Общество

Большая удача Насти Демидовой

15 ноября 2016 года в 18:54
«…Инна Михайловна, именно Вам я хочу низко поклониться за то, что Вы заменили мне маму (моя родная мама, к сожалению, умерла)… Вы всегда стараетесь меня понять, простить, научить хорошему. Главное, научить жизни. Потому что в нашей школе только нас и учите жизни, умению учиться, трудиться, общаться, овладевать необходимыми навыками, умениями, Вы, наши учителя… Вы отдаёте мне частичку своей души, своего тепла, своей ласки, которых мне, как и всем другим детям, воспитывающимся в школе-интернате, так не хватает! Вы переживаете за каждого из нас, как за своего родного ребёнка…»

Это строчки из сочинения 15-летней Анастасии Демидовой, воспитанницы Ярцевской школы-интерната. Сочинение на тему «Учитель, что в имени твоём…» Настя написала примерно пол года назад и посвятила своей воспитательнице – Инне Михайловне Семёновой, а также всем педагогам и воспитателям интерната. И вот, пару недель назад в школу пришла прекрасная новость: Настя со своей работой заняла первое место на всероссийском конкурсе «Лучший урок письма»! Вскоре счастливая победительница отправилась в Москву за заслуженной наградой – в начале ноября в столице состоялось награждение победителей конкурса.

Спустя несколько дней «Смоленская газета» побывала в Ярцеве, познакомилась с Анастасией Демидовой, её замечательными педагогами и воспитателями.

Место, где растят таланты


В школе-интернате жизнь идёт своим чередом: уроки, обед по расписанию, занятия в кружках и секциях. Пока идём по школьному коридору, рассматриваем плакаты и стенды. Памятки, полезная информация… А вот ребята, отличившиеся в спорте. В нижнем ряду – фото нашей Насти. Вот как: и сочинения пишет, и в баскетбол играет, и на лыжах катается.

Воспитанники Ярцевской школы-интерната вообще очень талантливые ребята. В списке достижений воспитанников за последние два года – многочисленные победы и призовые места в спортивных состязаниях и творческих конкурсах. Ребята принимают участие в международном благотворительном фестивале детского творчества «Шедевры крошек и крошечные шедевры», являются активными участниками «Детского КиноМая», всевозможных областных фестивалей и конкурсов. Больших успехов воспитанники интерната добились в спорте. В копилке достижений – золотые, серебряные и бронзовые медали Летних и Зимних Специальных Всемирных Олимпийских игр разных лет.

Две мамы


Нас встречают воспитатели Насти Демидовой – Надежда Ивановна Моисеева и Инна Михайловна Семёнова. Приятно удивляемся, узнав, что наши новые знакомые – мама и дочь.

– Я работаю в школе-интернате с 1986 года, – говорит Надежда Моисеева. – Повзрослев и получив образование, моя дочь также устроилась в интернат, и теперь мы с ней работаем с одной группой ребят, в числе которых и Настя. Знаете, в нашем деле родственные связи очень помогают – получается, на нашем примере дети видят образец отношений матери и дочери. И мы всегда стараемся быть примером для детей.

В одной группе с Настей ещё восемь человек. Наша героиня самая младшая из них – ей в апреле исполнится 16.

Большая удача Насти Демидовой


Настя с воспитателем Надеждой Моисеевой


– Ребята у нас разного возраста. Это и хорошо – как в семье, где есть младшие и старшие сёстры. Мы с Инной Михайловной стараемся, чтобы дети жили одной семьёй. Группа у нас очень дружная. Обязательно вместе отмечаем дни рождения, ходим в походы, – рассказывает Надежда Моисеева.

– У нас такая работа, что свои дети порой на втором плане, – с грустной улыбкой отмечает Инна Михайловна. – Больше времени мы проводим с нашими воспитанниками. В этом я убедилась, ещё когда сама была девочкой, глядя на свою мать. В интернат мы приходим к 7 утра. Уходим на перерыв, пока дети на уроках, а потом снова на работу. Так что своих детей мы видим только рано утром и поздно вечером. Конечно, это непросто, но с другой стороны, так дети быстрее привыкают к самостоятельности.

– Так как же надо воспитывать детей, чтобы они потом посвящали вам такие трогательные письма? – спрашиваю я у собеседниц.

Женщины на мгновение задумываются, смущённо смотрят друг на друга.

