Люди в погонах

УФСИН-2012: реформа началась

6 февраля 2012 года в 14:55
Недавно гостем редакции «СГ» стал новый начальник УФСИН России по Смоленской области полковник внутренней службы Сергей ГАВРИЛИН. Он рассказал о том, каких результатов удалось добиться региональному управлению за последнее время, а также о перспективах и планах на будущее.


Справка «СГ»

Сергей Анатольевич Гаврилин родился 9 июля 1964 года в Оренбурге. В 1990 году окончил Оренбургский политехнический университет, а в 1995-м – Московскую государственную юридическую академию.
В органах УИС с 1990 года. С октября 1990 года по февраль 1992-го работал в должности инженера сначала в техническом отделе УИД УВД Оренбургского облисполкома, затем в техническом отделении отдела организации труда и производства службы по исправительным делам и социальной реабилитации УВД Оренбургской области.
С февраля 1992-го по апрель 1996 года состоял в должности старшего инспектора отдела исправительно-тыловых учреждений службы по исправительным делам и социальной реабилитации.
В январе 1997 года назначен на должность заместителя УИН УВД Оренбургской области. С ноября 2011 года Сергей Гаврилин возглавляет УФСИН по Смоленской области. Имеет девять ведомственных наград.
***



– Кроме разницы двух регионов – Оренбургского и Смоленского – по площади и населению, количеству исправительных учреждений, есть какие-то кардинальные отличия в местных системах УИС?

– Конечно, отличия есть, потому что Оренбургская область намного больше, соответственно и больше исправительных учреждений. Сейчас два из них попали под эксперименты концепции развития системы до 2020 года. Фактически на данный момент это два учреждения совершенно нового, европейского типа, такого, к которому мы стремимся в целом.

Осуждённых в Оренбурге в два с половиной раза больше, чем здесь, – более 15 тысяч. Граница с Казахстаном тоже накладывает свой отпечаток на специфику области.

Есть там и особые учреждения, например, знаменитая тюрьма «Чёрный дельфин», в которой отбывают пожизненное наказание серийные убийцы и маньяки. Это в какой-то мере тоже прообраз той тюрьмы, которая ожидает систему в будущем. Отличие только в уровне режима.

– Мы до сих пор имеем тюремную систему лагерного, гулаговского типа. Что привнесёт новая концепция развития?

– Барачная система должна остаться в прошлом. Покамерное содержание осуждённых – это прежде всего улучшение условий службы сотрудников. Одно дело, когда он заходит в камеру, где содержатся всего несколько человек, и совсем другое, когда при проверке на плац выходит полторы-две тысячи осуждённых. А управляют всей этой массой всего 10-12 человек.

– Какое впечатление произвела на вас ситуация с УИС на Смоленщине?

– Только самое хорошее. Я побывал во всех исправительных учреждениях области. Свои проблемы, конечно, есть, как и везде. Коллектив сотрудников очень работоспособный, трудолюбивый, понимает и выполняет все поставленные перед ним задачи. Об этом красноречиво говорит то, что за два последних месяца в областном УФСИН не было отставок и существенных перестановок: мною не замечено серьёзных недочётов.

– Основные изменения после реформы? Новые стандарты, требования, условия?

– Уже давно мы говорим о том, что тюремная система России переживает реформирование. Она давно перестала быть придатком следственных органов. ФСИН представляет собой самостоятельный институт правоохранительной системы. Она имеет специфические, присущие только ей функции, главная из которых – исполнение приговоров, вынесенных именем РФ.

Основные задачи, которые всегда стояли и стоят перед нами, – это изоляция спецконтингента, обеспечение охраны и правопорядка в местах лишения свободы. Но время предъявляет новые требования, мы тоже не стоим на месте.

Да, работаем не с самой лучшей частью населения страны, и, к сожалению, возрастной состав осуждённых продолжает неуклонно омолаживаться. Растёт и число осуждённых с повышенной агрессивностью, психическими отклонениями, склонных к конфликтам, суициду. Это, конечно же, не может не сказаться на уровне правопорядка в наших учреждениях.

– С какими статьями приходит молодёжь на зону и чем это можно объяснить?

– С очень тяжёлыми – убийства, разбой, изнасилования, наркотики. А объясняется это, на мой взгляд, сложившимся за последние лет 20 правовым вакуумом. В лихие 90-е почти всё доброе и вечное куда-то из системы воспитания ушло, и на смену ему пришло совсем другое – культ насилия, наживы, безнаказанности. Выросло несколько поколений, у которых ценности значительно сместились в сторону криминала. Чтобы снизить эту печальную тенденцию, неплохо было бы подростков, особенно трудных, возить к нам и в педагогических целях показывать, что тюремная романтика – это только в фильмах, а на самом деле провинившегося ждут долгие годы в заточении.

– Какова ситуация с побегами за последнее время?

– В нашей работе тоже не обходится без ошибок, таких, например, как побег из ИК №1, происшедший в сентябре прошлого года. Его причиной стал так называемый человеческий фактор.

– Какие у вас взаимоотношения с другими правоохранительными органами области? Помогают ли они вам?

