Дороги

Наследники советской гвардии

17 сентября 2011 года в 10:43
Накануне юбилея советской гвардии в актовом зале средней школы №2 города Ельня с успехом прошла документально-литературная композиция «В боях рождённая», посвящённая предстоящему празднику.
Ведущие – библиотекарь Татьяна Тимофеенко и научный сотрудник музея Валентина Рыжих – подготовили интересные сообщения. Перед глазами юных слушателей зримо проходили героические эпизоды Великой Отечественной войны, и они действительно почувствовали себя потомками поколения победителей.
…19 июля 1941 года в 11 часов утра над Ельней появились немецкие самолёты, они пикировали и обстреливали каждого появлявшегося на улице человека. Вечером того же дня танковая бригада Гудериана захватила Ельню. Образовался так называемый Ельнинский выступ, превращённый фашистами в выгодный плацдарм для нанесения удара при дальнейшем наступлении на Москву. Но из-за упорного сопротивления наших войск наступление фашистов под Ельней застопорилось. Ельнинский выступ простирался в глубину наших войск на 26 км и в ширину до 30 км. Преодолев в течение первого месяца войны вглубь СССР более 800 км, фашисты считали вполне реальным пройти по прямой до Москвы за короткий срок. На Ельнинском выступе было сосредоточено 70 тысяч немецких солдат, 500 орудий и миномётов, 40 танков.
Особенно тяжёлые бои шли за деревню Ушаково, где соответственно и родилась советская гвардия. Гитлеровцы тщательно укрепили подступы к этой деревне, возвели три пояса обороны. Подходы к окопам и дотам были прикрыты проволочными заграждениями и минными полями, на выступах установили орудия прямой наводки и крупнокалиберные пулемёты, танки и бронемашины зарыли в землю. Фашисты делали даже чучела, чтобы создать видимость многочисленности своей пехоты. Но ничего не смогло спасти захватчиков.
В ночь с 4 на 5 августа на позиции врага обрушились сотни снарядов, мин и бомб. Натиск наших воинов был решителен. Вскоре они достигли вражеских траншей, и завязался рукопашный бой. «В те летние дни Ушаково восемь раз переходило из рук в руки. Здесь в редкий день лучи солнца пробивались на перепаханную фугасами землю сквозь сплошную пелену дыма и пыли, а ночью от пожаров было светло, как днём. Каждый метр земли нашим воинам приходилось брать с боем», – подчёркивали ведущие вечера памяти.
Затаив дыхание, слушали ребята письмо немецкого офицера, который писал родным об атаке красноармейцев: «С расстояния в 600 метров мы открыли огонь, и целые отделения в первый волне атакующих повалились на землю. Уцелевшие одиночки шли вперёд. Это было жутко, невероятно, бесчеловечно. Ни один из наших солдат не стал бы на месте русских двигаться вперёд. Вторая волна тоже понесла потери, но сомкнула ряды над трупами своих товарищей, павших в первой волне. Затем, как по сигналу, цепи людей побежали. С их приближением до нас донеслось раскатистое «ура!». Первые три волны были уничтожены нашим огнём. Люди прокладывали дорогу по ковру из трупов. Пулемёты раскалялись от непрерывного огня, и часто приходилось прекращать стрельбу для замены стволов. Количество, продолжительность, ярость атак совсем истощили нас и довели до полного оцепенения. Не буду скрывать, они испугали нас».
А вот ещё один факт беспримерного героизма первогвардейцев. В одной из атак за деревню Ушаково рядовому Сашко снарядом оторвало правую руку, он поднял винтовку левой рукой и с криком «За Родину!» снова устремился вперёд. Мороз пробежал по спинам бойцов, стрелки было залегли. Но разве можно устоять перед таким примером?! Вслед за Сашко в немецкие траншеи ворвалась и вся рота.
В 1968 году в честь подвига советских воинов, дравшихся у Ушаково целых шесть недель, был сооружён памятник – грозная 122-миллиметровая гаубица М-30.
6 сентября наши воины освободили Ельню, а через день Ельнинский выступ был начисто срезан. Ельня оказалась первым городом, освобождённым во Второй мировой войне. Английский журналист Александр Верт, побывавший в Ельне после освобождения, обращал внимание на муки и страдания, которые принесли немцы на старинную русскую землю. «Трагичной была вся полностью разрушенная территория Ельнинского выступа, где все города и деревни были уничтожены, а немногие уцелевшие жители ютились в погребах и землянках, – писал англичанин, сострадая русским и восхищаясь. – И всё это было не просто первая победа Красной Армии над немцами, но и первый кусок земли во всей Европе – каких-нибудь 150-200 квадратных километров, отвоёванный у врага».
Участник боёв за освобождение района гвардии полковник Иван Алексеевич Рябов вспоминает: «В братской могиле на разостланных шинелях уложены воины, погибшие в бою. Тихо, осторожно ступая босыми ногами, между ними ходит женщина, поправляя тех, кто, по её мнению, уложен неудобно. Потом она попросила ковшик воды. Смоченным в тёплой воде платком отогрела веки и закрыла глаза тем, у кого они были открыты. Укрыла всех шинелями, отошла в угол ямы, поклонилась в пояс три раза и сказала: «Простите, детки, нас за то, что не смогли вас уберечь. Спасибо вам, герои, за свободу, которую вы нам возвратили».
Нельзя без слёз и без кома в горле читать эти строчки, казалось, сама великая мать Россия воплотилась на какое-то время в этой русской женщине, чтобы отдать последние почести своим сыновьям-героям.
18 сентября четырём дивизиям было присвоено звание «гвардейские», и эта дата стала днём рождения советской гвардии.
Не забыть нам той памятной даты:
Здесь, под Ельней, в начале войны
Стали гвардией наши солдаты –
Честь и доблесть великой страны.
А. Аниськов

Мусор - в жерло
День города-2011 в Смоленске. Подробный план мероприятий

Другие новости по теме