От сотворения мира
Культура

От сотворения мира

29 мая 2022 года в 09:00

В КВЦ имени Тенишевых открыта выставка «Рафаэль. Эпоха Ренессанса». В её экспозиции – около сотни гравюр XVI–XIX веков с рисунков, фресок и мозаик великого художника Возрождения, предоставленных московской компанией «АРТГИТ»…

Символ Возрождения

Этот выставочный проект – пожалуй, самая масштабная в России ретроспектива работ Рафаэля Санти, считающегося одним из трёх титанов эпохи Возрождения – наряду с Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти.

– Полотна и фрески Рафаэля стали символом перехода человечества от Средневековья к периоду Просвещения, – говорит сотрудник выставочного отдела КВЦ имени Тенишевых Ольга ИВАНОВА. – Рафаэль проявил себя как необычайно сильная и яркая индивидуальность. Он по праву считается одним из самых продуктивных художников и влиятельных общественных деятелей своего времени. Великие герцоги и всемогущие банкиры мечтали о его картинах. Папа Римский отдавал ему лучшие заказы и платил щедрые гонорары. Автор многочисленных картин и фресок на религиозные, античные и светские сюжеты, официальный художник папского двора, главный архитектор Собора Святого Петра, главный хранитель римских древностей и первый археолог античного Рима Рафаэль и сам стал символом и воплощением Ренессанса.

Рафаэль Санти родился в 1483 году в небольшом умбрийском городке Урбино. Рано потерял родителей. Мальчику было всего восемь, когда умерла его мать. Отец, Джованни Санти – художник и поэт при дворе герцога Урбинского, пережил супругу всего на три года, успев дать сыну только первые уроки живописи.

– После смерти родителей родственники отправляют сироту в Перуджу – учиться художественному ремеслу. Там он становится подмастерьем у Пьетро Вануччи (Перуджино). Рафаэль учится быстро и очень скоро в каких-то работах даже заменяет наставника. Первые его картины выполнены в стиле Перуджино, однако постепенно художник выработал собственный стиль.

В конце 1504 года Рафаэль переехал во Флоренцию. Здесь он знакомится с творчеством Леонардо да Винчи, Микеланджело и других мастеров, достижения которых он тщательно изучал. «Те приёмы, которые он увидел в работах Леонардо и Микеланджело, заставили его работать ещё упорнее, чтобы извлекать из них невиданную пользу для своего искусства и своей манеры», – писал историк Джорджо Вазари.

– В 1507 году Рафаэль знакомится с Донато Браманте, который, по неподтверждённой документально версии, был его родственником. Как бы то ни было, именно Браманте стал советчиком и покровителем художника, впоследствии представившем его папе Юлию II в качестве лучшей кандидатуры для работы в Ватикане.

Во второй половине 1508 года Рафаэль переезжает в Рим, где и проведёт всю оставшуюся жизнь. Именно здесь он и создал тот классический стиль, по которому легко узнаются его произведения.

В Риме Рафаэль создаёт свои самые знаменитые произведения, в числе которых и «Сикстинская мадонна», расписывает фресками ватиканские станцы (комнаты) и лоджии, проектирует церкви и виллы…

Умер Рафаэль 6 апреля 1520 года в возрасте 37 лет. Похоронен в римском Пантеоне. На торце крышки саркофага с его останками высечена эпитафия, сочинённая итальянским гуманистом кардиналом Пьетро Бембо: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».

«Амур и Психея»

– Эта выставка открывает не самого известного Рафаэля. Здесь нет его знаменитых мадонн, нет живописных работ – офорты с его рисунков и литографии с изображением фресок Лоджий Ватикана и мозаик капеллы Киджи в Риме. Всё вышеперечисленное и составляет три части экспозиции.

Офорты с рисунков Рафаэля – это иллюстрации к новелле Луция Апулея «Амур и Психея» из романа «Метаморфозы, или Золотой осёл». Они были отпечатаны в Риме в 1774 году с медных пластин 1530–1560 годов.

– Гравюры были выполнены выдающимися мастерами шестнадцатого века, современниками Рафаэля Агостина Венециано и Маэстро Б Дель Дадо. В этих иллюстрациях особенно отчётливо проявился индивидуальный стиль Рафаэля, известный своей гармоничностью, прозрачностью, ясностью, непринуждённо выверенной композицией и величием. Здесь мы видим характерные для художника сбалансированную манеру рисования, спокойные и размеренные образы, мягкие формы, рассеянный свет и округлые очертания. Известно, что некоторые из этих сюжетов были использованы и для росписи лоджии виллы Фарнезина в Риме.

