Горизонты времени Геннадия Намеровского
Культура

Горизонты времени Геннадия Намеровского

27 июня 2022 года в 17:15

Горизонт – понятие относительное. И любая попытка заглянуть за его грань, как поиск ответа на один из вечных вопросов бытия: только приблизишься, а он снова оказывается недостижим. Потому что и в том, и в другом случае важна сама смелость хоть на шаг приблизиться к недостижимому…

Между землёй и небом

В Историческом музее открылась персональная выставка Геннадия НАМЕРОВСКОГО, посвящённая 80-летию художника. В экспозиции представлены графические и живописные работы разных лет.

В названии выставки «Горизонты времени» – философское отношение автора к собственному творчеству, которое для него и есть то самое постоянное стремление к горизонту, что приближает к разгадке секретов настоящего мастерства.

– Я же родился среди степей, где только голая земля и небо, – говорит Геннадий Намеровский. – Хорошо помню из детства такие картинки. Какие-то бури песчаные. Ковыль, как волны, переливается. И ветер гонит перекати-поля – огромные, с человеческий рост. И линия горизонта, к которому я так до сих пор и иду. Пытаюсь дойти, но мой горизонт постоянно от меня уходит. Но я всё равно иду, потому что непременно должен к чему-то стремиться…

В работах Геннадия Намеровского этот философский горизонт тоже есть. Что скорее категория времени, а не пространства. Как черта, приближающая к некой тайне, которую многие века хранят храмы Смоленска, башни Флоренции и бескрайние просторы российских полей…

В его работах много неслучайных предметов, характерных деталей и ярких образов, позволяющих передать атмосферу места, его энергетику.

– Это так просто и не объяснишь, – признаётся Геннадий Намеровский. – Я же не фотограф, который навёл камеру и щёлкнул. Мне надо почувствовать что-то, ритмически сопоставить. А потом ещё и разложить по цветовым пятнам. Иногда всё получается спонтанно. Как говорил один мой знакомый: «Сижу в мастерской, вожу кистью и вдруг вижу небо. Дальше какое-то состояние удалось уловить. И в итоге – пейзаж готов». Я это к тому подвожу, что творчество – явление божье, хотя мы часто даже не задумываемся над этим. Всегда есть небо и земля, а между ними – горизонт…

Город принял

Геннадий Намеровский родился 2 мая 1942 года в селе Прииртышское в Казахстане. В 1965 году окончил художественно-графический факультет Омского государственного педагогического института, где учился у народного художника России, члена-корреспондента Академии художеств СССР А.Н. Либерова.

В 1973 году вступил в Союз художников. В 1981-м приехал в Смоленск.

– Помню, как сошёл с поезда и увидел храмы – сразу почувствовал русскость этого города, – говорит художник. – Он очень интересный с точки зрения истории, архитектуры, рельефа. Открывается не сразу – даёт возможность присмотреться. И я решил задержаться. Хотя, признаюсь, поначалу были мысли перебраться в столицу. Но как-то всё откладывалось, а потом уже оброс друзьями. Да и Смоленск меня принял.

Город на семи холмах не просто принял Геннадия Намеровского, но и стал одной из центральных тем в его творчестве. Причём в сериях работ о Смоленске горизонты времени практически осязаемы, что создаёт иллюзию постоянного движения.

Особое место в экспозиции занимают живописные этюды, написанные с натуры. Они небольшие по размеру и очень тонкие, почти филигранные, по исполнению.

– Этюды надо писать обязательно, ведь по сути это записки об окружающем мире, – продолжает Геннадий Намеровский. – У меня есть маленький этюдник, который одевается на большой палец. Выдавливаешь краски на палитру и пишешь, стараясь уловить состояние природы. Несколько мазков и создаётся настроение. Главное – успеть его выразить. Через этюды, как и через рисунок, идёт познание мира, жизни – всего пространства, которое нас окружает…


Поэзия цвета

Именно здесь, в Смоленске, Намеровский стал признанным мастером, сначала заслуженным, а потом и народным художником, действительным членом Российской академии художеств. Кстати, последнее звание Геннадий Васильевич получил совсем недавно – в мае 2022 года, вместе с медалью «Шувалов», которой Академия отметила его многолетнюю плодотворную творческую деятельность.

