Политика

Hакрыть Смоленщину телекоммуникационным зонтиком!

12 февраля 2010 года в 12:43
Как уже сообщала наша газета, Губернатор Сергей Антуфьев произвёл структурные перемены в Администрации области. Главное управление информационных технологий и связи преобразовано в Департамент по информационным технологиям, связи и обеспечению предоставления услуг в электронном виде. Начальник этого департамента стал новым заместителем Губернатора. Две новые должности Губернатор Сергей Антуфьев доверил Петру ЛОПАШИНОВУ, прежде возглавлявшему реорганизованное управление. Сегодня Пётр Михайлович – наш собеседник.

Цифровая революция в документообороте
- В связи с чем произошло превращение главного управления в департамент и какие функции у него добавились?
- 21 декабря состоялось заседание Госсовета, посвящённое развитию информационных технологий и построению информационного общества в России. На нём были даны многоаспектные поручения по работе в этом направлении. Одно из поручений – чтобы высшие органы исполнительной власти в субъектах дали предложения по реформированию системы управления информатизацией в регионе, второе поручение – о переходе на предоставление услуг в электронном виде.
Такой переход затрагивает деятельность исполнительной власти. Поэтому должен быть единый координирующий орган с достаточно высоким статусом и полномочиями.
Положение о новом департаменте выставлено на сайте, там порядка двадцати новых задач, стоящих перед структурой. Основные – это развитие системы многофункциональных центров (МФЦ) и организация работ по предоставлению услуг по принципу "одного окна". Необходимо наладить межведомственный документооборот, чтобы органы исполнительной власти, в том числе федеральные структуры, муниципальные учреждения, оказывающие услуги гражданам и организациям, работали в единой сети.
Руководство региона, Губернатор уделяют большое внимание развитию информационных технологий в регионе. В 2008 году, возглавив область, Сергей Владимирович создал Главное управление информационных технологий и связи. И вот для координирования работ всех органов исполнительной власти, связанных с оказанием услуг и их обеспечения в электронном виде, было принято решение о создании нового Департамента.
- Какие первоочередные задачи стоят перед департаментом и перед вами лично как новым вице-губернатором?
- Во-первых, создание сети многофункциональных центров. В прошлом году мы открыли первый такой центр в Рославле, он сейчас успешно работает, однако его статус был размыт. Официально центр числился за Департаментом социального развития, но за всё информационное и технологическое обеспечение отвечало наше управление. Новый департамент возьмёт этот центр под свою юрисдикцию. У нас действует областная программа создания сети МФЦ. В нынешнем году планируется открытие ещё двух центров – в Гагарине и Сафонове.
Важнейшая задача для "электронного правительства" области – создание телекоммуникационной инфраструктуры, в том числе в каждом сельском поселении. Мы прекрасно понимаем, что большая часть населения живёт в селе, где не всегда устойчива и обычная телефонная связь… Поэтому первая задача, которую поставил в своё время Сергей Владимирович нашему управлению, – убрать "цифровое неравенство" между городом и селом. Этим вопросом мы занимаемся давно, но всё упирается в финансирование. Вы понимаете, что любое внедрение новых технологий требует капитальных вложений. К сожалению, из-за экономического кризиса бюджет области прошлого года был скорректирован. В этом году нам финансирование улучшили, но на капитальное развитие сети связи средств явно недостаточно. Необходимо привлечь в регион инвесторов для скорейшего развития телекоммуникационной сети в регионе.
Надо сказать, информационный задел у нас хороший. Согласно распоряжению Правительства, межведомственное взаимодействие органов федеральной власти между собой должно быть внедрено до 1 июля этого года, а у нас оно уже работает! Наш регион – на передовых позициях в ЦФО в сфере информатизации.
- Что деятельность нового департамента даст простым гражданам?
- Сейчас в оказании любой услуги для населения задействовано очень много ведомств – органы исполнительной власти, федеральные структуры, местное самоуправление…
Мы провели анализ процедуры оформления пособия на ребёнка. Получателей этой выплаты у нас в области более 28 тысяч, более 8 тысяч – матери-одиночки. Чтобы собрать все необходимые справки, женщина должна обойти пять ведомств. Причём она должна это делать ежегодно. Хорошо ещё, если она живёт в городе, а если в глубинке? Думаю, если бы у неё была возможность обратиться с заявлением на получение пособия, скажем, в сельскую администрацию или центр общественного доступа на базе библиотеки или почтового отделения и получить эту услугу в одном окне, у нас и обращений было бы больше, и качество жизни было бы выше. И отношение к власти было бы несколько другим.
Сейчас по поручению Президента на рассмотрении в Думе находится закон о государственных услугах, согласно которому с 1 января будущего года органам власти будет запрещено требовать с граждан справки, данные по которым имеются в ведомственных базах. Для граждан процесс предельно упростится: пришёл, написал заявление – всё! С принятием нового закона вопрос для чиновников встанет очень остро: либо вы переходите на межведомственный электронный документооборот и обмениваетесь информацией друг с другом, либо бегайте сами – собирайте эти справки. А со временем у граждан появится возможность обратиться за услугой через Интернет, без визита в учреждение. Переход к возможности полного электронного взаимодействия должен быть завершён к концу 2012 года.
Но мало исключить хождения по инстанциям. Нам необходимо сократить время предоставления услуг, тогда люди поверят в систему "электронного правительства".
Следующий большой проект, который мы планируем запустить уже в этом году, – это создание опорно-межевой сети для кадастровых работ. Она позволит проводить работы по межеванию с точностью до трёх сантиметров, кроме того, в разы сократит их стоимость для населения. В качестве пилотного выбран Гагаринский район.

