Социализация – самая большая сложность
Церковь и общество

Социализация – самая большая сложность

4 сентября 2020 года в 22:02

В 2019 году радиостанция «Смоленская весна» при грантовой поддержке фонда «Соработничество» реализовала просветительский проект «Азбука православия», направленный на знакомство молодых родителей и детей с азами православия. В частности, в рамках проекта в эфир выходили интервью с представителями Смоленской епархии, посвящённые вопросам семьи, православного образования, воспитания подрастающего поколения. Гостями одной из программ стали руководитель отдела по работе с молодёжью Смоленской епархии иерей Андрей Волков и сотрудник отдела диакон Максим Костюков. Предлагаем вашему вниманию эту беседу.

У Церкви нет границ

– Отец Андрей, отец Максим, прежде всего мне хотелось бы спросить у вас, почему для Православной Церкви вообще так важно – уделять внимание работе с молодёжью?

А. В.: – Всё очень просто. Мы смотрим в будущее и понимаем, что если в Церкви не будет молодёжи, то её будущее станет несколько сумрачным, а мы хотим, чтобы оно было ярким. Церковь хранит устойчивые традиции, и они должны передаваться от поколения к поколению. Если какое-то звено выпадает, то получается, что этот опыт не передаётся, и потом его нарабатывать заново бывает очень тяжело. Поэтому мы стараемся, чтобы молодёжь активно участвовала не только в разнообразных церковных проектах, но и в глубокой внутренней жизни Церкви, которая обычно бывает за кадром.

М. К.: – Я бы, наверное, рассматривал это с точки зрения апостольской миссии, которая была возложена Христом: «Идите и научите все народы» (Мф. 28:19). Молодёжь – не исключение из правил. Она тоже входит в эти «все народы», которые должны быть просвещены.

А. В.: – Кстати, самый молодой из учеников Господа – это Иоанн Богослов. Он был совсем юношей. Казалось бы, что он мог привнести в тогда ещё только формирующуюся Новозаветную Церковь? А оказалось, он стал первым богословом и внёс вклад самый значимый и для того времени, и для настоящего дня. Хотя тоже можно было задавать вопрос: «А зачем там молодёжь, когда есть мужи, которые уже в силе и могут нести евангельскую весть?»

– Молодёжь сейчас – она требует какого-то особого подхода к себе?

А. В.: – Она требует вектора. Чтобы деятельность молодых людей была конструктивной и полезной и для сегодняшних реалий, и для Церкви, и для них самих, нужно приложить такую объединяющую силу, которая направит всё в одно русло. Опять же, если перевести всё на евангельскую почву, то есть такая фраза, потрясающе простая и вместе с тем очень мудрая: «Если поражу пастыря – рассеются овцы» (Мф. 26:31). Переводя эту истину в нынешние реалии, можно сказать, что необходим какой-то координационный центр, который будет задавать вектор движения, но не директивно, а путём совместного поиска. Это пространство – пространство диалога, поиска общих путей решения вопросов, в том числе и проблем.

М. К.: – Я согласен с отцом Андреем: от того, как ты направишь потенциал молодёжи, которая хочет себя проявить, будет зависеть и результат в дальнейшем, и тот опыт, который они приобретут. Это тот возраст, когда есть такое хорошее состояние максимализма, что ты хочешь сделать очень много и для всех, и для себя. Если есть наставник, который помогает, ориентирует тебя, то ты можешь опираться на опыт мудрого человека и избежать многих ошибок, каких-то ненужных проб, забирающих то время, которое можно посвятить чему-то доброму, светлому и полезному.

– Это если мы говорим о той молодёжи, которая уже в Церкви находится. А если говорить о молодёжи вообще?

А. В.: – На самом деле я сторонник такого мнения, что нет границ Церкви. Если мы говорим о категориях Спасения, счастья для человека, то Господь призвал всех. И эта работа и с молодёжью невоцерковлённой должна проводиться, может быть, не в русле участия в богослужениях, а в каком-то другом формате. В Церкви сейчас осуществляется очень много разных волонтёрских проектов, где молодые люди могут участвовать. Если просто молодой человек оглянется вокруг себя и увидит, сколько людей нуждаются в его помощи и столько интересных хороших дел можно сделать, то это как раз тот вектор, который необходим.

Профильная смена и велоквест

– Давайте поговорим о работе отдела. Какие цели перед вами стоят и какие мероприятия вы проводите, чтобы достичь этих целей?

