3 декабря 2016 07:36
USD 64,15   EUR 68,47
09 октября 2010 2212

Трагедия под Смоленском 10 апреля. Женский взгляд

Трагедия под Смоленском 10 апреля. Женский взгляд
В редакции «Смоленской газеты» стало хорошей традицией встречать польских журналистов. В четверг у нас побывала в гостях корреспондент известной польской газеты «Политика» (Polityka) Ягенка ВИЛЬЧАК (Jagienka Wilczak). Конечно, мы говорили о трагедии упавшего самолёта – наша гостья готовит большую статью, посвящённую полугодию кататрофы. Также Ягенка согласилась ответить на наши вопросы. Так мы получили возможность узнать, что думают о трагедии польские женщины, что совсем немаловажно накануне визита в Россию первой леди Польши – пани Коморовской.
Трагизма нашему разговору прибавлял тот факт, что наша гостья должна была лететь злополучным бортом №1. Для неё было зарезервировано место. Однако обстоятельства сложились таким образом, что накануне, в 6 часов вечера, ей пришлось отказаться от командировки. Даже её мать поначалу решила, что Ягенка разбилась под Смоленском. В силу своих обязанностей она хорошо знала многих пассажиров президентского борта, в том числе – президента Качиньского. Среди погибших были её друзья. Приехать сюда и увидеть место трагедии своими глазами – это её долг памяти перед ними. Вот почему во время нашей беседы на глазах у неё наворачивались слёзы…

- Скажите, не может ли история с падением польского самолёта стать «второй Катынью»? Не возникнет ли такая ситуация, что польская сторона много лет будет сомневаться в результатах расследования и в искренности стороны российской, предъявлять претензии?
- Думаю, что все умные люди понимают, что трагедия произошла случайно, и вы не виноваты – это стечение обстоятельств. И никто не думает, что это вина россиян или жителей Смоленска. И у нас очень много людей против того, чтобы называть случившееся второй Катынью. Это случайная трагедия, никто не хотел её.
Когда я разговаривала со специалистами, они подчёркивали, что это – не вина одного человека, это множество обстоятельств, которые наложились. Туман, незакрытый аэропорт, польский лётчик, который не направился в Москву, Варшаву, Витебск, шеф, который стоял у него за плечом… Всё вместе: они опоздали аэропорт, не было времени, чтобы вернуться в Минск или Витебск, всё было подготовлено на последнюю минуту... Но всегда есть люди, настроенные экстремистски. И если они уверены в своей правоте, можешь пытаться переубедить их хоть десять лет – ничего не добьёшься.
Невозможно назвать эту трагедию второй Катынью. «Мы не забудем Катынь-2010» – вот какие у нас были плакаты, но их потом сняли. Потому что против них выступили все те, для кого Катынь была личной трагедией. Люди были против того, чтобы уравнять эти два понятия.

