5 декабря 2016 17:34
USD 63,92   EUR 67,77
26 ноября 2010 1082

Делегация смоленских художников посетила культурную столицу Европы

Делегация смоленских художников посетила культурную столицу Европы
Прибалтика. Здесь по берегу Балтийского моря проходит незримая граница между западом и востоком Европы. Именно здесь, в 26 километрах от Вильнюса, находится географический центр Европы. Столица Литвы в прошлом году решением Евросоюза была объявлена культурной столицей Европы. Поэтому, когда появилась возможность вместе со смоленскими художниками посетить Литву, корреспондент «СГ» собрал чемодан.

Здравствуй, Вильнюс!

Автобусом до столицы Литвы каких-то семь часов через белорусскую и литовскую границы. В гостинице к нам выходит сам хозяин. Он царственным жестом передаёт в наше временное распоряжение шестиместный «Фиат». Осваивать эту технику берётся самый отважный из нас – скульптор Константин Куликов. Отныне он каждый день будет развозить художников на этюды. Штурманом с картой Вильнюса в руках назначается молодая художница Юля Комарова. Она будет координировать направление в незнакомом ещё городе. Ну, поехали…
А поехали мы прежде всего в художественную мастерскую председателя Ассоциации последователей русской художественной школы в Литве Михаила Машкова. В стародавние времена закончил он худграф Смоленского пединститута и с тех пор живёт и работает в Вильнюсе. Будучи членом Союза художников России, объединил вокруг себя тех русских художников в Литве, которые исповедуют истинно русские традиции в живописи и скульптуре. Вот и этот выездной, четвёртый по счёту пленэр смоленских художников – его инициатива.
– Хлопотное это дело, Михаил Михайлович, организовывать подобные зарубежные контакты?
– Да уж… – Машков, чуть помедлив, говорит: – Хлопоты не в счёт, если видишь, что дело, которое ты делаешь, приносит людям несомненную пользу. Разве неинтересно познакомиться с творческими тенденциями художников соседнего государства? А живое общение?! Это же расширение кругозора, обогащение души, тренинг мысли. И потом в этом деле у меня есть мощные сподвижники. Это и Смоленская организация Союза художников России, и посольство Литвы в России. Мы все хотим, чтобы изобразительное искусство как средство народной дипломатии стало мостом из прошлого в будущее.
Ах, какая яркая, захватывающая дух панорама Вильнюса открылась нам с высокой террасы смотровой площадки, куда мы приехали спустя полчаса! Красные черепичные крыши зданий словно водили праздничный хоровод вокруг устремлённых в небо куполов православных церквей, вокруг шпилей и башен католических соборов, монастырей и костёлов. А над всем этим великолепием стаей белых лебедей плыли кучевые облака.
Но всё-таки превалирует, несомненно, барокко с его многочисленными башенками, фигурками и фантастическими лепными украшениями. Есть в городе и интересные современные здания, которые не заслоняют, а лишь подчёркивают красоту старого Вильнюса, включённого в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Приятно пройтись по гранитной брусчатке узеньких улиц старого города, заглянуть в уютное кафе, стилизованное под старину, или в сувенирную лавку. Горожане приветливые, многие знают русский язык.

Республика свободных художников

Есть в Вильнюсе особый район, который объявил себя самостоятельной «республикой». Со своей конституцией, со своими президентом и гимном. Есть здесь свои костёлы, мосты, своя река, своё кладбище, епископ и даже армия в составе 12 человек. Конечно, это игра, правила которой с удовольствием приняли и неукоснительно исполняют горожане. Когда-то этот район древних и недорогих построек в старом городе заселили художники, многие из которых учились в расположенной неподалёку художественной академии. Они устраивали на берегу реки Вильни пленэры, где витал воздух свободы и вольнодумства. Центральную площадь Заречья (так называется этот район) венчает на высоком белом столбе скульптурная фигура Ангела, трубящего в вечность о красоте человека в прекрасном мироздании. Это главный символ Заречья.
Сама галерея и постройки вокруг неё расписаны художниками. Каждый из этих рисунков несёт на себе печать таланта и беспечной молодости авторов.
Бродя по узеньким, мощёным гранитной брусчаткой улочкам старого города, не раз отмечал влияние Заречья на всё окружение. Те же с элементами юмора барельефы на стенах, те же мотивы свободы и радости в произведениях живописи и скульптуры.
Порадовала душу и заставила улыбнуться рельефно выбитая на мраморных плитах на литовском, польском и русском языках конституция «республики». Текст гласил: «Каждый человек имеет право быть единственным и неповторимым».

