3 декабря 2016 22:44
USD 64,15   EUR 68,47
06 августа 2009 2019

В поле зрения – энергосбережение и тарифное регулирование

В поле зрения – энергосбережение и тарифное регулирование
В мае исполнился год со дня создания нашего Департамента по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике. Его предшественником была Региональная энергетическая комиссия Смоленской области (РЭК), главным направлением деятельности которой являлось тарифное регулирование. При создании департамента Губернатором С.В. Антуфьевым были поставлены новые задачи дополнительно к тем, которые ранее решались РЭК.
Уже в самом названии департамента можно найти ответ на вопрос, что это за задачи. Конечно же, это энергетика
и энергосбережение, энергоэффективность. Надо отдать должное, насколько своевременно они были поставлены и как актуальны в настоящее время. Вопросы энергосбережения и энергоэффективности поднимаются сейчас и Президентом, и Правительством РФ.
Так, в начале июля Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев провел заседание президиума Госсовета, посвященное энергосбережению российской экономики. Поэтому деятельность нашего департамента очень актуальна. Что делается в этом направлении?
Департаментом разработана и постановлением Администрации Смоленской области №547 от 08.10.2008 года утверждена областная целевая программа «Энергосбережение в Смоленской области на 2009-2010 годы», которая сейчас реализуется. Даже в сегодняшнее непростое время руководство Администрации области, депутаты Смоленской областной Думы, понимая необходимость и значимость этой программы, решили выделить средства для её реализации. На эти цели законом об областном бюджете на 2009 год предусмотрены средства в размере 10 млн. рублей, а также софинансирование со стороны муниципальных образований. Уже утверждены положения, определяющие порядок реализации программы. Приняты и проанализированы заявки от муниципальных образований. Проведен отбор муниципальных образований и определен организатор совместных торгов. Утверждено распределение субсидий для софинансирования расходов бюджетов муниципальных образований. Состоялся аукцион на право заключения муниципальных контрактов на выполнение работ.
Проводится каждодневная работа по внедрению систем автоматического частотного регулируемого привода, энергосберегающих ламп, котлов импульсного горения, других энергосберегающих технологий и использованию альтернативных источников энергии.
На 2009 год были согласованы инвестиционные программы энергоснабжающим организациям:
- ОАО МРСК Центра - «Смоленск¬энерго» – 311219 тыс. руб.;
- ОАО «ОГК-4» - «Смоленская ГРЭС» – 3630 тыс. руб.;
- ОАО «ТГК-4» - «Смоленская генерация» – 95577 тыс. руб.;
- ООО «Смоленскрегионтепло¬энерго» – 23367 тыс. руб.
Эти инвестиции, в первую очередь, направляются на внедрение высокоэффективных технологий, восстановление, реконструкцию и строительство инженерных сетей, развитие организаций коммунального комплекса, что позволит обеспечить надежное и эффективное энергоснабжение предприятий и населения нашей области.
Департаментом осуществляется постоянный контроль за целевым и своевременным освоением этих средств, предусмотренных в тарифах на электрическую и тепловую энергию.
Очень остро до недавнего времени стояла проблема эксплуатации так называемых бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства.
Проблемы с эксплуатацией таких объектов характерны почти для всех муниципальных образований, поскольку при приватизации многих предприятий часть объектов их социальной сферы не вошла в уставной капитал и оказалась брошенной. Муниципальные образования не имеют возможностей их содержать. Под угрозой отключений оказалось электроснабжение ряда населённых пунктов, поскольку практически все эти объекты - сети, подстанции – находятся в неудовлетворительном техническом состоянии.
Сотрудниками департамента по каждому муниципальному образованию составлен и проанализирован перечень таких объектов. Но одно дело – составить такой перечень, а другое дело – найти необходимые финансовые средства, чтобы привести сети в нормальное состояние и определить способы передачи объектов в эксплуатацию специализированной энергоснабжающей организации.