- Есть ли сейчас в польском обществе недоверие к покойному президенту? Насколько поляки уверены в том, что Лех Качиньский всё дела правильно 10 апреля?
- Мы ещё этого не знаем, потому что нет всех документов. Ещё МАК и российская прокуратура не предоставили своих отчётов. Ещё у нас не расшифровали полностью показания чёрных ящиков. Может быть, что-то повлияло на лётчиков – мы ещё стопроцентно этого не знаем. Мы ждём, когда в Варшаву поступят все документы.
- Вы доверяете комиссиям, ведущим расследование, польской в том числе?
- Я доверяю, потому что не думаю, будто у них есть намерение не говорить правду. Я не думаю, что сегодня такое возможно – утаивать истину. Может быть, 70 лет назад можно было что-то скрывать, теперь это невозможно. Возможно, американский спутник записал разговор президента с братом. Мы пока не знаем точно, о чём они говорили за 20 минут до катастрофы, но думаю, у американцев есть этот перехват… Теперь если не прокуратура, то журналисты найдут истину. Если не сегодня, то за год – за два. Поэтому ни Россия, ни Польша не заинтересованы в том, чтобы не говорить правду.
Знаете, я много разговаривала со специалистами, – написала большую статью, – они все говорили, что лётчик не имел права сажать самолёт при такой видимости.
- А как он не мог сажать самолёт, если ему сзади дышит в затылок главком ВВС?!.
- Условия были такие, что не имел права! Сейчас у нас ведётся дискуссия, военный это аэродром или гражданский. И если военный, то ваш начальник мог закрыть его, не принимать самолёты. У нас говорят, что президентский самолёт принадлежал армии, аэродром принадлежал вашей армии – как это мог быть гражданский рейс?!
- Мы не будем долго рассуждать: с осени прошлого года аэродром перестал быть военным и стал объектом двойного назначения. Военный полк, который там дислоцировался, был расформирован.
- Да? Я не знала… Знаете, я думаю, польские лётчики очень хорошие, русские лётчики – тоже очень хорошие. Если русский человек говорит, что условия очень плохие, то наверное это и в самом деле так! Потому что ни вы, ни мы не пугаемся, когда плохо чуть-чуть (улыбается) И полякам, и русским надо верить, такова моя мысль. Если бы, допустим, про плохие условия француз сказал, то это одно. А если это говорит русский человек, который работает здесь, на аэродроме, то надо было ему верить!

Владимир КОРОЛЁВ
Сергей МУХАНОВ


эксклюзив
Новости по теме
"Северный" оборудован всеми необходимыми системами навигации и посадки
13 апреля 2010 1909
Корреспондент «Смоленской газеты», лётчик первого класса Александр Школьников дал интервью польской телекомпании TVN.
Крушение польского лайнера. Смоленское послесловие
23 августа 2010 2702
Как мы уже сообщали, на прошлой неделе в гостях у «Смоленской газеты» побывали польские тележурналисты канала «TVN». Шеф-редактор службы информации Анджей ЗАУХА со своим оператором готовили сюжет о сегодняшнем, по прошествии нескольких месяцев, отношении смолян к трагедии 10 апреля. Это не первая встреча «TVN» со «Смоленской газетой»: неоднократно в качестве эксперта канал привлекал нашего корреспондента Александра Школьникова, бывшего военного лётчика, знающего аэродром «Северный» не понаслышке. Нынче гости сделали акцент на мнении главного редактора «Смоленской газеты», председателя регионального отделения Союза журналистов России Владимира КОРОЛЁВА. Мы напоили гостей чаем, и когда телесъёмка была завершена, сами задали несколько вопросов польским коллегам...
"Для нас, поляков, это важно"
16 апреля 2010 1947
Говорят, беда объединяет. Наверное, это действительно так. Трагедия на аэродроме \"Смоленск-Северный\", унёсшая почти сотню человеческих жизней, действительно объединила в общем горе русских и поляков.
Падение самолёта под Смоленском. Пора поставить точку!
18 января 2011 2984
После обнародования окончательного отчёта технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета (МАК) об обстоятельствах авиакатастрофы польского самолёта Ту-154М во множестве СМИ и в Интернете появилась масса откликов на него. Компетентных и, мягко говоря, не очень. От высказываний высокопоставленных лиц (и российских, и польских) и до «измышлизмов» блогеров и участников различных форумов.
Уроки cмоленской трагедии
19 апреля 2010 1553
В воскресенье в Кракове обрела свой последний приют президентская чета Республики Польша. С момента трагической гибели польского борта на нашей земле прошли девять дней, и, пожалуй, можно обменяться какими-то впечатлениями. Мы стремимся разобраться в себе и в том, что с нами происходит.
Лех Качиньский - персона апреля
01 мая 2010 2204
...Мы задумывали свой проект «человек месяца» для привлечения общественного внимания к смолянам, внесшим значительный вклад в развитие региона. Однако в апреле Смоленщина стала ареной мировых событий, и мы не можем это игнорировать. Отношения Польши и России получили новый импульс. Мы считаем, что персоной месяца необходимо назвать Леха Качиньского, покойного президента Польши, чьё имя теперь навсегда связано со Смоленщиной и с этим апрелем.
"));