменить на “разум”. Потому что разум подсказывает: надо платить! Пока ещё есть за что.

Александр МАЛЬЦЕВ

Опубликовано в "СГ" 25 марта 2010 г. №32(607)
Новости по теме
07 октября 2010 2244
«СГ» заинтересовалась: почему изменились маршруты движения пригородных поездов? Дизель Смоленск – Рославль теперь ходит только до Починка. Из Смоленска до Фаянсовой нельзя добраться по вторникам, средам, четвергам и пятницам. В эти дни пригородные поезда ходят по усечённому маршруту Ельня – Фаянсовая, а по субботам, воскресеньям и понедельникам - как и прежде. Перестал курсировать дизель Смоленск – Рудня. Железнодорожники объясняют это тем, что областная Администрация не компенсирует убытки, которые несёт железная дорога, осуществляя пригородные перевозки. Наш корреспондент попросил разъяснить ситуацию заместителя начальника Департамента дорожного хозяйства и транспорта Смоленской области Владимира ПЛЕШКОВА.
08 сентября 2009 1675
На Московской железной дороге продолжается эксперимент по продаже билетов на пригородные поезда через платёжные терминалы «Вся Москва». Для пассажиров пригородных электропоездов Белорусского направления МЖД подключено 15 терминалов на пяти остановочных пунктах. Наибольшее количество таких автоматов установлено на Белорусском вокзале – четыре.
10 августа 2011 1410
Лето – горячая пора для дачников. Большинство пригородных маршрутов автобусов и электропоездов оказываются перегруженными. Среди пригородных железнодорожных маршрутов есть один, который бьёт все рекорды по предоставленным неудобствам для пассажиров. Речь идёт о маршруте «Смоленск–Красное». На первый взгляд, маршрут более чем обычный. Электрички идут по железнодорожной ветке «Москва–Минск», её протяжённость всего около 70 км, время в пути – 1,5 часа.
02 июля 2012 1252
Платить за проезд в автобусах межрайонного сообщения теперь будем больше: километр подорожал на 20 копеек. Речь идёт о маршрутах протяженностью больше 50 км
Электрички станут короче
19 августа 2012 1366
Пригородные поезда могут стать «транспортом не для всех» или вовсе исчезнуть. РЖД никак не может договориться с властью региона о компенсации своих убытков. Медведев заявил, что субсидии на поддержку пригородных перевозок в 2013 году будут выданы в последний раз
"));