Дороги

Хорошо в деревне летом…

25 апреля 2012 года в 10:43
Часто говорят, что у Смоленщины «выгодное географическое положение». Только не для туриста! Моря под боком нет, а значит, нет и золотистых пляжей. Не видно на горизонте заоблачных вершин – не прокатиться на горных лыжах. Целебными водами природа не снабдила – бальнеологический курорт не откроешь. И намоленные места вроде Мекки-Медины, Иерусалима-Ватикана, увы, отсутствуют – так что не жди в Смоленск паломничества. Какой у нас после этого туризм… А может быть, сельский?

«Инвестиционные перспективы сельского туризма в Смоленской области» – семинар с таким названием прошёл недавно в Вязьме. Количество его участников превысило 120 человек (ждали 30-40), что само по себе уже говорит об актуальности заявленной проблематики. Помимо начальства разного уровня – от представителей районных администраций до глав поселений, которое присутствовало ex officio, значительная часть публики была явно заинтересована в результатах обсуждений. Ведь может статься идеи, артикулированные в Вязьме, лягут в основу региональных новаций, которые будут способствовать продвижению достаточно нового для Смоленщины бизнеса.

Хорошо в деревне летом…


Никто не знает про агротуризм?


Увы, буквально на первых минутах обсуждения выяснилось, что никто не знает про сельский туризм. Вернее, представления есть, но чёткого определения нет. Как некогда метко выразился заведующий лабораторией туристско-рекреационных исследований Михаил Евдокимов, обсуждая тему, «сколько учёных, столько и классификаций» (см. «СГ» от 27 октября 2011 г.).

Хорошо в деревне летом…


И тем не менее агротуризм существует. Говорит начальник отдела развития турист¬ской инфраструктуры Департамента спорта, туризма и молодёжной политики Смоленской области Виталий Аниськин, модератор семинара:

– Агроусадьбы, принимающие гостей, на Смоленщине есть уже более десяти лет. Но только сегодня, с некоторым опозданием, органы власти поставили перед собой задачу развивать сельский туризм. В перспективе будет разработана и утверждена соответствующая программа, согласно которой определены формы стимулирования. Однако пока нет чёткого представления, что считать агротуризмом. Под вывеску сельского туризма собраны данные по охотничьим усадьбам, фермерским хозяйствам и прочее. Но ведь это не агротуризм!.. Нам необходимо изучить имеющийся опыт, в том числе соседей, чтобы определить оптимальные действия власти в развитии данного сектора.

Говорит Калуга


Хорошо в деревне летом…


«Что есть агротуризм? Как региональная власть может способствовать его развитию?» – эти вопросами были адресованы гостям семинара из Калуги. Именно на Калужской земле сельский туризм цветёт буйным цветом – в первую очередь, благодаря близости региона к Москве и Подмосковью как главному сосредоточению клиентов. Но ведь и Смоленщина тоже граничит со столичной агломерацией, поэтому нам опыт соседей должен быть интересен.

– Мы полагаем аграрным туризмом индустрию гостеприимства за пределами городской черты как средство занятости (самозанятости) населения сель¬ской местности. Калуга начала целенаправленно развивать агротуризм с 2009 года. Сейчас на территории региона действует уже более ста агроусадеб. Их содержат предприниматели, которые принимают гостей как в качестве хозяев у себя дома, так и в качестве владельцев сельских отелей, имеющих на территории от нескольких до 30-40 (!) гостевых домов. Разброс стоимости туристических услуг – от бюджетного уровня до элитного. При этом у москвичей есть спрос на отдых по всем ценовым категориям. Главное, была бы изюминка. Где-то это просто выходные на берегу зарыбленного пруда, где-то – возможность пообщаться с сельскохозяйственной живностью, но есть у нас и пользующийся огромной популярностью Парк птиц, и масштабно задуманный комплекс «Этномир», демонстрирующий гостям хижины разных народов. В результате совокупно агротуристский сектор Калуги может принять сегодня более 60 тысяч человек единовременно, – говорит Виктория Наумова, один из разработчиков программы развития агротуризма Калужской области, главный специалист региональной администрации.

Хорошо в деревне летом…


Для сравнения: 60 тысяч человек – это больше, чем полное население таких городов, как Вязьма или Рославль…

Предприниматели, занимающиеся агротуризмом, имеют поддержку региональных властей Калуги и через рекламу, которую по сути оплачивает администрация. Информация об усадьбах бесплатно размещается в тематических каталогах, для телевидения специально заказываются ролики. Выходит журнал «Калуга дискавери», который распространяется в поездах, есть и газета «Гоу ту Калуга». И, конечно, участие в выставках разного уровня. Буклеты агротуристских фирм постоянно присутствуют на стендах области, причём это тоже не стоит предпринимателям ни копейки. Главная цель – увеличить поток туристов в регион.

Хорошо в деревне летом…


Таких ещё не видали!


