Выпускник-2014

Олимпиада – это рулетка

22 апреля 2014 года в 17:14
Жаркая пора вступительных экзаменов в вузы не за горами. В преддверии этого серьёзного испытания «СГ» выяснила, какие льготы для поступления сохранены, что такое «портфолио учебных достижений» и стоит ли делать ставку на победу в олимпиаде.

На эти и другие вопросы ответил главный специалист-эксперт департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ Дмитрий ФРОЛОВ.
Олимпиада – это рулетка
– Дмитрий Леонидович, поясните, какие льготы для поступления в настоящий момент сохранены?

– В 71-й статье федерального закона «Об образовании» предусмотрены особые права при поступлении в организации высшего образования. Право на поступление без вступительных испытаний имеют победители и призёры всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд РФ для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, чемпионы и призёры Олимпийских, Паралимпийских и Сурдолимпийских игр, чемпионы Европы и мира по видам спорта, включённым в программу Олимпийских, Паралимпийских и Сурдолимпийских игр. И, естественно, дополнительные льготы в виде обучения на бесплатных подготовительных курсах имеют инвалиды и сироты.

– А предусмотрены ли какие-то льготы для поступления детей из малообеспеченных и многодетных семей?

– На федеральном уровне льготы для поступления без вступительных экзаменов для данных категорий абитуриентов не предусмотрены. Однако они имеют льготы на этапе подготовки к единому госэкзамену. Если они захотят получить какие-то дополнительные платные образовательные услуги в различных образовательных организациях, то в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации им могут быть оказаны данные услуги на льготных основаниях.

– Одно из преимуществ сдачи ЕГЭ – это возможность подать документы для поступления сразу в несколько вузов. Но их количество наверняка ограничено. Так ли это?

– На сегодняшний день существуют ограничения в виде пяти организаций высшего образования, и в каждом из них могут быть выбраны три специальности, куда абитуриент может направить свои результаты ЕГЭ. Это сделано для того, чтобы сократить вероятность формирования «фантомных» списков принятых студентов.

Отсюда образовались так называемые первая и вторая волны приёма. Раньше их было больше. Дело в том, что раньше абитуриенты рассылали результаты ЕГЭ в неограниченное количество вузов. Вузы же в свою очередь формировали списки с объективно завышенным первичным проходным баллом. Когда наступало время приносить оригиналы документов, абитуриенты попросту не приходили. И получалось, что, например, из тридцати бюджетных мест фактически занятыми оказывались всего два. Приходилось проводить вторую волну поступления, когда на бюджетные места снова объявлялся конкурс и проходной балл понижался. Но бывало так, что и это не помогало. И приходилось объявлять третью волну. Сегодня приём в вузы заканчивается в две волны.

– Участие в олимпиаде, подготовка к которой требует колоссальных усилий, имеет практический смысл для школьника?

– Подготовка к олимпиаде и для детей, и для родителей, и в первую очередь для педагогов является большим, кропотливым, каждодневным испытанием. Она отнимает много времени и отвлекает от изучения других предметов. В моем понимании олимпиада – это своеобразная рулетка. Ведь ты ставишь всё на изучение одного предмета. А если учишься в 11-м классе и проиграл – это может отрицательно сказаться на результатах сдачи ЕГЭ по другим предметам. Но чаще всего так складывается – хотя я не могу сказать, что это верно для всех участников, – победителями и призёрами всероссийской олимпиады школьников чаще всего становятся те, кто к этому планомерно шёл, начиная с младших классов. Так бывает чаще всего. Хотя исключения тоже случаются. Это зависит от целеустремленности и индивидуальных способностей и склонностей каждого ребёнка к какому-то конкретному предмету.

– Сейчас активно обсуждается возможность подачи абитуриентами наряду с результатами ЕГЭ так называемого портфолио учебных достижений. Как вы оцениваете подобную инициативу?

– Совершенно верно. Экспертное сообщество обращается в адрес Минобрнауки России с различными предложениями. В общем и целом портфолио учебных достижений представляет собой набор всех грамот за участие, победы или призёрство в тех или иных конкурсах, сертификаты за участие в летних школах, выездных практикумах, научно-практических конференциях и семинарах.

По мнению экспертного сообщества, приёмная комиссия вуза будет рассматривать представленные портфолио и оценивать их. Но на сегодняшний день такой механизм не может быть принят органами государственной власти, так как в нём в значительной степени содержатся коррупционные составляющие. Поэтому сейчас прорабатывается вопрос об учёте тех или иных достижений в тех или иных конкурсах, которые будут заранее оговорены. Но уже точно известно, что будет учитываться средний балл аттестата, выданного по итогам обучения в школе. Скорее всего, это нововведение будет внедрено уже в следующем году.

Фото: Дмитрий ПРУДНИКОВ

Ждём вас, завтрашние хлеборобы
Смоленской области нужны медики и рабочие

Другие новости по теме