– Прежде всего, детей нужно любить, несмотря ни на что, – серьёзно говорит Инна Михайловна. – Воспитанники у нас непростые – дети с недостатками в развитии и отклонениями в поведении. Эти ребята могут быть несдержанными, упрямыми… Но мы стараемся сделать всё, чтобы они не чувствовали себя чем-то в жизни обделёнными. На данный момент мы, воспитатели и педагоги, их единственная поддержка и опора, мы несём за них ответственность.

– Здесь нужно столько любви и терпения, – подхватывает Надежда Ивановна. – Они ведь интуитивно чувствуют и понимают, как ты к ним относишься. Здесь нет места фальши и равнодушию. У нас, к примеру, не бывает такого, чтобы воспитатель или педагог прошёл мимо ребёнка, если видит, что у того что-то случилось. Мы следим за дальнейшей судьбой наших воспитанников и после того, как они покидают интернат. Многие из них удачно устроились в жизни – получили образование, нашли работы и завели семьи. Они иногда нас навещают, знают, что здесь им всегда рады.

Муки творчества и сложный выбор


Все вместе идём в кабинет русского языка и литературы, где нас ждут Настя и её учитель Галина Владимировна Щербакова.

Не будет преувеличением сказать, что победа Насти – во многом и победа Галины Владимировны. Заслуженный учитель России, педагог с более чем 30-летним стажем, она вдохновляет своих учеников на то, чтобы читать, размышлять, делиться своими мыслями, облекать их в текст, заниматься творчеством.

– Мы стараемся участвовать в различных творческих конкурсах по мере своих сил, ведь для детей важна сама возможность проявить себя, – отмечает Галина Щербакова. – Когда удаётся занять призовое место, получить награду – это стимул для нас работать и развиваться дальше. Поэтому мы очень рады, что Настину работу оценили так высоко. Постараемся и в следующем году отправить свои сочинения на конкурс.

Русский язык и чтение – одни из любимых школьных предметов Насти. Однако же сочинение далось ей непросто. Как пишутся письма, она знала и раньше. Но это письмо должно было стать особенным – это одновременно и сочинение, и послание любимым учителям, а значит, нужно было приложить много сил, чтобы сделать его выразительным.

– Сначала было страшно, я не знала, с чего начать, – вспоминает девушка. – Но потом мы вместе с Галиной Владимировной обсудили тему, поделились идеями, и сочинение перестало казаться таким страшным. Трудно было подобрать правильные слова – я всё время думала о том, чтобы моей воспитательнице было приятно прочесть эти строчки, и старалась выразить свои чувства точнее.

– Настя, в письме ты благодаришь воспитателя за то, что она учит тебя жизни. А с выбором профессии ты уже определилась? – интересуюсь у девушки.

– Да, мы с Инной Михайловной об этом много говорили, – уверенно отвечает Настя. – Я решила: после школы пойду в училище и стану поваром. Готовить я уже немного умею – в школе научили. И не только этому.

Секрет успеха


«… Скоро прозвенит и для меня мой последний школьный звонок, но в моей памяти навсегда останутся воспоминания об Учителе, Учителе с большой буквы, которой достойны многие педагоги в моей любимой школе, ставшей мне родным домом… Спасибо Вам за то, что Вы есть! Я Вас никогда не забуду!»

Так заканчивается письмо Анастасии Демидовой. Побывав в Ярцевской школе-интернате, понимаешь, почему послание Насти покорило жюри всероссийского конкурса. Ведь не зря говорят – что посеешь, то и пожнёшь. Любовь и доброта дали свои плоды – это читается в каждой строке простого и трогательного письма. Когда видишь эту девочку, учителей и воспитателей, заменивших ей родных, становится спокойно – и за судьбу Насти, и за будущее всех воспитанников интерната. Им действительно повезло: учиться у таких педагогов, встретить таких людей на своём жизненном пути – большая удача.

СПРАВКА «СГ»

Ярцевская школа-интернат была создана в 1944 году. Тогда в деревне Смородинка Ярцевского района в нескольких деревянных домиках был организован специальный детский дом для детей, чьи родители погибли во время Великой Отечественной войны. С 1963 года школа-интернат существует в современном виде, хотя за это время многократно претерпела реорганизацию. Последняя произошла в 2015 году – учреждение изменило статус, и вместо специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VII-VIII видов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стало общеобразовательной школой-интернатом. На сегодняшний день в интернате учится 166 детей, работают 20 воспитателей и 30 педагогов.

Фото: Юлия ШОРОХОВА
В центре Смоленска развесили носки и варежки
В Смоленской области построят больше 250 километров газопроводов и проведут «голубое топливо» в 4 тысячи домов

Другие новости по теме