Ещё одна награда – медаль Пушкина – была вручена юбиляру на открытии выставки.

– В творчестве Намеровского иногда проглядывает особое поэтическое настроение, которое и роднит его с Пушкиным, – заметил, передавая медаль, народный художник России, академик Николай ВОРОНКОВ. – Удивительная поэзия! И самое поразительное для меня, что это поэзия цвета, поэзия линии, поэзия настоящего произведения искусства. Это достояние нашей культуры.

Высокую оценку творчеству Геннадия Намеровского дали и представители региональной власти. Так, в своём приветственном адресе губернатор Алексей ОСТРОВСКИЙ назвал юбиляра «выдающимся мастером живописного и графического искусства России, виртуозно владеющим различными техниками, обладающим уникальным почерком и манерой, самобытным стилем, любопытством путешественника и духом романтика»…

– Я в очередной раз раскрылся перед зрителями, – говорит Геннадий Намеровский. – Показал здесь то, что меня волнует. Это работы разных лет и тем. В них моё отношение к жизни, мои ускользающие горизонты… А вместо эпиграфа – фраза из наставления Микеланджело Буонарроти своему любимому ученику, которую я не устаю повторять: «Рисуй, рисуй, Антонио, рисуй и не теряй времени».

Личное мнение

Николай ВОРОНКОВ, народный художник России:

– Мне очень понравилась выставка. Понравился её объём и наполнение. И этот зал – по-моему, он как раз попадает в тот размер, в котором работает художник.

Это удивительно, но даже маленькие этюды маслом тоже полны обаяния художника. И не потому, что я сам занимаюсь графикой и люблю мелкие вещи – просто они лаконичны и зрителю сразу понятно, что хочет сказать автор.

Я тут прочёл и абсолютно согласен, что творчество Геннадия Намеровского – это отображение жизни современного общества. И даже когда на его работы смотрит человек, далёкий от сложных эмоциональных впечатлений, в них всё кажется ему удивительно знакомым и трогательным. Это очень интересное свойство настоящих произведений ,и, мне кажется, как раз в нём и заключается секрет потребности человека в изобразительном искусстве.

Художник – деятель культуры, который оказывает влияние на нашу жизнь. Все работы – это его дети, его страдания, какие-то невероятные усилия и совпадения, что радуют не только самого мастера, но и любителей его творчества…

Александр ГРЕКОВ, академик РАХ, кандидат искусствоведения:

«Геннадий Васильевич Намеровский – один из наиболее ярких мастеров современного графического искусства Российской Федерации, пример творческой активности, самоотдачи, художественного поиска, личностного взгляда на искусство.

Его самобытный стиль привлекает непосредственностью художественного видения, теплотой и обаянием, доскональным знанием того, что художник стремится передать на своих листах. Мастера интересует жизнь пейзажа, предметов в их продолжающемся, длящемся бытии. Отсюда «серийность» его искусства, погружённость автора в ту или иную тему, потребность в её сюжетной, колористической, ритмической разработке.

Через, казалось бы, несложный приём: мотив окна, букета на фоне пейзажа, предмета или фигуры в архитектурном или природном пространстве – автор говорит со зрителем о непреходящих ценностях, выражает ощущение единства мира, сиюминутного и вечного, равновеликости природной и духовной красоты как двух составляющих искусства.

В его философичных и отчасти созерцательных работах, тем не менее, отсутствует статика. В них всё живёт, волнуется, движется. Смелые ракурсы, перебивка планов, острые углы, резкие мазки, мозаично ложащиеся на холст, сгущённый колорит, «говорящие» детали – главные признаки его стиля.

Кажется, мастерству художника доступно всё. Его мысль пронзает расстояние и время, его зоркий глаз подмечает нюансы, недоступные простому обывателю. Его фантазия рождает всё новые и новые метаморфозы, порой соединяя несоединимое…»

Фото: Елена БЕЛЫХ и Смоленский музей-заповедник

Ольга Суркова

Вера Сторожева: Я верю в то, что человек способен меняться
Под занавес театрального сезона