А. В.: – Главная цель – это, конечно же, работа с молодёжью, которая имеет разные направления. Первое и очень активное – у нас уже четыре года существует организация «Православные добровольцы Смоленщины». Ребята собираются вместе не только для чтения Священного Писания и обсуждения интересных для них вопросов, но и проводят разнообразные мероприятия, в том числе и познавательного характера, участвуют в волонтёрских проектах, вместе занимаются спортом. Это и есть ответ на вопрос: «Что может молодой человек делать в Церкви помимо богослужения?» Мы показываем, что есть интересная жизнь не только в храме, но и за его пределами. Если говорить о других проектах, которые реализуются, то недавно прошла культурно-православная смена «Феникс», в организации которой принимали участие департамент Смоленской области по социальному развитию, главное управление Смоленской области по делам молодёжи, Смоленский государственный университет и Смоленская епархия. Целью этого мероприятия было собрать ребят из разных районов области и вывести их на новый уровень взаимодействия, коммуникаций.

Всё это происходило в русле православия, диалога и, я бы сказал, совместного развития. Когда мы общались уже после лагеря, оказалось, что эта смена много дала тем, кто в ней участвовал в качестве организаторов и вожатых. Что же касается участников смены, то культурно обогатились не только те ребята, которые уже принимали участие в приходской жизни, но и ребята не совсем воцерковлённые, и даже те, кто от этого несколько далёк и имел какие-то смутные представления. По итогам смены все лучше узнали друг друга, поняли, что устойчивые стереотипы, которые существуют в обществе, не имеют под собой никаких оснований. Сложилась очень дружелюбная атмосфера взаимного интереса, доверия. После смены не только ребята благодарили – было несколько телефонных звонков от родителей со словами благодарности и просьбами, чтобы мы это начинание продолжали. В рамках смены было реализовано много проектов. Помимо культурной и досуговой составляющих были на смене ещё мастер-классы, причём узкопрофессиональные: и по колокольному звону, и по церковному пению, и по составлению туристических маршрутов по Смоленску и по другим городам области. Сейчас этот опыт обобщается, и мы думаем, куда двигаться дальше. Также вместе с «Православными добровольцами» мы реализуем квесты, игры. Летом 2019 года состоялся первый велоквест в Смоленске. Он был не очень массовым, но очень увлекательным. Мы рассчитывали на одно количество часов, а в итоге шесть часов он длился. У всех был живой интерес к этому, потому что совместная деятельность даёт такую энергию, которая, наверное, даже не удваивается, а утраивается.

– Как это вообще происходило?

М. К.: – Один из участников движения «Православные добровольцы Смоленщины», Саша Дубинин, предложил провести такое мероприятие. Главный принцип любого мероприятия у нас: ты делаешь в первую очередь для себя и предлагаешь другим, чтобы они это подхватили. Тогда дело становится не каким-то навязанным – ты вовлекаешься сам, и люди, видя твою заинтересованность, тоже хотят поучаствовать. Так, собственно, и произошло. Саша написал анонс, рассказал, где можно взять велосипеды, разработал маршрут.

– А в чём была суть, нужно было выполнить какие-то задания?

М. К.: – Существовали контрольные точки – достопримечательности или иные важные места города. Мы там находили задания, информацию о месте, куда приехали, выполняли задания – получали за это баллы. Двигаясь по маршруту, мы видели те храмы и здания исторического масштаба, которые не бросаются нам в глаза в повседневной жизни и мимо которых обычно пробегаешь, не обращая на них внимание. А когда ты целенаправленно двигаешься к этим объектам и тебе ещё дают какую-то информацию о них, понимаешь, насколько рядом с тобой находится история. Ещё одной особенностью квеста было то, что нужно было сплотить ребят, которые его проходили. Попадались такие ситуации, где нужна была именно командная работа.

Проблема современного общества – дефицит общения

– «Православные добровольцы Смоленщины» – это организация не в рамках какого-то отдельного прихода, а организация в рамках всего города. Для чего нужны такие масштабы?

М. К.: – Как мне видится, движение «Православные добровольцы Смоленщины» – это лишь такая модель, которая может распространяться и на приходы, и на область. Мы не закрываем ребят от того, чтобы они участвовали в каких-то других мероприятиях, связанных с волонтёрской деятельностью, благотворительностью. Как раз наоборот – эта площадка служит для того, чтобы показать разнообразие деятельности, в которую молодёжь может включаться. Поэтому и масштаб такой: мы вместе все собираемся для того, чтобы и поделиться друг с другом чем-то, и сделать что-то общее, а потом, может быть, распространить этот опыт на другие сферы. Добровольцы у нас – от 16 до 35 лет, и каждый находит себе здесь ребят по духу. И когда дело доходит до каких-то масштабных мероприятий, то могу сказать, что, в хорошем смысле слова, границы стираются.

– Кстати, по поводу стёртых границ: для меня «Православные добровольцы» – это довольно любопытное сообщество, потому что вместе собираются и школьники, и воспитанники семинарии, и студенты светских вузов, и люди семейные, которые уже работают. Что даёт такое общение?

