Дороги

Герой жил рядом…

28 июля 2009 года в 09:17
Солнечным июньским днём 1966 года в село Воргу в многодетную семью Савковских пришла радостная весть: наконец-то родился мальчик! В семье Таисии Андреевны и Григория Терентьевича уже были три дочери, поэтому сына ждали с особенным нетерпением. Долго гадать, как назвать малыша, не стали: вся страна восторгалась тогда героями космоса. Вот и назвали мальчика в честь Юрия Гагарина, на которого хотели походить буквально все мальчишки. Рос парнишка жизнерадостным и смышлёным. Со сверстниками в догонялки не бегал, а «летал», ну прямо как настоящая ракета. Но от помощи по хозяйству Юра никогда не увиливал, тем более что старшие сестры скоро вышли замуж, а он продолжал жить с родителями в старом заводском бараке.
В школе у Юры было много друзей. По воспоминаниям, он не мог предать, обидеть слабого, от него нельзя было ждать подлого поступка. Такое уж было воспитание в простой рабочей семье.
И отец, и мать его всю жизнь отдали родному Воргинскому стекольному заводу. А после смены ещё нужно было и дома по хозяйству изрядно потрудиться: семья держала корову, поросят, уток, был и огород в 12 соток. Усталость прогоняли обычно песней – задорной советской, а ближе к вечеру уже старинной русской, что ещё деды-прадеды напевали.
Юра тоже любил петь, и к восьмому классу ему купили гитару. Какая же это для него была радость! Современной молодёжи, может быть, это трудно понять, но в то время гитара была чудесным средством самоутверждения в молодёжной среде.
В школе Юра не отличался особенно хорошей успеваемостью. Но классные часы посещал охотно, ведь часто на них приглашали ветеранов войны и труда - живых свидетелей и участников грозных событий 1941-1945 годов. Ребята рассматривали награды, слушали рассказы о боевых буднях партизан 5-й Ворговской бригады, собирали материалы сами, делали стенды, ходили в походы по местам боевой славы, ездили на экскурсии по городам-героям, в сожженную фашистами белорусскую Хатынь, благо что стекольный завод никогда не отказывал школе в транспортных услугах. Помогали воргинские школьники престарелым и одиноким, ухаживали за памятниками и обелисками, устраивали замечательные концерты не только в школе, но и на сцене клуба. И Юра Савковский всегда принимал в этом самое активное участие. А в свободное время играл с ребятами в футбол, лапту или городки. Зимой ходили в лес на лыжах или играли на озере в хоккей. Физическому развитию уделялось немалое внимание, в отличие от сегодняшнего времени, когда детей от компьютера не оторвешь, а на свежем воздухе у них начинает кружиться голова.
Со спортом Юра не расставался все десять лет учёбы в школе. Кроме футбола, любил бокс, но, к сожалению, не было возможности всерьёз заняться этим интересным видом спорта. Его захватывала борьба на ринге известных советских боксёров, не оставалась пропущенной ни одна трансляция бокса по телевидению.
Из увлечений Юры нельзя не упомянуть фотографию. Он любил велосипедные поездки на рыбалку, на реку Ипуть, и неизменным спутником его всегда был старенький фотоаппарат.
Устраивал Юра и субботники по уборке территории и высадке молодых березок, вовлекая в это дело даже взрослых. А вечером вместе сидели у костра, пели песни под гитару, жарили сало. И здесь он не выпускал из рук фотоаппарата. А потом, бывало, ночами напролет со своим другом Володей печатал фотографии при свете красной лампы.
После выпускных экзаменов Юра Савковский уехал в Ленинград - учиться на мастера по электрооборудованию. Время учебы в ПТУ №36 на 13-й линии Васильевского острова пролетело быстро. Вот он уже на центральном ремонтном предприятии Ленэнерго занимается ремонтом двигателей и автоматов. Зимние ночи в Питере довольно холодные, и Юра смонтировал в своей комнате в общежитии довольно приличный камин. А в письмах домой волновался за любимую мамочку: «Ты там береги себя, если что заболит – сразу иди в больницу, не тяни». И зарплату уже стал получать по тем временам неплохую.
Но настал черёд служить в армии. Тогда никто из молодых парней даже не думал, чтобы увильнуть от службы. Наоборот - хотелось быстрее почувствовать себя настоящим мужчиной. Да и девушки на тех ребят, кто не был в армии, не смотрели, считали их какими-то ущербными.
Запомнились друзьям Юры его проводы в армию. Гуляла вся округа: песни под гармонь, пляски, смех, шутки-прибаутки, напутствия бывалых вояк.
Юрий попал служить в Афганистан. При упоминании этого слова во всех уголках нашей страны сжимались сердца матерей. Ребята оказались там, в соседней стране, выполняя свой интернациональный долг. Спустя 20 лет после вывода оттуда советских войск можно демагогически называть эту войну бессмысленной. Скажу одно: наши парни защищали честь своего оружия, честь советского солдата, выполняли присягу, в конце концов. И в мыслях ни у кого не было завоевывать эту страну, было стремление помочь дружественному народу, на землю которого, покрытую горами и такую удобную для размещения военных баз, обратили свой взор заокеанские «ястребы».
Письма домой приходили нечасто и были короткими. Юра беспокоился о родителях, их здоровье, просил беречь себя. «Здесь очень жарко, дождей не бывает месяцами. Живем пока в палатках, строим казармы. На этой земле так же, как и у нас, растут одуванчики, я срываю их белоснежные шапочки и вспоминаю о Родине…».
А ещё он писал, что обязательно вернётся домой. Каждое его письмо из далекого Афганистана на Смоленщине ждали с нетерпением. А молодой снайпер нёс боевую службу, претерпевая все тяготы и лишения без жалоб и нытья, как и подобает настоящему мужчине и русскому солдату.
