Дороги

Строить – по регламенту

6 августа 2009 года в 08:48
Интервью «СГ» даёт начальник Главного управления государственного строительного надзора Смоленской области Михаил ТИТОВ.
- Михаил Николаевич, роль строительного надзора в XXI веке столь же высока, сколь и в ХХ?
- То, что не ниже, – точно. Значимость строительного надзора повышается и, уверен, будет повышаться. Это обусловлено приходом и новых технологий, и новых материалов, которые требуют и новых навыков работы, и новых отношений, и нового уровня производства. Это и индивидуальные проекты, освоение подземных пространств, повышенные требования к экологии, энергосбережению. А с другой стороны – мы знаем о снижении профессионального уровня во многих строительных коллективах, использующих неквалифицированную рабочую силу, представляющую в своей основе выходцев из стран СНГ.
Так что выполнять основные задачи государственного строительного надзора, какими являются предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных застройщиком, подрядчиком нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, нам далеко не просто.
Государственный строительный надзор вырос из недр ГАСН – государственного архитектурно-строительного надзора (некоторые до сих пор называют нас ГАСН), изменившись и количественно, и качественно, получив новую нормативную базу – Градостроительный кодекс, который учёл происшедшие изменения в обществе и экономике.
- Объекты стройнадзора – все стройплощадки региона?
- Далеко не каждый строящийся объект является предметом государственного строительного надзора. В соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе либо является типовой проектной документацией. А в соответствии с п. 2 статьи 49 Градостроительного кодекса экспертиза проектной документации не требуется, в частности, при строительстве жилых домов с количеством этажей не более чем три, отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более 1500 квадратных метров.
Сегодня в поле нашего зрения находятся предприятия и организации строительного комплекса как Смоленщины, так и других регионов – Москвы, Ульяновска, которые работают на территории нашей области. Это объекты капитального строительства – жилые дома, торгово-бытовые и производственные комплексы, культурные центры, административные здания, автодороги, автозаправочные комплексы, объекты газоснабжения.
Всего же сейчас под надзором Главного управления государственного строительного надзора находятся 167 объектов строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Строящиеся объекты под нашим надзором с момента получения извещения о начале строительства до выдачи заключения о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
- Каковы итоги работы за полугодие?
- Надзорная деятельность нами осуществляется в соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года №54 «О строительном надзоре», руководящими документами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, которая является для нас руководящим методическим органом, «Положением о Главном управлении государственного строительного надзора Смоленской области», утвержденным постановлением Администрации Смоленской области №398 от 9 ноября 2006 года.
Инспекторскую работу ведут восемь человек, осуществляя непрерывный надзор за строящимися объектами практически по всей территории Смоленской области.
Главным управлением строительного надзора в соответствии с возложенными на него функциями за первое полугодие проведено 378 проверок объектов, из них 224 проверки строительства объектов по утверждённым программам и 154 проверки по обращениям и жалобам.
По результатам проведенных проверок выявлено 241 нарушение. Выдано 159 предписаний об их устранении. 192 нарушения устранены.
Мы пользуемся своим правом наказывать нарушителей рублём. Нашими рабочими инструментами в этом деле являются статьи Кодекса административных правонарушений РФ 9.4 «Нарушение требований проектной документации и нормативных документов в области строительства» и 9.5 «Нарушение установленного порядка строительства».
Выявлено 54 административных правонарушения, предусмотренных статьями 9.4 и 9.5 Кодекса административных правонарушений РФ, по которым приняты решения о наложении административных взысканий в виде штрафов. Их сумма составила 217,5 тыс. руб. Основным видом административных правонарушений явилось строительство объектов капитального строительства без разрешения на строительство.
По итогам осуществления надзора специалистами Главного управления выдано 24 заключения о соответствии законченных объектов капитального строительства требованиям проектной документации для дальнейшего оформления ввода их в эксплуатацию.
- Тема переселения из аварийного и ветхого жилья для специалистов вашего управления актуальна?
- В декабре 2008 года вышел закон, предусматривающий выделение средств на переселение граждан из аварийного и ветхого жилья, признанного таковым на
1 января 2007 года. Эти средства выделялись при определенных условиях, в частности, они вкладывавались в незавершенное строительство при уровне его готовности не менее 70%. Специалисты нашего управления приняли участие в этой работе, проводя оценку готовности незавершенного строительства.