М. К.: – В первую очередь самим ребятам это даёт чувство полноценности, потому что человек – существо социальное. Ему необходимо не только молитвенное общение, но и общение в повседневной жизни. Важная функция, которую выполняет движение «Православные добровольцы», – это общение друг с другом. Некоторые в этом общении раскрываются, понимают своё положение в этом мире, расширяют рамки своих возможностей – происходит развитие личности.

А. В.: – Проблема нашего сегодняшнего мира, информационного общества – дефицит живого общения. И в формате такой организации нам удаётся этот дефицит преодолеть, причём не только благодаря участию в совместных проектах. Мы встречаемся, беседуем, обсуждаем важные вопросы. Кстати, за последним чаепитием было обсуждение проблем воспитания подрастающего поколения, потому что у многих ребят есть младшие братья и сёстры. И мы были очень обеспокоены тем, как интернет влияет на подрастающее поколение. Больше часа мы обсуждали этот вопрос и пришли к выводу, что не только родители, но и старшие братья и сёстры могут принимать в этом участие, давать младшим качественный продукт для потребления. Хотелось бы, чтобы, например, мультики были не просто фоном, а чем-то более осознанным – поднимали нравственные темы. К сожалению, не все родители сейчас знают, каким информационным ресурсам можно доверять, где получить качественный контент для своих детей. У нас есть даже идеи проектов по решению этой проблемы. Ещё обсуждали вопрос информационной безопасности человека. Личность требует защиты от чего-то ненужного ей, деструктивного. И на каком-то этапе взрослые должны вмешиваться в это. Казалось бы, как эти вопросы связаны с молодёжью? Но, понимаете, православная молодёжь – это прежде всего ответственность. Если ты ощущаешь себя православным, то ты чувствуешь возросшую меру ответственности, и ты эту ответственность несёшь не только за себя, но и за своих родных и близких. И это, наверное, правильно. А если развивать эту тему дальше, то и ответственность за свою Родину. Поэтому одна из задач работы с молодёжью – это не только привлечение её в Церковь, но и воспитание вот этой самой ответственности и патриотизма.

Интересов достаточно много

– Помимо тем, которые касаются информационных технологий, что ещё православную молодёжь интересует?

А. В.: – Интересы самые разные. Ребята проводят всякие мастер-классы. Каких только не было: и по флористике, и по живописи маслом, и снимали и самостоятельно монтировали видеоролик...

М. К.: – Также проводилась у нас такая работа: каждый имеет какие-то таланты, умеет что-то делать, и он делился этим с другими, чтобы, может быть, вдохновить их заниматься этим. Мы не ограничиваемся только сферой духовной жизни, на самом деле и повседневные, обыденные сферы разбираем. Интересов достаточно много, потому что, как вы уже сказали, ребята – из разных светских вузов и духовных учебных заведений, и каждый приносит что-то своё, этим делится, и рождается что-то такое, в хорошем смысле, неуправляемое, инициативное, которое движется и даёт ребятам новый опыт. Самое главное – не бояться предлагать. Иногда такой страх бывает даже у меня. Стесняешься, думаешь: «А вдруг это не так интересно? А может, это не так важно?» А потом предлагаешь, и оказывается, что в точку попал: многие начинают тебе помогать, и получается интересный проект.

– В современном мире довольно сильно ощущается разрыв между поколениями. Приходится ли в связи с этим священнослужителям как-то адаптироваться к общению с молодыми людьми? Или человек – он всегда человек, независимо от возраста?

А. В.: – Мне вообще легче общаться с разными поколениями – может, в силу того что я и сам ещё не в очень преклонных годах. Ещё я являюсь преподавателем семинарии и много лет несу это послушание. Конечно, это живое общение с ещё совсем молодыми ребятами стирает все эти барьеры. Ты себя не ощущаешь замкнутым на себе строгим учителем. Наоборот, пытаешься сам раскрыться и через это помочь раскрыться собеседнику. А потом этот преподавательский опыт используешь в приходской жизни, в работе с разными поколениями. И это очень хорошо помогает. Сразу находится контакт с собеседником.

– Преподаватели светских учебных заведений обычно говорят о том, что не только они учат своих студентов, но и студенты чему-то учат их. У вас так же?

А. В.: – Да. С каждым новым курсом замечаешь, что они что-то своё привносят, и ты действительно у них чему-то учишься. А ещё они тебя побуждают к новым свершениям, к реализации тех актуальных проектов, которые по тем или иным причинам раньше почему-то откладывались. Думаю, что это общение взаимно обогащает.

М. К.: – Порой кажется, что человек не может принести тебе ничего нового, но в общении с ним в твоей памяти обновляется то, что ты вроде бы уже до этого знал, и он преподносит это так, что до тебя это твое знание доходит с новой стороны и с новой силой.