С целью решения проблемы бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства было разработано и в настоящее время успешно реализуется «Соглашение о взаимодействии между Администрацией Смоленской области, филиалом ОАО «МРСК Центра» – «Смоленскэнерго», Управлением по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Смоленской области и ОАО «Смоленскэнерго¬сбыт». В рамках выполнения данного Соглашения решаются социально значимые задачи по ремонту электрических сетей и приёмке бесхозяйных объектов электроэнергетики в эксплуатацию специализированной организацией. Можно быть уверенным, что бесхозяйных объектов на территории нашей области больше не будет.
В последнее время много внимания уделяется вопросам безопасного и надежного электроснабжения потребителей, в том числе в осеннее-зимний период.
В области создан и успешно функционирует под руководством Губернатора Сергея Антуфьева штаб по обеспечению безопасности электроснабжения в Смоленской области. Департамент организует проведение заседаний, готовит к рассмотрению наиболее актуальные в конкретной момент времени вопросы, осуществляет взаимодействие с Правительственной комиссией по обеспечению безопасности электроснабжения (федеральным штабом). Тематика решённых штабом задач конкретна и разнообразна. Отмечу только некоторые из них: принятие первоочередных мер по восстановлению безопасного, надежного электро- и теплоснабжения потребителей после отключений, происшедших в результате неблагоприятных погодных факторов в условиях низких температур, ликвидация причин отключений электроснабжения Вяземского водоканала на Бознянском болоте, контроль выполнения ремонтных программ, программ реконструкции и техперевооружения энергоснабжающих организаций, наличие аварийного запаса материалов и оборудования, в том числе аварийных автономных источников питания.
Как конкретный пример решения возникающих проблем можно привести организацию обеспечения надежного электроснабжения населения посёлка Угра (район сырзавода) по временной схеме на период до выполнения инвестиционной программы филиала ОАО «МРСК Центра» – «Смоленск¬энерго».
Особое внимание уделяется обеспечению тесного и эффективного взаимодействия между областными органами исполнительной власти, муниципальными образованиями, энергоснабжающими организациями, предприятиями и организациями при ликвидации инцидентов в электрическом и тепловом хозяйствах.
Принятые меры позволили не допустить на территории области аварийных и чрезвычайных ситуаций.
Департаментом постоянно осуществляется и ежемесячно представляется в Администрацию области полный анализ отключений линий электропередачи, приведших к перерыву электроснабжения потребителей. Рассматриваются причины технологических нарушений с целью принятия действенных и своевременных мер по предотвращению перерывов электроснабжения.
Отдельно необходимо отметить работу, проводимую в условиях кризисной ситуации в экономике.
Департаментом составлен сводный баланс производства и поставки электрической энергии (мощности) на 2009 и 2010 годы по Смоленской области, который направлен в Федеральную службу по тарифам для его утверждения в составе баланса по Единой энергетической системе России.
В результате совместных действий руководства Администрации области, департамента, сбытовых и сетевых организаций за первое полугодие текущего года не допущено снижения поступления электрической энергии в сеть. Покупка электроэнергии с оптового рынка за первое полугодие 2009 года составила 100,3% по отношению к принятым тарифно-балансовым решениям. Это говорит о том, что баланс на 2009 год был определён правильно и, несмотря на кризисные явления в экономике, потребление электрической энергии в Смоленской области остается на плановом уровне.
Другая не менее важная сфера деятельности нашего департамента – тарифное регулирование. Не все знают, как рассчитываются и формируются тарифы, какие затраты включаются в них, как проходит процесс их принятия. Поэтому на этой теме остановлюсь более подробно.
В Российской Федерации принята трехуровневая система регулирования тарифов. Полномочия разграничиваются между федеральным центром, субъектами РФ и местным самоуправлением. Федеральный уровень представлен Правительством РФ и федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в лице Федеральной службы по тарифам (ФСТ России), уровень субъекта РФ представлен нашим департаментом, уровень местного самоуправления - органами местного самоуправления, наделенными правом установления тарифов.