И всё же важнейшим двигателем в развитии сельского туризма, как и в любом новом деле, является не государственная поддержка, а неисчерпаемый энтузиазм конкретных личностей. Вот история Михаила Садовского, главы крестьянско-фермерского хозяйства «Шугайловское» Демидовского района:

– Родился в Демидовском районе. В 18 лет покинул малую родину, связал жизнь с военной службой, службой в органах госбезопасности. Рано вышел пенсию, работал в Москве, имел хороший загородный дом. Но однажды, посещая родные края, зашёл в местную администрацию. Смотрю, многие населённые пункты, которые я помнил по детству, оказались давно не жилыми. На семейном совете решили вернуться на Смоленщину. Не знали, с чего начать. Начали оформлять паевую землю, которая имелась у родителей. Пришлось создавать крестьянско-фермерское хозяйство… Потом три года переводил землю из сельскохозяйственного назначения в землю поселения. Поначалу мы ничего не знали о сельском туризме. Но один знакомый (большой человек) как-то обмолвился, что никогда не отдыхает за границей, а предпочитает проводить свободное время в деревне нашей полосы…

На своей земле мы начали строить избы. Каждая с большой русской печкой. И минимумом удобств: свет, вода, канализация. Завели живность, даже экзотическую вроде пони. К нам приезжают! Москва, Питер, Тверь, другие города. Порой даже автобусами. Люди удивляются, что в такой дали (больше 600 километров от Москвы) есть агроусадьбы – удивительные места отдыха для тех, кто понимает в этом толк. Одна только возможность покулинарить в настоящей печи дорогого стоит!

Мы занимаемся бизнесом, но получается, что одновременно и возрождаем свою деревню. Каким образом? Надо знать уклад сельской жизни, где каждый сосед смотрит на соседа. Когда начал строиться, все говорили: таких дураков ещё не видали. Но когда у нас начало всё получаться, и получаться красиво, сами стали приводить в порядок свои дома. Обновили заборы, покрасили фасады. А ведь односельчанам-то уже всем за 70! Может, и к ним дети-внуки приедут?

Семинар завершился без явной точки. Не было ни резолюций, ни обращений, ни обещаний «в ближайшее время рассмотреть вопрос». Это был здравый, содержательный разговор, обмен опытом. А для его закрепления администрация Вяземского района организовала выезд участников в два хозяйства, принимающих агротуристов. Предприниматели могли своими глазами посмотреть, как можно обустроить отдых в Смоленской глубинке. Посмотреть и перенять.


Ликбез для гостеприимных


Хорошо в деревне летом…

Агротуризм может стать реальным подспорьем для сотен домохозяйств Смоленской области. Однако с чего начать, как подступиться? Те, кто организует крупные туркомплексы, парк-отели в сельской местности, имеют специальное образование, знают бизнес от «А» до «Я». Но как быть простому селянину?..
Некоторыми несложными советами делится Ирина СМИРНОВА, генеральный директор туристско-экскурсионного центра «На семи холмах» (фирма – лидер отрасли в регионе):

– Что нужно сделать, чтобы люди к вам приехали? Чтобы гостю было хорошо. Чтобы он рассказал своим друзьям, что у вас хорошо. Чтобы он захотел приехать к вам ещё раз. А что для этого надо сделать? Надо предоставить весь комплекс услуг, а не только проживание в сельской местности.
С чего начинать? Прежде всего продумать, как гость к вам доберётся. Даже если у вас будет роскошная усадьба, но в глуши, не ожидайте большого наплыва туристов. И не надо ждать, что люди приедут на собственном транспорте. Вполне возможно, вам придётся забирать их с вокзала на собственном авто.

Второе – комфорт пребывания. Не обязательно иметь на каждую семью отдельный коттедж с индивидуальными удобствами. Возможен и один санузел, душ на две комнаты. Плюс ещё одна комната – гостиная, где люди будут собираться посмотреть телевизор, поиграть в шахматы и т. д.
Далее, конечно, питание. Пусть либо сами готовят себе, либо заказывают еду из ваших продуктов. А как же быть с жёсткими нормативами санэпиднадзора? Здесь нужен отдельный совет, но, как говорится, кодекс надо чтить.

Развлечения! Близлежащий музей, красивая природа, катание на лошадях, кормление кроликов, прогулка на велосипедах, экспедиция за грибами, купание в озере, рыбалка с последующим копчением добычи, поход в гости к местному «Кузьмичу» или аналогичной старушке-веселушке, которая и щи в русской печи сварит, и самогонку на стол поставит, и песню душевную споёт… А на прощание ещё и шмат сала, что на зиму для себя заготовила, подарит.
Однако всегда помните: ваш сельский туризм организован, чтобы приносить прибыль. То есть и прокат удочек, и экскурсия по грибным местам, и посещение бабушки с учётом «дарения» сала должно давать копейку. Не надо сразу и всё включать в ценник, это только отпугнёт. Получайте деньги «по капельке» с дополнительных услуг. Если найдёте подход к туристу, он всё закажет, всё оплатит и сам довольным останется.
За Отечество не стыдно!
Международный проект автопробега "Дорогами Победы!"

Другие новости по теме