– Отношения самые хорошие, дружеские и деловые. В борьбе с преступностью нам помогают все. Совместно с УМВД раскрыто 399 преступлений, кроме того, нами оказана помощь в раскрытии 1719 преступлений. Также в рамках областной антинаркотической программы совместно с УФСКН выявлено и раскрыто 60 наркопреступлений, изъято почти три с половиной килограмма наркотиков, предназначавшихся для передачи осуждённым.

Кроме того, силами сотрудников отдела собственной безопасности при поддержке региональных УФСБ и УМВД мы и впредь будем решительно бороться с предателями интересов нашей службы. Таких лиц мы будем не только увольнять, но и привлекать к уголовной ответственности. За этот год на взятках были задержаны два сотрудника, к ним применены соответствующие меры.

– Как обстоит дело с «социальными лифтами» для осуждённых?

– Эта система в прошлом году только прошла здесь апробацию. Она предусматривает справедливое и эффективное стимулирование спецконтингента к законопослушному поведению. В первую очередь это предоставление осуждённому права на условно-досрочное освобождение или перевод на более мягкий режим содержания. И уже есть определённые положительные результаты. В прошлом году из мест лишения свободы освободились 2446 человек, из которых 998 вышли по УДО. Из «закрытых» колоний в колонии-поселения переведены 42 человека.

– Как происходит социальная адаптация осуждённых и освободившихся?

– Очень часто, возвращаясь в общество, человек чувствует свою полную невостребованность, что толкает его на новые преступления. Принятая в этом году региональная программа «Оказание помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и содействия их социальной реабилитации в Смоленской области на 2012-13 годы», а также выделенные областным бюджетом средства призваны улучшить эту ситуацию. И задача эта государственной важности, только совместными усилиями мы сможем вернуть обществу гражданина.

На данный момент во всех исправительных учреждениях области работают общеобразовательные школы, в которых обучаются 953 осуждённых. В профессиональных училищах при колониях ежегодно по 15 востребованным специальностям обучаются более 800 человек.

Совместно с Департаментом занятости населения в прошлом году нам удалось трудоустроить более 50 человек.

– Отражается ли на вашей работе общероссийская тенденция гуманизации уголовных наказаний? Как это происходит?

– Постоянно увеличивается количество приговоров к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Это, несомненно, уменьшит количество рецидивных преступлений, но одновременно увеличит и объём работы уголовно-исполнительных инспекций.

С декабря прошлого года в сферу наших профессиональных обязанностей введена такая мера пресечения, как домашний арест. Человек до суда находится не в СИЗО, а дома. Контроль за ним ведётся с помощью так называемых электронных браслетов.

Кроме того, будет вестись надзор и за теми, кто освободился досрочно, и здесь нам никак не обойтись без помощи областной и городской власти. Хочу искренне поблагодарить Губернатора Сергея Владимировича Антуфьева – впервые за долгий период наше управление получило поддержку из губернаторского фонда. Выделено более шести миллионов рублей на стимулирование производственного сектора учреждений. На эти деньги мы приобрели 64 единицы современного оборудования, которое уже успешно работает.

В наступившем году мы должны обеспечить работой максимальное количество осуждённых. Поэтому задача на 2012 год – экономическое развитие всех видов деятельности колоний и доведение объёмов выпуска до 400 миллионов рублей. Чистая прибыль от этого составит 20-30 миллионов рублей в год.
Это позволит повысить жизненный уровень сотрудников и осуждённых, улучшит условия службы и решит многие социальные проблемы.

Статистика

На первое февраля 2012 года в учреждениях УФСИН по Смоленской области содержались 6160 человек. Из них 4987 – в исправительных колониях.
За убийство осуждены 1215 человек, за причинение вреда здоровью – 250, за изнасилование – 159, за кражи – 885, за грабёж – 508, за разбой – 594, за оборот наркотиков – 903 человека.
К срокам до трёх лет лишения свободы приговорены 1018 человек. От 25 до 30 лет получили четверо осуждённых.
Впервые отбывают наказание 2309 человек, в третий и более – 1091 осуждённый.
В возрасте до 25 лет – 1242, старше 60 лет – 38 человек.
В 2011 году выполнен капитальный ремонт в 53 камерах СИЗО №1 и трёх камерах СИЗО №2. Переделаны камерные помещения СИЗО №1, что позволило ввести в эксплуатацию 72 спальных места.

Система УИС уникальна, мало кто её хорошо знает. Сотрудникам приходится делать всё, даже принимать роды. Они ежедневно подвергаются опасности, общаясь с осуждёнными, преодолевают многие трудности, часто им приходится преодолевать самих себя.
Главные задачи остаются неизменными – обеспечить закон и порядок во всех вверенных учреждениях, исполнять судебные решения, соблюдать нормы содержания заключённых, довести их до европейских стандартов. Параллельно с этим УФСИН продолжит бороться с коррупцией в своих рядах, а каждый сотрудник должен знать следующее: он служит народу, а не вершит его судьбы, считает Сергей Гаврилин.

Граница: без замка, но под контролем
Чести и мужеству верность храня

Другие новости по теме