4 декабря 2016 17:18
USD 64,15   EUR 68,47
19 апреля 2010 1726

Не такие, как все

Самое страшное в жизни любого родителя – наблюдать страдания собственного ребёнка, не имея возможности помочь ему. Проблема полноценного воспитания детей-инвалидов была и остаётся для нашей страны темой больной. Родители детей-инвалидов города Ярцева объединились и просят не только прислушаться к их проблемам, но и предлагают, как их решить.

Во время сбора материала для этой корреспонденции в памяти волей-неволей всплывали случаи, когда приходилось сталкиваться с проблемами детей-инвалидов. Мама глухонемого Алёши, чтобы не отправлять ребенка далеко от дома, приложила все силы, чтобы научить мальчика воспринимать речь преподавателей. Алёша даже ходил в спортивную секцию. Через какие круги ада пришлось пройти молодой красивой женщине, посвятившей жизнь сыну, знала только она. Один эпизод так и стоит перед глазами: концерт детей-инвалидов, Алёша танцует в паре с сестрой, вдруг замолкает музыка, глухой мальчик продолжает двигаться по сцене – в зале хохот, и сестра тоже не прерывает танца, чтобы Алёша не понял, что случилось, и не за¬плакал. Что чувствовала при этом мама, нетрудно догадаться.
Только в Ярцеве 200 детей-инвалидов и 400 среди молодёжи, если же взять цифры по области, стране – они шокируют. Инвалидность неумолимо растёт, а общего решения, как дать возможность инвалиду почувствовать себя личностью, нет. Есть отдельно медицина, отдельно соцработники и педагоги. Что получается в целом? Вот как обрисовала свою проблему мама пятилетней Ирочки Ольга Нестерович:
- В роддоме моему ребёнку была внесена инфекция в кровь, из-за чего начались осложнения на внутренние органы. В последующем нам поставили диагноз "задержка психо-речевого развития". С рождения мы выполняем все рекомендации врача, но этого недостаточно для нормального развития ребёнка. В один из детских садиков мы проходили полтора года. Это было хождение по мукам! Каждый раз, забирая дочь из садика, я выслушивала гадости от заведующей, медперсонала и воспитателей. Терпение лопнуло, когда мне в лицо заявили, что такие дети, как моя Ирочка, "портят внешний вид детского сада". Мы пытались перевести ребёнка в другой сад, но, узнав диагноз, нам там отказали. В следующем нам намекнули, что место моего ребёнка в психиатрической больнице. Я ощущаю себя футбольным мячом в несуществующей игре. Что делать дальше?
Сложить руки и смотреть, как перед твоим ребёнком закрываются все двери, – боль любой матери. То, что рассказала Ольга Нестерович, могут повторить сотни, тысячи других матерей. Совсем недавно по телевидению прошел сюжет, как в одном из подмосковных городов власти закрыли специальный детский сад для детей-инвалидов, чтобы передать помещения здоровым детям. Этот эпизод характерен для нашего общества в целом: мы поделили людей на нужных и бесполезных. Но как же это бесчеловечно по отношению к детям, ведь у них не будет никакого стимула жить дальше!
Оксана Московцева - многодетная мама, вслед за Никитой у неё родились близнецы Сёма и Илюша. У обоих мальчиков ДЦП. Доктора сказали, что детки перспективные, надо только кропотливо заниматься. Кстати, на Западе церебральный паралич вообще не приговор. Вот и родители близнецов активно взялись за вовлечение детей в жизненный процесс, однако о детском саде с ДЦП речи нет. А место в санатории – это временный процесс общения. Оксана Анатольевна совершенно справедливо замечает: "Чтобы у моих детей было будущее, они должны ходить и в сад, и в школу. Я не хочу, чтобы они были изгоями в обществе". Действительно, Конвенцию о правах ребёнка, где чёрным по белому написано, что государства признают права неполноценных детей на особую заботу и всем детям должна быть обеспечена возможность определить себя как личность, никто не отменял. Но вот только за десятилетия при всех властях в нашей стране так и не была выстроена чётко линия жизни человека с отклонениями в развитии или здоровье. Между тем всё новые заболевания объявляются болезнями XXI века.
Честно говоря, если про ДЦП приходилось слышать не раз, то вот с таким заболеванием, как аутизм, сталкиваться не приходилось. Уже в Интернете пришлось выяснить, что это генное заболевание стало стремительно распространяться с 1980 х годов и сегодня им страдают 6 человек из 1000. Особенно склонны к аутизму мальчики (болезнь у них проявляется в четыре раза чаще). Родители начинают замечать, что их дети реже других улыбаются, не откликаются на своё имя. Нарушение развития мозга сказывается на характере общения ребёнка, но при этом он, как и большинство, не любит одиночества. Психиатры прогнозирует прогрессирование аутизма, а это значит, что никто из нас не застрахован, что в семье не появится вот такой человечек – дитя эпохи прогресса.
