Дороги

Подвиг Угранского десанта увековечен

13 января 2012 года в 14:18
В среду, 18 января, исполняется 70 лет одному из знаковых событий Великой Отечественной войны. Под по кровом ночи в Угранском районе, в тылу врага, был высажен самый крупный воздушный десант за всю историю Второй мировой войны. Для борьбы с гитлеровцами, укрепившимися на границе Московской, Смоленской и Калужской областей, десантировались около 12 тысяч воинов Красной Армии. Это были бойцы и командиры 4-го воздушно-десантного корпуса, его 8-й, 9-й, 214-й бригад и отдельных подразделений. Корпусу ставилась задача содействовать наступательной операции 50-й армии генерала И.В. Болдина, отвлекая на себя с фронта силы фашистской группы армий «Центр». История рождения этого корпуса тесно связана со Смоленщиной. Здесь была сформирована (одной из первых в Красной Армии) его 214-я воздушно-десантная бригада, на Смоленской земле проходили первые учения парашютистов. Здесь десантники вступили в схватку с гитлеровцами в первые месяцы войны.

Героические действия корпуса первым из журналистов Советского Союза описал в своей книге «Дорогами воздушного десанта» фотокорреспондент смоленской областной молодёжной газеты «Смена» Андрей Лукашенко (на фото внизу стоит справа, слева – генерал-лейтенант И.И. Лисов, один из легендарных командиров ВДВ ВС СССР). Благодаря его инициативе в Угран¬ском районе появился памятный знак героям-десантникам. Его торжественное открытие состоялось в 1974 году. И вот теперь, через считанные дни, спустя почти сорок лет в километре от села Желанья, в сосновом бору появится ещё один памятник воинам 4-го воздушно-десантного корпуса и партизанам, павшим в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Сам памятник уже установлен на пьедестал, а его торжественное открытие состоится в среду, 18 января.

Инициатором увековечения подвига десантников и партизан бывшего Знаменского района выступил глава Желаньинского сельского поселения Виктор Виноградов. А средства на изготовление монумента выделил из своего резервного фонда Губернатор Смоленской области Сергей Антуфьев. Об этом наша газета уже рассказывала 3 декабря 2011 года. «СГ» стала информационным спонсором проекта.

В январе 42-го

Как свидетельствуют историки, с целью завершения окружения вяземской группировки противника Ставка Верховного Главнокомандования решила выбросить за линию фронта в район деревни Озеречни 4-й воздушно-десантный корпус. Ему ставилась задача перерезать железную и шоссейную дороги Вязьма – Смоленск – основные артерии фашистских войск, находившихся в данном районе. Как и планировалось Ставкой, 11-й кавалерийский корпус полковника С.В. Со¬колова вышел в намеченный район с севера через брешь, образовавшуюся в полосе фронта, а первый гвардейский кавалерийский корпус генерала П.А. Белова, прорвав линию фронта на Юхновском направлении, двинулся к нему навстречу. На стык двух кавалерийских соединений и было решено высадить 4-й воздушно-десантный корпус генерала А.Ф. Ле¬вашова. К этому времени он закончил укомплектование бригад, которые получили значительное пополнение. Кроме того, седьмая бригада была заменена более боеспособной девятой воздушно-десантной.

При пересечении фронтовой полосы самолёт, в котором находилось командование корпусом, был обстрелян немецкими истребителями, а в момент подлёта к месту посадки снова атакован. И вот тогда вражеская пуля, пробив борт корабля, попала в висок командиру корпуса генералу Александру Левашову. Так, не долетев до цели, он погиб, и обратным рейсом его тело отправили на «большую землю». Командование корпусом принял на себя начальник штаба полковник Александр Казанкин. Вместо него начальником штаба стал подполковник Мина Козунко, возглавлявший до этого оперативный отдел.
Шёл седьмой месяц войны. В декабрьской битве под Москвой наши войска нанесли крупное поражение противнику. Гитлеровское командование вынуждено было отказаться от новой попытки прорваться к столице, начало перегруппировку своих истрёпанных дивизий, спешно подтягивая резервы. Днём и ночью к фронту с запада перебрасывалось подкрепление. Фашисты накапливали силы в районе Вязьмы. Находившаяся здесь в окружении 33-я армия генерал-лейтенанта Михаила Ефремова вела с врагом тяжёлые бои. А кавалерийские корпуса, прорвавшиеся через линию фронта, совершали рейды по тылам немцев. В Издешковском районе уже больше полумесяца вела бои с гитлеровцами восьмая воздушно-десантная бригада. Основные силы 4-го корпуса приземлились в районе Желаньи (южнее Вязьмы), недалеко от Знаменки. Корпусу поставили задачу: отвлечь на себя противника, не дать ему планомерно готовить операции и, продвинувшись на юг, захватить населённые пункты Ключи и Горбачи, чтобы выйти на исходные позиции для соединения с 50-й армией генерала И.В. Болдина, которая сдерживала врага на Юхновском направлении.