Инфокоммуникационный багаж
- Что уже сделано управлением, как вы оцениваете стартовые возможности Смоленщины?
- Смоленщина в первой десятке регионов России, кто запустил безбумажный электронный документооборот в органах исполнительной власти, юридически значимый – с электронной цифровой подписью (ЭЦП). Этому предшествовала большая работа – мы создали свой удостоверяющий центр, где выдаются электронные цифровые подписи.
Если документ просто отправляется по электронной почте, то у вас нет гарантированного подтверждения того, что документ не искажался в процессе передачи. А согласно закону об ЭЦП, документ, подписанный таким образом, является юридически значимым, подпись приравнивается к собственноручной.
Удостоверяющий центр органов исполнительной власти Смоленской области заработал в 2007 году. Благодаря этому в прошлом году мы запустили электронную торговую площадку, которая успешно эксплуатируется Главным управлением государственного заказа Смоленской области, где проводятся аукционы в электронном виде. Площадка заработала с 1 июля прошлого года, экономический эффект от её внедрения в прошлом году уже составил 26 млн. руб. Электронные торги позволяют сократить коррупционность сделок, сговор участников торгов, расширяется география участников торгов. Скидка первоначальной цены порой достигает 20% – вот конкретные результаты нашей работы.
Функционирует портал государственных и муниципальных услуг, где уже размещены 34 регламента предоставления государственных услуг, сейчас создаётся реестр всех государственных и муниципальных услуг. Гражданин уже сегодня может зайти на сайт областной Администрации и узнать, как и где можно получить ту или иную услугу.
- На селе совсем немного компьютеров, а подключённых к Интернету – и того меньше…
- Благодаря национальному проекту "Образование" мы обеспечили доступ в Интернет в каждой сельской школе, сейчас их в области насчитывается 552. Конечно, качество связи не везде одинаково, но всё-таки задел создан. Главы сельских поселений пока не могут подключиться к нашей системе документооборота, потому что у них нет Интернета. Если брать Интернет через мобильного оператора, то это получается очень дорого. Здесь нужно искать компромиссное решение, и мы его ищем.
- Если об "электронном правительстве" наша газета писала неоднократно, то термин "реинжиниринг административных регламентов" для наших читателей пока в диковинку…
- Реинжиниринг действующих административных регламентов по оказанию услуг – это оптимизация внутренних процедур исполнения регламентов, наверняка есть реальная возможность сократить сроки оказания услуги за счёт внутренних резервов в органе исполнительной власти. Это можно определить, используя специальные системы моделирования процессов, прежде чем реализовывать ту или иную услугу в электронной форме.
В декабре прошлого года вышло постановление Правительства №1993, где содержится перечень первоочередных государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти, муниципальными органами власти и учреждениями, которые должны быть в первую очередь переведены в электронный вид. Постановлением утверждены 58 первоочередных услуг, нами разрабатывается график их перевода в электронный вид, в основном он должен быть завершён к 2014 году. В первую очередь это оформление в собственность земельных участков и недвижимости, получение социальных льгот и выплат.

На перспективу
- Хорошо, а что современные информационные технологии способны сделать для государственной и муниципальной властей, для Смоленщины в целом?
- Мы уже несколько лет занимаемся созданием геоинформационной системы области. Речь идёт о пространственной привязке всех объектов. В настоящий момент у нас на территорию всей Смоленской области созданы ортофотопланы и адресные планы всех населённых пунктов области. Образно говоря, это фотография населённого пункта сверху, но она привязана к координатам и линейным размерам. Сверху мы знаем всё по всем населённым пунктам. Например, видим на плане дом и знаем его номер, можем определить площадь того или иного участка.
Успешно зарекомендовал себя пилотный проект в городе Гагарине, где по поручению Губернатора была проведена инвентаризация всех земельных участков города. На выделенные из резервного фонда средства мы создали информационную систему, сверили базы данных государственного кадастра недвижимости, архивов и провели анализ использования земель в Гагарине. Оказалось, что 22% участков, которые обрабатываются (это видно на фотоплане), вообще не стоят ни на каком учёте – за них не платят налоги. Вот где резерв пополнения для муниципальных бюджетов! Администрация области расценивает этот проект как успешный и планирует его распространение на другие муниципальные образования.
Ещё одно направление в работе – создание социального регистра населения. Сейчас у нас в департаментах ведётся множество разрозненных баз данных – по ветеранам войны, инвалидам, разнообразным льготникам и так далее. С принятием закона о персональных данных требуются новые подходы по обеспечению их сохранности. В текущем году на эти работы выделено 10 млн. рублей, в марте мы объявим конкурс на реализацию данного проекта – будет единая база данных обо всех льготниках области и появится возможность получить любой необходимый информационный срез.
Скажу больше. Должна быть создана мощная информационно-аналитическая система состояния всех отраслей экономики региона. На её основе можно вести речь о создании ситуационного центра Губернатора – системы, которая позволит принимать обоснованные управленческие решения. Учёт и контроль – это очень правильный подход в хозяйствовании. Необходимо чётко знать, чем мы владеем, принимать обоснованные решения и контролировать расход ресурсов на их реализацию. А ведь вся первичная информация находится, как правило, в муниципалитетах, в сельских поселениях. И опять мы возвращаемся к тому, что нам в первую очередь нужна инфраструктура. Моя мечта – телекоммуникационным зонтиком накрыть всю область!
- "Смоленская газета" поздравляет вас с назначением и желает новых успехов на благо нашей родной Смоленщины!
Президентский грант – гвардейской земле!
Муниципальные выборы: нюансы

Другие новости по теме