По ходу "втягивания" в тему пришлось познакомиться и с другими отклонениями в здоровье детей. В большинстве случаев малыша можно адаптировать к окружающей среде, но при этом должно быть не только желание родителей, но и понимание со стороны окружающих. Конечно, работники детских садов не обязаны разбираться в поведении детей с отклонениями в здоровье, если не учитывать чисто человеческую сторону. С болью в душе говорит Оксана Ануфриенкова о своей истории:
- Моему ребёнку почти пять лет, с заболеванием "задержка психо-речевого развития" нам дали группу инвалидности. Дочери очень нравится общаться с детьми, она вообще растёт доброй и радостной девочкой, но из-за некоторых особенностей, связанных с её заболеванием, в садике стали высказывать в мой адрес неприятные вещи. Мне посоветовали приходить на прогулки, я согласилась. Потом у нас родился второй ребёнок. И вот я с ребёнком в детской коляске приходила на прогулку к старшей дочери в садик. Мне становилось так обидно, когда я видела безразличие воспитателей. Неужели человек, называющий себя педагогом со стажем, не может лишний раз подарить ребёнку улыбку или отнестись с пониманием к чужой беде? История с детским садом закончилась разговором с заведующей, которая меня спросила: "Что, вы свято верите в то, что она, как все?" Сегодня я хочу ответить: "Да, я верю! И в то, что есть хорошие люди, которые смогут нам помочь".
Что же реально может предложить государство родителям, имеющим детей с отклонениями в здоровье? Сегодня, как и вчера, существуют три варианта получения образования: специнтернат; общеобразовательная школа, где дети испытывают трудности как физические, так и психологические; обучение на дому, которое трудно назвать качественным. Дальше в век прогресса инвалиду можно предложить дистанционное образование с помощью компьютера, что и есть путь к одиночеству.
Несколько лет назад на базе Мытищинского колледжа был организован социальный центр для детей-инвалидов, где был разработан комплексный подход для каждого ребёнка. Родители шестилетнего Артёма Клещенко решились попытать счастья. Светлана Викторовна рассказывает, что за 2,5 месяца увеличился словарный запас, появился интерес к учёбе. Все занятия построены в игровой форме. До посещения центра "Возрождение" Артём не пел песен, не общался с животными. Психолог помогает справиться с двигательными нарушениями по специальным методикам. С сентября к занятиям подключится логопед-дефектолог. Видя реальный сдвиг в развитии ребёнка, Светлана решила на время переехать в Мытищи. Вслед за этой семьёй в Подмосковье сняла квартиру ещё одна ярцевская семья. У людей появилась надежда. Однако далеко не все могут позволить себе такой шаг, да и проблему переездами не решить.
Совсем недавно в город вернулась на постоянное место жительства Ирина Львовна Ткачёва, специалист и разработчик программы деятельности учебного центра "Возрождение". Она же и стала активно продвигать идею создания такого реабилитационного центра на Смоленщине, начав со своего родного Ярцева. Ирина Львовна побывала на приёме у руководителей самых разных служб, ведомств, политических партий Смоленской области. Её идея нашла поддержку, но пока без конкретики.
- То, что мы хотим сделать, – это доступ инвалидов к здоровью и расширению их жизненного пространства. Комплексные занятия для каждого ребёнка разрабатываются сообща педагогами, психологом, логопедом и кинологом. Использование в программе работы с детьми собак – это тоже важный шаг. Именно эти животные способны вытащить человека из состояния одиночества, успокоить нервную систему. Ребёнок не может развиваться изолированно, вне социального окружения, вне общения.
Другими словами, чтобы достичь результата, необходимо объединить усилия всех специалистов, участвующих в восстановлении развития ребёнка. Ни детские сады, ни школы не могут решить эту проблему. Нужен настоящий реабилитационный центр, где ребёнок чувствовал бы себя комфортно. С этой идеей на приём к главе Ярцев¬ского района Владимиру Галкину пришли родители детей-инвалидов. К этому времени руководство города уже обращалось в область с идеей открыть в Ярцеве социальный центр. Большое современное здание, проектировавшееся в своё время под профилакторий, идеально подходит как для размещения лечебного стационара, так и для других социальных служб. Проект, конечно, денежный, но федеральная программа по реабилитации детей-инвалидов работает, и этим надо пользоваться.
Родители детей-инвалидов решили командировать делегацию на приём в област¬ную Администрацию с просьбой решить их проблему. Времени на долгие ожидания у них нет. Дети растут, с каждым годом теряя шанс на то, что в будущем они смогут чувствовать себя полноценными людьми.