- В лексиконе строителей появилась аббревиатура СРО. Что это такое?
- Как известно, с 1 января 2009 года в стране была прекращена выдача строительных лицензий (ФЗ РФ от 22.07.2008 №148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»), однако строительные лицензии, выданные ранее, будут действовать ещё до 1 января 2010 года. А с января будущего года регулирование строительной деятельности в области инженерных изысканий и архитектурного проектирования, строительства, капитального ремонта и реконструкции должны осуществлять саморегулируемые организации (СРО), уполномоченным органом по регистрации которых является Ростехнадзор.
Саморегулирование является легитимным регулированием определенных рынков и сфер деятельности самими экономическими агентами, без вмешательства государства. На современном этапе этот процесс предполагает формализованные «правила игры» участников строительного рынка, включая санкции за нарушение этих правил, механизмы разрешения конфликтов. Причем как установление правил игры, так и разрешение конфликтов осуществляется самими участниками, без прямого вмешательства государства. С этой целью и создаются СРО, которым и делегируются определенные полномочия. СРО производителей лоббирует интересы участников как на рынке, так и перед государством, а также должно избирательно подходить к своим участникам.
Важный принцип СРО - материальная ответственность за каждый входящий в неё субъект, что сводит деятельность недобросовестных компаний к минимуму.
Идёт этот процесс и в нашей области. На данный момент в стадии формирования для придания статуса СРО находятся две некоммерческие организации в сфере проектной деятельности и одна некоммерческая организация в сфере строительной деятельности. Взялся за это трудное дело Союз строителей Смоленской области во главе с его президентом Вячеславом Фёдоровичем Косых.
- Сложности экономической ситуации не могли не сказаться и на строительной отрасли. Прекратилось кредитование застройщиков, строители лишились оборотных средств, необходимых для развития производства. Имеется приостановленное строительство жилых домов. У строительных предприятий появилась задолженность своим работникам по зарплате. Во всё это так или иначе приходится вникать специалистам стройнадзора. Но в одиночку проблему не решишь. Кто вам помогает?
- Мы являемся органом исполнительной власти в составе субъекта Федерации и в своей деятельности тесно взаимодействуем с другими органами исполнительной власти – департаментами Смоленской области, главными управлениями, федеральными органами – Ростехнадзором, Роспотребнадзором, муниципальными органами, прокуратурой области, районными прокуратурами, органами внутренних дел, судами разных уровней.
Градостроительный кодекс определяет, что не допускается иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора. Из этого следует, что на строительный надзор возложена, образно говоря, синтетическая функция, ведь невозможно представить современное здание без сложных систем вентиляции, водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, радиофикации, телефонизации, систем телевизионных антенн коллективного пользования, со всеми их требованиями безопасности, а также отвечающего современным требования пожарной и экологической безопасности. Во все эти вопросы специалистам нашего управления приходится вникать в ходе ведения строительного надзора. Поэтому для нас очень важен вступивший в силу документ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (от 22.07.2008 №123ФЗ).
- Михаил Николаевич, как повлиял на вашу деятельность ну очень свежий закон о защите прав юрлиц и предпринимателей?
- Да, с 1 июля вступил в силу Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года Ф3-294, воплощающий в жизнь тенденцию по снижению вмешательства государства в малый и средний бизнес. Он вносит некоторые коррективы и в нашу деятельность.
Процедуры плановых проверок определяются Градостроительным кодексом РФ, Постановлением Правительства «О строительном надзоре», руководящими документами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, «Положением о Главном управлении государственного строительного надзора Смоленской области».
Вступивший в силу вышеназванный закон важен для нас, так как он прописывает процедуры проведения внеплановых проверок, что является одной из сторон нашей деятельности. Он определяет основания для внеплановых проверок, сроки, порядок проведения и оформления проверки и подразумевает более тесную работу с органами прокуратуры.
- Каких законов вы ждёте?
- Наша первейшая забота и обязанность – это безопасность, которая напрямую зависит от качества строительных материалов. В какой-то степени решить эту проблему должен недавно внесенный в Госдуму законопроект – технический регламент по безопасности строительных материалов и изделий. На сентябрь намечено рассмотрение Госдумой этого законопроекта. В нём предусмотрена сертификация строительных материалов, а для крупных производителей – заявительная декларация.
«Мы такие же, как все»
Осторожно: клофелин!

Другие новости по теме