Такое решение нашего командования было вполне обоснованным. Сразу же на юг от районного центра Знаменка, вдоль реки Угры на огромной площади простирались леса и перелески, чередуясь с полями. Поблизости располагались мелкие населённые пункты. Местность позволяла укрыть большую массу войск и давала возможность быстро продвигаться на соединение с частями 50-й армии.

Положение в районе к тому времени было очень тяжёлое. Оккупировав в начале октября 1941 года территорию Знаменского района, фашисты стали создавать здесь свои гарнизоны для приёма прибывающих частей действующей армии и тылового охранения. Чтобы разместить их, они использовали населённые пункты, расположенные у больших дорог, подальше от леса, силой оружия наводили «новый порядок».

«Над нами «мессеры» кружили»

С появлением в районе оккупантов местные жители стали уходить в леса. Небольшими группами по десять-пятнадцать человек они собирались в заранее намеченных местах, создавали партизанские отряды. В число партизан вливались также бойцы и командиры, выходящие из окружения. Руководил партизанами первый секретарь Знаменского райкома партии Пётр Шматков. Он готовил отряды к операции по уничтожению фашистов. Она была намечена на 17 января 1942 года. Этот день совпадал с намечавшейся высадкой сюда первого воздушного воздушного десанта – отряда капитана Ивана Суржика.
«Десант И.А. Суржика, – говорится в документах одного из партизанских отрядов, – был высажен утром 18 января, чтобы обеспечить приём посадочным способом десантного полка майора Н.Л. Солдатова. Полк влился затем в одну из стрелковых дивизий подошедшего в район Желаньи корпуса генерала П.А. Белова».

Взаимодействуя с отрядом капитана Суржика, партизаны начали нападать на фашистские гарнизоны. Уже к 20 января 1942 года они заняли и контролировали 38 населённых пунктов. В эти же дни стал громить врага и только что прибывший полк десантников майора Солдатова. Почти в каждой деревне, освобождённой от оккупантов, партизаны и десантники становились свидетелями фашистских злодеяний, кровавой расправы над мирным населением. Только за один день, 28 января, в деревне Свиридово немцы расстреляли 64 человека. Они вывели всё мужское население в возрасте от одиннадцати лет и старше на очистку дороги. А вечером того же дня всех расстреляли. От рук гитлеровцев погибли и 26 раненых красноармейцев, проживавших в деревне.

30 января немцы собирались расстрелять и всех женщин деревни. Их жизни спасли партизаны отрядов Сергея Московского и Константина Семибратова. Они стремительным и внезапным ударом выбили фашистов из деревни. Гибель ни в чём не повинных людей глубокой болью отозвалась в сердцах партизан. Они поклялись беспощадно громить оккупантов и слово своё сдержали.

Операция по переброске воздушного десанта в тыл врага всегда считалась очень сложной. Десантник, прежде чем оказаться на оккупированной территории, совершал два подвига: первый – во время перелёта под шквальным огнём фронтовой зенитной артиллерии немцев и атаками их авиации, второй – когда в кромешной темноте прыгал с парашютом под пули гитлеровцев. Не только самим десантникам, но и тем, кто занимался переброской четвёртого корпуса, пришлось пережить в те дни немало тяжёлых минут. Вот что произошло с экипажем одного из самолётов ТБ-3, который в сложных погодных условиях доставлял парашютистов в тыл врага.

Ночью самолёт капитана Якова Пляшечника атаковали два «мессершмитта». Это произошло в тот момент, когда он подлетал к Знаменке. В первую же минуту боя погиб воздушный стрелок и был тяжело ранен помощник бортмеханика. Искусно маневрируя и уходя от атак немецких истребителей, Пляшечник увёл свою машину под низко плывущие тучи. Однако «мессерам» удалось зайти в хвост самолёта, вновь атаковать его и поджечь пулемётной очередью. Положение экипажа и десантников стало критическим. Но, несмотря на то, что могли взорваться бензобаки, пилоты всё-таки доставили парашютистов в заданный квадрат. Когда последний десантник покинул самолёт, капитан Пляшечник развернул горящую машину и взял курс на восток. Вскоре позади осталась линия фронта, исчезли последние отсветы разрывов вражеских зениток. Командир повёл машину на посадку. Поднимая снежную пыль, самолёт ещё продолжал скользить по полю, а к нему уже бежали бойцы размещавшейся неподалёку воинской части. 15 июня 1942 года за героизм, проявленный при высадке десантников 4-го корпуса, Я.И. Пля¬шечнику было присвоено звание Героя Советского Союза. Вместе с первым авиационным полком доставкой парашютистов к месту высадки занимались лётчики третьего и седьмого полков тяжёлых бомбардировщиков.