Жизнь человека, как из кирпичиков, складывается из поступков. От того, что побуждает эти поступки в детстве и юности, можно сказать, и зависит духовный облик личности. Если поступки вызываются недостойными желаниями и прихотями типа «как хочу, так и делаю», то вырастает эгоист, себялюбец. Подлинная же красота человека формируется, только когда поступки вдохновляются долгом: «Так надо, поэтому я так делаю».
Долг – это средоточие человеческой личности, сердцевина гражданской доблести, внутренний судья человека и важнейший стимул совести. Это слова В.А. Сухомлинского.
Именно таким человеком с обостренным чувством долга и вырос Юрий Савковский. На первом месте для него были интересы общества, а не свои, личные.
«Война – совсем не фейерверк, а просто трудная работа», - сказал поэт. Трудная как физически, так и морально, особенно когда в первый раз убиваешь. И ведь знаешь, что перед тобой враг, а всё равно очень трудно нажать на курок. А какие чувства охватывали наших ребят, когда днём в ауле их встречали радостные жители, улыбались, угощали, называя по-братски «шурави», а ночью из того же аула вели обстрел!..
Одна боевая операция сменяла другую, Юрий накапливал опыт, осваивал, хоть и с трудом, местный диалект. Гражданская специальность пригодилась ему для помощи в налаживании небольшой электростанции, сооруженной местным фабрикантом в близлежащем ауле, которой пользовались и наши бойцы. Это событие высоко подняло авторитет простого смоленского парня среди местных, которые теперь всячески старались ему угодить, почтительно называя «русским инженером».
О подвигах Юра вовсе не помышлял. Единственное, чего он хотел, это побыстрее отслужить и вернуться в свою Воргу, где ждали его родные и любимая девушка, на которой он обещал жениться, как только вернётся. И строил планы о свадьбе, новом доме, детях. Работать Юра собирался на заводе…
Это случилось 7 июня 1985 года. Очередное задание, порученное подразделению, где служил Юрий Савковский, было трудным – предстояло выбить крупную банду душманов, захватившую отдалённый аул. Бойцы вышли еще на рассвете, но незаметно подойти не удалось – душманы были начеку.
Разгорелся жестокий бой. Бандитов было по численности не меньше, чем наших, да вооружение не уступало: стрелковое оружие, миномёты – натовское снабжение.
Кульминация боя наступила около 15 часов дня. Солнце палило неимоверно, пот застилал глаза, очень хотелось пить. Вдруг Юрий заметил какое-то передвижение на правом фланге. Это душманы, пользуясь моментом, решили обойти наших и уничтожить. Юрий вовремя угадал их намерения. Умело используя рельеф местности и отлично владея автоматом Калашникова, он открыл по противнику прицельный огонь. Действуя решительно и смело, вызвал огонь на себя, спасая жизни своих боевых товарищей. Перегруппировав силы, наши бросились в контратаку, тем более что как раз подоспели два вертолёта. С большими потерями душманы стали отступать, лишь немногим из них удалось скрыться в горах.
Войны без потерь не бывает. На выжженной солнцем и огнём афганской земле подбирали наши ребята своих товарищей, раненых и убитых. Широко раскинув руки и глядя в небо немигающими глазами, в одной из воронок лежал и Юрий Савковский…
Сказать, что Юра отдал жизнь за Родину, выполнив свой интернациональный долг, значит, ничего не сказать. Он совершил настоящий подвиг, не больше и не меньше. Иначе его действия не назовешь. Это были не просто действия человека, связанные с опасностью для жизни и требующие чрезмерного напряжения сил. Никто не отдавал приказ 18-летнему парню вызывать огонь врага на себя, он действовал без всяких указаний, видя опасность для своих товарищей. Это был самоотверженный, осознанный поступок, совершенный во имя высокой идеи. Ради жизни боевых друзей отдал Юрий свою жизнь, не поколебавшись ни на секунду. Он не мог поступить иначе.
7 июня 1985 года навсегда осталось в семье Савковских черным днем. Всего четыре дня не дожил Юра до своего 19-летия. И почти четыре года оставалось до вывода советских войск из Афганистана. В стране начиналась перестройка.
Таким же солнечным днем, как тот, когда Юрия Савковского провожали в армию, пришел на Воргу запаянный гроб с его телом – «груз-200», как говорят военные. Солнце померкло для родных и друзей. Никто не хотел верить, что такое возможно.
На похороны собралось всё село. Друзья несли цинковый гроб всю дорогу на руках, девушки устилали его последний путь яркими цветами. Все плакали. Выступал военком с речью, директор школы, друзья, тремя залпами прозвучал салют в честь героя. Но родители всего этого не слышали. Какое горе – пережить своих детей, и никакой орден, даже самый высокий, не заменит родного сына.
Он упокоился на родной земле. Могила его ухожена заботливыми руками родных и школьников. От военкомата установили памятник из красного мрамора. Только вот за 24 года надписи и фотография на памятнике почти стёрлись. Возникает вопрос: интересуется ли военкомат захоронениями погибших воинов? Не массовыми, а вот такими – единичными? Конечно, школьники Воргинской средней школы регулярно посещают могилу Юрия и могилы других героев, другой войны, но они могут разве что навести порядок, посадить цветы. Последние годы существования пионерская дружина на Ворге носила имя Юрия Савковского. Но не стало ни пионерии, ни комсомола. Им на смену сейчас пришли другие организации с другой идеологией. Но портрет героя занимает почётное место на стендах родной школы. И память о Юрии по-прежнему живёт в сердцах односельчан.
Юрий Познышев, с. Ворга
Расстрелянные женщины Смоленщины
Есть у подвига крылья

Другие новости по теме