А. В.: – Тем более что современный образовательный процесс должен быть интерактивным, то есть в его рамках взаимодействуют не только преподаватель и ученик, но и между учениками должно быть взаимодействие, и, конечно же, обратная связь должна быть – без этого никак. В работе с молодёжью, кстати, это тоже используется.

Быть пастырем в современном мире – очень сложно

– А в воспитании будущих священников что сейчас является самым важным? Мне кажется, что современное общество бросает этим ребятам немало вызовов...

А. В.: – Соглашусь с вами. Каждый раз, когда преподаю у первого курса, говорю им, что не всё, к чему мы их сейчас готовим, будет актуально по прошествии их срока обучения, потому что мир очень быстро меняется. Но самое главное – чтобы они могли донести фундаментальные ценности Церкви до современного человека грамотным, понятным языком. Наверное, это самая большая сложность. Мы живём в такое время, когда появляются новые вызовы, причём даже с тех сторон, откуда ты не ожидаешь. Например, достаточно сложно сейчас Церкви работать в информационном пространстве, потому что есть определённый негатив, но, опять же, если мы будем на каждую неправду реагировать, то будем действовать точечно и эффекта не достигнем. Поэтому мне кажется, что больше нужно показывать пример делом, чем словом. Мне кажется, что те добрые дела, которые мы делаем, нужно немножко являть миру. Церковь – это не какая-то замкнутая сама на себе структура, а то, что присутствует в мире и являет себя миру, в том числе через служение.

М. К.: – Как студент Смоленской православной духовной семинарии, подводя итоги минувших лет обучения, могу сказать, что, на мой взгляд, главная задача духовной школы заключается в том, чтобы студенты увидели в Церкви своё призвание. Пришли учиться не просто по наитию, а осознанно сформировали у себя понимание того, для чего это делается. Порой человек приходит с желанием и стремлением, но спустя какое-то время гаснет. И основная задача, как мне кажется, – научить молодого человека, в дальнейшем священнослужителя, не гаснуть, всегда подпитывать себя, всегда вспоминать о том, к чему тебя Господь призвал, какие таланты он тебе дал, и мотивировать себя тем, что, реализуя свои таланты, ты служишь Богу.

Понятно, что изучение Священного Писания, предания Церкви – это всё необходимо и важно. Но если не будет самого главного – осознания того, для чего всё это делается, – в дальнейшем не будет любви. А это очень важно. Можно всё делать на автоматизме, выучить предмет и ответить его, ту же самую проповедь можно выучить, но если ты это делаешь по заученному сценарию и не привносишь себя в эту проповедь, то и люди это чувствуют. Важно быть настоящим. Самое важное, чему эта школа учит, – чтобы всё это было живо, актуально для тебя самого, а потом переходило от тебя к людям и, возможно, как-то откликалось в них.

А. В.: – Действительно, быть пастырем в современном мире – очень сложно, потому что к тебе, с одной стороны, есть нравственные требования и, с другой стороны, ты должен очень остро переживать ту благую весть, которую ты несёшь людям. Правильно говорит отец Максим, что нужно не выгореть, а быть тем светильником, который освещает не только ближайшее окружение, но который ещё и дальше видно.

– В работе с молодёжью что самое сложное и что самое радостное?

А. В.: – Самое сложное – вообще начать эту работу и расположить их к себе, преодолеть некое стеснение со стороны молодёжи. Потому что порой им кажется: «А зачем я туда пойду? А зачем я буду это делать? Могу дома посидеть, поиграть в компьютер. А если я туда пойду, то от этого ничего не изменится». Социализация – это сейчас самая большая сложность. И Церковь помогает повысить уровень социальной активности молодых людей. Сначала человек может просто перешагнуть церковный порог, потом осмотреться в этом пространстве, понять, что там что-то происходит и он там не один такой, там есть и другие молодые люди, которые проводят совместные мероприятия. Так молодые люди вливаются в эту жизнь и начинают жить полноценно. Если человек замкнут сам на себе, то он не развивается и даже может пойти совсем в другую сторону. А если он активно социализируется в Церкви, он приносит плод. Опять же, к вопросу о радости: когда следишь за жизнью выпускников семинарии и просто молодых людей, помнишь, какими они были – где-то робкими, где-то, наоборот, проявляли свою позицию, – и видишь, как складывается их дальнейшая жизнь, что они пошли по правильному пути, у них замечательные семьи, замечательная работа, кто-то выбрал путь служения, – испытываешь радость от того, что они полноценно реализуют себя.

Материал подготовлен при грантовой поддержке конкурса "Православная инициатива"

Фото: vk.com/pdsmol

Татьяна Борисова

Алтай ближе, чем кажется
База Черноморского флота на месте античных поселений