Законодательно процедура тарифообразования прописана очень жёстко. Порядок установления тарифов определен рядом нормативных правовых документов и соблюдается в департаменте неукоснительно. Система контроля формирования тарифов исключает возможность нарушений при их принятии.
Процессу установления тарифов предшествует большая работа по проверке материалов, поданных организациями в департамент. К примеру, объём информации, поступающей для расчета тарифов и полностью проверяемый нашими сотрудниками, составляет только по МУП «Смоленсктеплосеть» 3860 листов, по ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» только техническая часть составила 2494 листа. По этим данным можно себе представить, какой объём материалов необходимо проанализировать, оценить, принять по ним решение.
В целом в нашей области подлежат регулированию по всем направлениям 370 организаций.
После получения материалов назначается экспертный совет из числа сотрудников департамента. В соответствии с законодательством экспертизу может проводить и сторонняя организация, но на практике это не применяется ввиду отсутствия финансовых средств на данные цели. Экспертный совет проверяет обоснованность статей затрат, предлагаемых организациями к включению в тарифы, производит свой расчёт тарифов и выносит свои предложения (экспертное заключение) на утверждение правлением департамента.
Правление департамента - это и есть коллегиальный орган, который принимает все решения по тарифам. Вся процедура формирования и принятия тарифов регламентирована действующим законодательством. Принятие тарифов происходит в обстановке гласности и открытости.
Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку (необходимая валовая выручка - экономически обоснованный объём финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчётного периода регулирования), и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учёта.
Постановлениями Правительства РФ определен состав расходов, которые регулирующий орган обязан включать в необходимую валовую выручку организациям на расчётный период регулирования в тарифы при их формировании. К ним в первую очередь нужно отнести: затраты на топливо, покупаемую электрическую энергию, заработную плату, ремонт основных средств, амортизацию, средства на уплату налогов и другие.
Затраты, не относящиеся к производству товаров, оказанию услуг, в тарифы не включаются. При проведении экспертизы материалов департаментом принимаются все меры, направленные на исключение из расчётов экономически не обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
В целях исключения необоснованного роста тарифов в сфере жилищно-коммунального комплекса федеральным законодательством предусмотрено государственное регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса путем установления соответствующих предельных индексов.
С 1 января 2009 года полномочия департамента расширились. От федерального центра к нам перешло право на установление предельных индексов изменения платы граждан за жилое помещение и размера платы граждан за коммунальные услуги.
Принятые предельные индексы означают, что совокупные платежи граждан при неизменном наборе и объёмах потребляемых услуг за жилое помещение (плата за найм (только в случае, если жилое помещение не находится в собственности граждан), содержание и ремонт жилого помещения, сбор и вывоз твердых бытовых отходов) и коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление) должны вырасти на конец следующего года к уровню предыдущего года на величины, не превышающие установленные индексы.
Следует отметить, что предельным индексом ограничивается размер платы за жилое помещение не для всех граждан, а только нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом. То есть предельный индекс изменения размера платы граждан за жилое помещение не распространяется на плату граждан за жилое помещение, установленную по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации. Размер платы в таком случае определяется на общем собрании собственников помещений с учётом предложений управляющей организации.
Предельным индексом изменения платы граждан за коммунальные услуги ограничиваются размеры платежей всех граждан.
Таким образом, тарифы на жилищно-коммунальные услуги органами местного самоуправления должны устанавливаться в рамках приведенных выше предельных индексов.
За первое полугодие департаментом также установлена плата по индивидуальным проектам за технологическое присоединение к сетям ОАО «МРСК Центра» - «Смоленскэнерго» для 23 объектов с присоединяемой мощностью 12,7 МВт.
Непосредственно для населения нашим департаментом устанавливаются следующие тарифы:
- на электрическую энергию.
