Полезное

Воздержание нужно больше нам, чем Богу

26 марта 2013 года в 10:52
Об особенностях соблюдения Великого поста рассказал руководитель миссионерского отдела Смоленской епархии иерей Георгий СВИТЦОВ.

Про постную колбасу

– Отец Георгий, в последние годы количество постящихся, да и просто верующих людей в Смоленске увеличилось, снизилось или не изменилось?
– Сложно вести подсчёты. Могу сказать, что прихожан в храмах много. Для нас, священников, важно, что правильное отношение к посту появилось у многих людей. Не хватало знаний, миряне не со зла, а по неведению постились как получится. Задача церкви – объяснить, направить и помочь. Не столь важно количество, сколько качество. Именно поэтому радует, что всё больше христиан меняют отношение к Великому посту.

– Так в чем же заключается суть Великого поста? В воздержании от определённой пищи?
– Скудная пища – не самоцель поста. Это лишь одно из средств, помощь в обуздании собственных страстей. Если люди начинают маскировать своё желание соблюдать диету, говоря, что в этом году будут соблюдать пост, это скорее лукавство и хитрость. Главное – это приближение к Богу, исправление своей жизни, раскаяние в грехах, прощение. Если мы хотим, чтобы нам простили наши грехи, нужно научиться прощать других. Это время добрых дел, милостыни, изучения Священного Писания... Если нет духовного, то нет смысла кривляться и называть диету постом.

– Если говорить о гастрономических особенностях, позволительно ли во время поста употреблять в пищу такие новинки, как постная колбаса, постный майонез? В магазинах появился даже хлеб, промаркированный на этикетке как постный? Правда ли, что можно есть лишь один раз в день после захода солнца? По крайней мере, во Всемирной паутине встречались даже такие требования к постящимся…
–Вероятно, говорилось не о христианском посте. Есть определённые традиции: например, полное воздержание от пищи и особая строгость в первые дни первой недели поста и во время Страстной Седмицы. Многие воздерживаются от пищи по средам и пятницам. Но такого, чтобы вообще ничего не есть или только ночью, – это не про православный пост. Что касается хлеба, то он и так постная пища. Ведь мы даже в молитве упоминаем: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Конечно, это не относится к тортам и булочкам, но остальной хлеб разрешён к употреблению во время поста. А вот постная колбаса и постный майонез – это уже некое лукавство. Зачем себя обманывать?

– Различается ли пост строгостью для служителей церкви и для мирян?
– Пост строже для монашествующих, но и многие миряне придерживаются той же меры, что и священники. Существуют различные послабления как для мирян, так и иногда для священников, если человек, например, тяжело болен.

Мы боимся остаться наедине с собой

– В современном мире достаточно сложно не смотреть телевидение, не работать в интернете, не быть в курсе последних новостей. Как быть с этим?
– Ничего страшного нет в том, что человек пользуется интернетом для работы, например, или читает. Но есть книги духовные, а есть любовные романы или жестокие детективы – понимаете, о чём идет речь? Пост – это время углубления в себя. Человек, к сожалению, так устроен, он часто боится остаться наедине с собой. Приходя домой, многие включают телевизор «для фона». Или тут же начинают звонить знакомым, чтобы поболтать. Остаётся слишком мало времени побыть с самим собой, времени, чтобы подумать. Поэтому не так страшен телевизор, как то, что он отвлекает от мыслей.

– Если человек пропустил начало поста или вовсе не знает, как правильно его соблюдать, что делать?
– Всё элементарно. Стоит прийти в храм, подойти к батюшке, рассказать, что есть желание соблюдать пост, обязательно рассказать, если ни разу в жизни не постился. А священник уже поможет, объяснит, подберёт нужную меру поста. Пропустить начало нестрашно, ведь на заре христианства крещёные постились только последнюю неделю, а некрещёные держали весь пост. Но христианам свойственна любовь, и было принято решение воздерживаться всем вместе, одинаково. В послании, которое читается перед Пасхой, есть такие слова: ты, непостящийся, не осуждай того, кто постится, но и ты, постящийся, не осуждай того, кто не постится. На самом деле пост нужен не Богу, а нам самим, и поэтому лукавить не стоит. Приведу такой пример: люди ходят на работу, чтобы заработать деньги на пропитание и проживание. Это ведь не подвиг, не заслуга, человек делает это сам для себя. То же и здесь: через пост мы ощущаем свою душу, через пост мы становимся хозяевами своего тела, а не его рабами. Часто наша жизнь – это служение телу. Есть, пить, веселиться хочется душе или телу? Задача поста – сделать так, чтобы тело служило душе, а не душа телу. Обстоятельств, при которых мы совершаем грех, нет, причин для его совершения тоже. Причина одна: ты захотел – ты сделал. Если человек захочет соблюдать пост – он будет его соблюдать.

– Слышала фразу «Поститесь постом приятным». Так что же главное – строгость или лёгкость?
– Бывает, что непонимающие люди осуждают постящихся, а ведь для христианина пост – это как праздник души. Мы ждём его, скучаем по нему, он нам нужен, мы становимся ближе к Богу. Из-под палки этого делать не нужно. Пост приятный – это самое правильное определение.

Инфографика: Сергей МИРОШНИЧЕНКО
В Смоленске Запрудная, Артезианская и Родниковая улицы останутся без воды
На что жалуются смоляне

Другие новости по теме