10 декабря 2016 06:04
USD 63,3   EUR 67,21
20 мая 2011 3458

Ирина Петровская: почему люди ненавидят «Дом-2» и продолжают его смотреть

Обозреватель «Новой газеты» и «Эха Москвы», эксперт «Школы молодого журналиста-2011» Ирина Петровская рассказала о том, каким она видит будущее прессы, почему самоцензура опаснее, чем цензура, а также о том, почему люди по-прежнему смотрят «Дом-2» и не любят электронных книг.
Каковы перспективы развития СМИ в условиях, когда меняется мир? Возник Интернет – параллельная информационная среда. До этого флагманом новостей всегда было телевидение, но в последнее время оно сдаёт позиции.

В России эра Интернета пока не наступила. Однако, согласно исследованиям, около 20 процентов горожан проводят в Сети более 10 часов в неделю.
Большие федеральные телеканалы утратили способность оперативно реагировать на события. В качестве примера можно привести освещение взрыва в аэропорту «Домодедово». В первые часы все новостные каналы ссылались исключительно на блогеров.
Телевидение по ряду причин связано рядом ограничений, в том числе на показ трагедий. В Интернете подобной цензуры нет. Здесь идёт нефильтрованный поток информации, можно наткнуться на слухи, выдаваемые за истину. Но если информации нет вообще, телеканалы вынуждены использовать любую возможность, чтобы хоть как-то оповещать население о событиях.
В Интернете есть видеоблоги. Их могут смотреть даже те, у кого нет доступа к телевизору. Один из популярных видеоблогеров последнего времени – Никита Михалков и его «Бесогон-ТВ». Тот факт, что известный режиссёр снизошёл до Интернета, поначалу вызвало во всемирной Сети бурю веселья. Однако блог быстро стал одним из самых посещаемых, и даже вошёл в топ-10 Рунета.
К сожалению для телевизионщиков, в Интернет уходит молодая, деятельная часть аудитории, а именно она наиболее привлекательна для рекламодателей. Происходит смена приоритетов, соответственно, телевидение теряет рекламу.
Как телеканалам увеличить аудиторию? Часть молодёжи, конечно, уже не вернёшь. Молодые не хотят, чтобы их «грузили». А взрослые хотят понимать, что им говорят правду, что ими не манипулируют. С другой стороны, если человек вообще не смотрит телевизор, он теряет темы для разговора с теми, кто его смотрит. Люди ведь живут не в вакууме. Кроме того, телевидение должно поддерживать инициативы простых людей. Например, движение «Синие ведёрки» (против чиновничьих «мигалок» автомобилисты крепят на крыши своих машин детские ведёрки синего цвета) или защитников Химкинского леса. Нужно идти не от власти, а от людей, чтобы власть реагировала на сигналы. Вот такие каналы и будут получать самые большие плюсы.
Лидером новостного вещания в Интернете стал канал «Дождь». Несмотря на то, что он не является оппозиционным, на этот канал могут попасть персоны, которым на официальное телевидение вход заказан. Так называемые «стоп-листы» ходят по телеканалам в основном в устной форме. Бывают послабления: тех, кто начинает себя хорошо вести, допускают до телеэфира. Из примеров – Ирина Хакамада и Михаил Горбачёв.
Есть также «битые» журналисты, которые сами боятся, как бы чего не вышло. Таким даже цензура извне не нужна.
Как вы думаете, почему люди с таким удовольствием смотрят «Дом-2»? Да потому, что на телеэкране не хватает обычных людей. Мы вынуждены постоянно любоваться либо на звёзд, либо на преступников. А в этом телепроекте зритель видит модели выстраивания отношений. Ведь молодым их и брать-то негде. Люди не знают, что в «Доме-2» снимаются актёры, что они ходят на съёмки, как на работу. В них видят обычных людей, – таких же, как они сами. Видят таких же молодых парней и девушек, которые хотят успеха, славы и денег. Смотрят его и бабушки. Правда, чаще всего приговаривая: «Вот в наше время…»
Некоторые пожилые люди смотрят «Дом-2, чтобы лучше понять, чем живут их внуки. Один из мотивов смотрения (не только этого телепроекта) – «Ненавижу, но смотрю». Как ни странно, эта установка действует исправно.
Смерть – это святое. Но у нас даже она превращается в шоу. В качестве примера могу привести один из выпусков шоу Андрея Малахова «Пусть говорят», посвящённый смерти Александра Барыкина. Пришла старенькая мать певца, её попросили спеть песню сына «Велосипед». Было больно на это смотреть. Так делать нельзя, даже ради повышения рейтинга.
Что я могу посоветовать рядовому телезрителю? Из того, что есть, формировать собственный канал. В программе есть из чего выбирать. Мы же не идём в кино на любой фильм, а в театр – на любой спектакль! Переключайте, ищите то, что вам интересно. Иногда можно найти настоящие жемчужины. Правда, их порой приходится вытаскивать из неприятной субстанции.
Что касается газет, им вымирание пока не грозит. Сейчас появились электронные книги, которые по идее должны заменить обычные. Но лично для меня электронная книга – это не вкусно. Когда берёшь в руки обычную книгу или газету, отношение к ней совсем другое, более трепетное. И так считаю не только я. Если электронные носители и сумеют заменить бумажные, то это произойдёт ещё очень нескоро.