Сюжет новеллы вкратце таков. Богиня Венера, разгневавшись на земную царевну Психею за её красоту, решила погубить девушку, заставив её влюбиться в негоднейшего из смертных. С этой целью она посылает к Психее своего сына Амура.

Однако бог любви, покорённой красотой царевны, влюбляется в неё и тайком от матери женится. Он переселяет Психею в чудесный замок, окружает невидимыми слугами, предупреждающими любое её желание, но является только под покровом ночи, запрещая даже пытаться увидеть его. Однако подстрекаемая злыми сёстрами девушка нарушает запрет, смотрит на спящего супруга и нечаянно обжигает его горячим маслом из лампы, которую держит в руках. Амур просыпается и, бросив ей укоряющие слова, исчезает. Психея, уже ждущая от него ребёнка, отправляется на его поиски. В итоге Юпитер, снизойдя к мольбам Амура, соединяет влюблённых и чтобы успокоить Венеру, не желавшую видеть женой сына смертную женщину, дарует Психее бессмертие.

На тридцати гравюрах в экспозиции – самые яркие эпизоды из этой новеллы. Кстати, сам Рафаэль гравированием никогда не занимался. Однако его ученики и помощники, в числе которых тот же Агостино Венециано, использовали рисунки и незавершённые композиции мастера, создавая свои реплики и вариации. Эти гравюры продавали в уличных лавках, где их покупали мастера росписи итальянской майолики, картоньеры, создававшие картоны для производства шпалер, резчики по дереву, ювелиры и гравёры по металлу. Так складывалась своеобразная творческая эстафета, типичная для эпохи Возрождения, когда все виды искусства развивались в целостной взаимосвязи: творчество живописца – работа рисовальщика-гравёра – труд ремесленника.

Лоджии Ватикана и капелла Киджи

Основная часть экспозиции выставки посвящена работе Рафаэля над фресками Лоджий Ватикана, которые благодарные потомки позже назовут Лоджиями Рафаэля.

Лоджии представляют собой тринадцать сводов аркад. На плафонах в каждом из них Рафаэль разместил по четыре фрески на темы Ветхого и Нового Заветов. Их общее число – 52 – равно количеству недель в году. Дело в том, что по канонам католической службы в конце каждой недели звучали проповеди на тему определённого события или притчи из Библии. А после этого любой желающий мог посмотреть огромную иллюстрацию услышанного на потолке и сводах галереи.

– Рафаэль проводит своего зрителя сквозь всю историю от сотворения мира до прихода Спасителя. Его библейские сюжеты кажутся окнами, открытыми в новый мир, а фрески Лоджий Ватикана – гармоничным синтезом античности и христианства. Художник показывает, что в христианской культуре библейские события заняли то же место, что и мифология в античной.

Интересно, что увидев работы Рафаэля, Екатерина Вторая была настолько ими очарована, что захотела иметь нечто подобное у себя. По её заказу архитектор Джакомо Кваренги создал галерею с копиями рафаэлевских фресок, повторяющую с некоторыми отступлениями Лоджии Папского дворца в Ватикане. До этого группа художников несколько лет работала в Риме, копируя фрески. Копии выполняли на холстах, которые в свёрнутом виде доставляли в Санкт-Петербург.

В 1866 году немецкий художник и гравёр Людвиг Грюнер и его итальянский коллега Никола Консони изготовили 52 тонированные литографии фресок в стиле старинной гравюры на дереве XVI века. Именно они и представлены на выставке в полном объёме.

Завершает экспозицию серия гравюр с мозаик, выполненных Рафаэлем для купола семейной часовни купца Агостина Киджи.

– Гравюры выполнены в 1850 году Людвигом Грюнером. На них представлена Вселенная в соответствии с теорией Птолемея и Аристотеля, которую со времён Рафаэля вытеснили системы Коперника и Ньютона. Наряду с Богом художник изобразил планеты и звёзды. Согласно средневековым теориям, каждая из планет находится под покровительством Ангела в состоянии ожидания знака свыше.

Выставка «Рафаэль. Эпоха Ренессанса» будет работать до 13 июня.

Фото: КВЦ имени Тенишевых

Ольга СУРКОВА

В Смоленском областном центре народного творчества отметят Международный день защиты детей
В Смоленске проходит 64-й Всероссийский музыкальный фестиваль имени М. И. Глинки