Они принимаются в рамках предельных уровней, утвержденных Федеральной службой по тарифам. Здесь необходимо отметить, что тариф низкого напряжения, по которому население получает электрическую энергию, составляет 3,69 руб. за кВт-ч. Однако, учитывая социально-экономическое положение в регионе, с целью защиты интересов населения руководство Администрации области предложило принять тариф на электрическую энергию для населения на минимально возможном предельном уровне, установленном ФСТ России для Смоленской области, а именно 2,02 руб. за кВт-ч.
Кстати, этот тариф в нашей области является одним из самых низких в Центральном федеральном округе. Для сравнения: в Ярославской области он составляет 2,03 руб. за кВт-ч, Орловской – 2,08 руб., Белгородской – 2,15 руб., Курской – 2,15 руб., Ивановской – 2,21 руб., Костромской – 2,28 руб., Владимирской – 2,32 руб., Тульской – 2,34 руб., Тверской – 2,39 руб., Калужской – 2,44 руб. за кВт-ч.
- на природный газ для населения.
Три составляющих этого тарифа утверждаются ФСТ России – оптовая цена газа, тариф на его транспортировку и снабженческо-сбытовые услуги. Исходя из этих тарифных решений ФСТ России, мы устанавливаем тарифы на природный газ для населения по направлениям использования (пищеприготовление, горячее водоснабжение, отопление и при наличии приборов учёта). По сравнению с соседними регионами тарифы на природный газ для населения установлены также значительно ниже.
Для сравнения: тариф на природный газ при наличии приборов учёта установлен в Смоленской области 2,28 руб. за кубометр, в Брянской – 2,59 руб., во Владимирской – 3,38 руб., в Ярославской области – 3,06 руб. за кубометр.
- на сжиженный газ, реализуемый населению на бытовые нужды;
- на перевозку пассажиров автомобильным транспортом.
Тарифы, действующие в нашей области, не выше, чем в соседних областях.
Например, на Смоленщине стоимость одного пассажиро-километра в автобусах общего типа составляет 1,05 руб., в Брянской и Тульской областях – на том же уровне, а в Ивановской области – 1,20 руб., Калужской - 1,40 руб., Тверской - 1,50 руб.
- на перевозку пассажиров пригородным железнодорожным транспортом.
Подчеркну: в результате регулирования цен и тарифов на 2009 год по всем направлениям деятельности департамента, утверждения экономически обоснованных тарифов (цен) в рамках предельных уровней сумма снижения затрат регулируемых организаций относительно заявленных ими сумм составила
2 миллиарда 743 миллиона рублей. Это очень большая величина, являющаяся по сути экономией для каждого потребителя.
Все постановления с тарифными решениями сразу после их принятия публикуются в средствах массовой информации, прежде всего в «Смоленской газете» и Вестнике Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области, и размещаются на официальном сайте департамента: htth://admin.smolensk.ru/~rek//. На этом же сайте можно более подробно ознакомиться с деятельностью Департамента и задать любые вопросы в сфере энергетики, энергоэффективности и тарифного регулирования.
Олег Рыбалко, начальник Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике


Новости по теме
Об установлении тарифов на тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии ООО «Коммунальные системы «Богородицкое»
19 мая 2015 574
Об установлении тарифов на тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии ООО «Коммунальные системы «Богородицкое» (Смоленский район, дер. Богородицкое)
О внесении изменений в предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги
02 июня 2015 523
О внесении изменений в предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Смоленской области на 2015 год
УКАЗ ГУБЕРНАТОРА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ от 09.12.2015  № 90
15 декабря 2015 1749
О внесении изменений в предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Смоленской области на 2015 год
О внесении изменений в предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Смоленской области на 2015 год
24 марта 2015 876
О внесении изменений в предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Смоленской области на 2015 год
Об установлении тарифов на тепловую энергию МУП «Коммунальщик» (с. Ершичи)
26 мая 2015 566
Об установлении тарифов на тепловую энергию МУП «Коммунальщик» (с. Ершичи)
21 декабря 2009 1943
Пстановления Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике №221-230, 234
"));