Татьяна Райхлина

Опубликовано в "СГ" 20 апреля 2010 г. №43(618)
Новости по теме
В городе Ярцево Смоленской области открыт реабилитационный центр для детей-инвалидов
23 июля 2010 3574
Наша газета уже сообщала об инициативе родителей детей-инвалидов из Ярцева создать у себя в городе центр реабилитации, работающий по самым современным методикам. Пытаясь помочь детям обрести будущее, родители продолжают доказывать свою правоту в кабинетах областных чиновников – не голословно, первые занятия с детьми за месяц дали результат, к которому шли годами.
Детям-­инвалидам нужен свой садик
05 июня 2012 2396
В Смоленске есть четыре специализированных муниципальных детских дошкольных учреждения для детей с проблемами здоровья, речи, фтизиатрии, зрения. Родители детей­ инвалидов и коллектив муниципального сада №3 комбинированного вида уже несколько лет ставят перед администрацией Смоленска вопрос о создании пятого специализированного учреждения для детей с болезнью Дауна, аутизмом, ДЦП. Но пока их предложения не услышаны.
На поддержку смоленских детей-инвалидов выделен президентский грант
11 февраля 2011 1733
Смоленская региональная общественная организация родителей детей-инвалидов выиграла президентский грант на социально-психологическую поддержку семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями.
В Смоленске открылась первая лекотека для малышей
28 февраля 2013 1360
Теперь в центре психолого-медико-социального сопровождения будут помогать развиваться «особенным» детям
12 мая 2011 1315
Очень точно сказала директор центра Светлана Новикова: "Мы восстанавливаем силу духа". Не случайно именно в этом центре в рамках проведения международного Дня борьбы за права инвалидов прошла встреча руководителей органов исполнительной власти Смоленской области, представителей социально ориентированного бизнеса, общественных организаций и средств массовой информации с детьми и их родителями.
05 мая 2010 1517
27 марта в нашей газете был опубликован материал "Многодетная семья – в беде", в нём рассказывалось о том, как в Серебрянке случился пожар в муниципальном доме барачного типа, и семья Прудниковых осталась без угла. А в семье пятеро детей, и тянет их одна мать – Елена Леонидовна, которая работает медсестрой. На произвол судьбы семью не бросили, и за это спасибо, но поселили мать с детьми в муниципальное общежитие по ул. Рыленкова, 6а, которое находится в ужасающем состоянии.

Еленка написал

20 апреля 2010 20:42

Добрый день, невозможно остаться равнодушным читая подобные статьи , спектр эммоций от сочувствия ,родителям деток с различными нарушениями в развитии, до возмущения по поводу безразличия и лицемерных выходок административных мужей.... Почему лицемерных? А потому что открывается 1, 2 школы или детский сад для таких детей, ставится галочка, типа, с задачей справились и все... А вот я - будущий специалист адаптивной физической культуры, через 3 месяца получу диплом, я 6 лет училась на специалиста, который должен и, что самое главное, хочет, помогать детям с различными нарушениями. Нас учат работать по новейшим методикам, в конце концов мне нравится эта профессия, а теперь я хочу спросить- зачем я нужна, если мне негде работать? А проблема, между тем очень актуальна, и детей таких, к сожалению все больше и больше....Есть люди, которым нужна моя помощь, и вполне возможно из меня получился бы хороший специалист, но...идти со всеми моими навыками и умениями и знаниями и желаниями мне некуда... Наша академия ежегодно выпускает специалистов, а для чего? И есть люди со своей бедой, а встретиться, по поводу решения этой беды они не могут...негде....
"));