Коварство врага

Корпус полковника Казанкина выполнил боевую задачу и закрепился в деревнях Ключи и Горбачи. Кончилась первая декада марта, враг перебрасывал с фронта свежие силы, чтобы выбить десантников с места их дислокации. Перед наступлением фашисты пошли на провокацию. Среди белого дня в селе Преображенское приземлился самолёт У-2. На нём в штаб корпуса прибыл офицер связи с приказом командования Западного фронта, в котором говорилось: «В связи с тем, что части 33-й армии генерала Ефремова не имеют успеха по захвату Вязьмы, частям корпуса немедленно организовать выход». Тут же предписывался маршрут выхода. Полковник Казанкин вместе с начальником разведки Колобковым и командирами бригад Курышевым и Колобовниковым долго обсуждали этот неожиданный приказ. Скрепя сердце, комкор решил подчиниться и отдал приказ готовиться к выходу на «большую землю».
Страшно себе представить то, что могло случиться, если бы в штаб к командиру не пришёл начальник особого отдела корпуса Илья Салов. Он получил информацию от капитана Баженова о том, что прилетевший лётчик не знает ни одного подмосковного аэродрома, а шифровальщик штаба Кузнецов сообщил ему, что у офицера связи, доставившего пакет, на ногтях видны остатки лака. Салов усомнился в правильности приказа и попросил разрешения у Казанкина запросить Москву.

Через некоторое время из штаба Западного фронта получили сообщение: «О каком выходе идёт речь? Выполняйте поставленную задачу!» Так бдительность особиста и других десантников спасла от неминуемой гибели сотни бойцов и командиров. И.А. Салов, сумевший раскрыть коварный замысел врага, был награждён орденом Красного Знамени.

От Желаньи до Берлина

Несколько месяцев в первой половине 1942 года часть нынешнего Угранского района была свободна от немецко-фашистских захватчиков. Действовали все структуры советской власти: райком партии и РК ВЛКСМ, райисполком, колхозники кормили партизан, конников армии Белова и десантников 4-го корпуса. Но ближе к лету фашисты перегруппировали силы и с остервенением взялись за подавление мятежного района. Получив приказ об отходе, десантники с честью выполнили поставленную перед ними задачу. 17 июня 1942 года вместе с кавалеристами они прорвали оборону гитлеровцев у станции Беглица Калужской области и вышли в расположение частей 10-й армии. Основная часть личного состава 4-го корпуса вышла на Большую землю. С собой были захвачены партизаны и их семьи, а также беженцы, которые присоединились к ним на марше.

С выходом 4-го воздушно-десантного корпуса на «большую землю» закончился его пятимесячный героический рейд по тылам врага на Смоленской земле. Этот рейд – яркая страница в истории ВДВ, вступивших в жаркую схватку с фашистами в первые же дни Великой Отечественной войны. Бойцы и командиры корпуса воевали под Сталинградом, дошли до стен Берлина. А в посёлке Угра есть улицы Десантная, имени 4-го воздушно-десантного корпуса и имени политрука Виктора Улитчева, со связкой гранат бросившегося под фашистский танк у деревни Пречиста. Приказом по Западному фронту от 9 мая 1942 года младший политрук В.С. Улитчев был награждён орденом Ленина (посмертно).

В конце 60-х годов прошлого столетия по приказу легендарного командующего ВДВ Василия Маргелова десантники взяли шефство над районом. Проводились показательные выступления воинов, лыжные походы по местам боёв 4-го корпуса. К сожалению, в новой России та замечательная традиция была забыта. «Смоленская газета» обращается с предложением к командованию Воздушно-десантных войск России возобновить былые традиции и ежегодно проводить в Угранском районе различные мероприятия, посвящённые подвигу воинов-десантников, например, День десантника, День спецназа. А мы, журналисты, поддержим.
Вадим Баевский. Рождественский рассказ
С юбилеем, почётный гражданин Смоленска Виталий Вовченко!

Другие новости по теме