Справка
Ирина Петровская окончила телевизионное отделение факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, в разные годы была ведущей телепрограмм «Газетные истории» и «Пресс-клуб» на РТР. Секретарь Союза журналистов России, член Московской организации Союза писателей и Академии Российского ТВ.

Елена НЕДБАЙЛОВА

Опубликовано в «СГ» 21 мая 2011 г. №53 (781)
Новости по теме
Киновед Даниил ДОНДУРЕЙ: Фильм смотрит вас!
26 апреля 2011 1752
- В 2010 году в России сняли 119 фильмов, а в прокат вышли всего 67. Неудивительно: кинотеатры свободны, в своей политике они не обязаны покупать киноленты. В российских кинотеатрах качественный репертуар, потому что это пятый рынок Европы и восьмой рынок мира по потреблению фильмов. В последнее время в России стали снимать фильмы по американским лекалам. Но режиссёров вроде Тимура Бекмамбетова у нас пока слишком мало. Чемпионами проката становятся некачественные фильмы – они не получают наград на фестивалях, их не хвалит пресса, зато они возмещают затраты. Примеры – «Самый лучший фильм», «Наша Раша» и другие. Самый титулованный режиссёр современной России – Андрей Звягинцев. Он участвовал в 71 фестивале, получил 40 премий, 19 из них – главные. «Протолкнуть» фильм на фестиваль нельзя – это решение конкурсной комиссии. Критиков не купишь никакими деньгами, ведь их имя – это их капитал.
"Для нас, поляков, это важно"
16 апреля 2010 1955
Говорят, беда объединяет. Наверное, это действительно так. Трагедия на аэродроме \"Смоленск-Северный\", унёсшая почти сотню человеческих жизней, действительно объединила в общем горе русских и поляков.
"Дом-2": продолжаем разговор
02 декабря 2009 1688
Режиссёр Анатолий Ледуховский - об особенностях души. И не только русской:- Сильно удивился, когда мне предложили поучаствовать в обсуждении телепроекта \"Дом-2\". Мне казалось, что тема эта уже перестала быть актуальной, что к этому проекту уже все давно привыкли, как привыкли к бесконечной череде пошлых сериалов, и перестали обращать на эту передачу внимание, кроме отдельных любителей подобного формата.
Несыгранные роли «мента в законе»
30 мая 2016 414
Сергей Плотников – о зрителях, народной любви и роли случая в его актёрской судьбе...
Отец «Ликвидации» и двух дочерей
05 октября 2016 349
Режиссёр Сергей Урсуляк – о любимых занятиях и актёрах-любимчиках
Зачем смолянам "электронное правительство"?
16 декабря 2009 1837
С 15 декабря в Администрации области прекращено хождение документов в бумажном виде. Органы исполнительной власти обмениваются "входящими-исходящими" через систему электронного делопроизводства. Наш собеседник – заместитель начальника Главного управления информационных технологий и связи Смоленской области Ирина МАКАРЕНКОВА.
"));