Искусство – понятие планетарное

Две до краёв насыщенных впечатлениями недели были мы в Литве. Незабываемыми останутся в памяти поездки в древние столицы страны: в Тракай с его великолепным старым замком над голубой озёрной гладью; в Кернаве, как бы парящий на холме над зелёной долиной в пойме искрящейся на солнце реки; в старый промышленный Каунас с его монументальной основательностью. Было немало интересных встреч с литовскими и польскими художниками. В самом центре Вильнюса в уютной галерее развесили мы картины смоленских и литовских художников – участников этого и предыдущих пленэров. На открытие выставки пришли вильнюсские художники, представители российского посольства и мэрии города. По общему мнению, экспозиция удалась.
И вот мы уже дома, в родном Смоленске. Делимся впечатлениями.
– Мне Вильнюс очень понравился, – выражает общее мнение Константин Куликов. Но, как у скульптора, есть у него и особый взгляд: – Архитектура великолепна, но на пятый день она стала мне давить на психику своей монументальностью. А вот когда в Заречье попали, там как свежий ветер в лицо. Там скульптура вписана в город как объект интерьера, как дерево, решётка или скамейка. Вот что надо в городской интерьер внедрять. В Вильнюсе это есть, а у нас… монументы.
– Очень интересен Вильнюс с точки зрения его живописного колорита, – вступает в разговор Юлия Комарова. – Меня поразила гармония старины и новых строений, их деликатные оттенки, логичная собранность. Здесь найдено оптимальное соотношение старины и новых архитектурно-строительных веяний. А что касается живописи, рисунка, то наши русские художники больше вкладывают в произведения душу, а литовцы более конкретны и прямолинейны. Но тем мы, наверное, и интересны друг другу.
– Я считаю, что настоящее искусство – понятие планетарное, – по-философски подвёл итог разговора художник Михаил Лисовский. – Живописцы, как и скульпторы, могут общаться между собой без переводчика, языком своего творчества.
В Вильнюсе проблем с языком не было.

Владимир КЛОЧКОВ

Опубликовано в "СГ" 27 ноября 2010 г. №139 (714)
Новости по теме
Молодые смоленские художники заявляют о себе
04 апреля 2012 3922
В Доме художника открылась выставка произведений молодых смоленских художников (живопись, скульптура, графика, ДПИ). Представлено более 70 работ. Среди участников (51 автор) есть настоящие профессионалы, члены Союза художников России – Ксения Тихонова, Юлия Волкова, Александр Зорин. Но, пожалуй, больше всего студентов худграфа СмолГУ, Смоленского гуманитарного университета, колледжа при Смоленском институте искусств.
Подарок художников Смоленску
07 ноября 2013 1534
7 ноября в КВЦ имени Тенишевых открылась выставка-ретроспектива работ смоленских художников…
В Смоленске открылась «Палитра года»
16 октября 2015 602
Художники представили зрителям свои лучшие работы за год...
В Смоленске открылась выставка "Палитра года"
01 декабря 2010 1678
В Доме художника в Смоленске открылась традиционная ежегодная областная выставка «Палитра года-2010», вобравшая в себя живопись, графику, скульптуру и произведения декоративно-прикладного искусства, выполненные художниками нашего региона.
День художника
20 ноября 2009 2489
8 ноября Смоленской организации Союза художников России исполнилось 70 лет.Смотреть
"));