Все грани графики
Культура

Все грани графики

14 августа 2022 года в 20:30

В КВЦ имени Тенишевых открылась выставка работ современных московских художников «На грани графики». В её экспозиции – около 130 произведений, выполненных как в традиционной технике, так и с использованием новейших технологий, в том числе – искусственного интеллекта…

С ощущением времени

Эта выставка, организованная Творческим Союзом художников России, родилась буквально пару месяцев назад. Первыми её увидели в Волгограде, откуда она и приехала в Смоленск.

– Выставка «На грани графики» – это краткий экскурс в мир творчества современных московских художников, – говорит куратор выставки, вице-президент Творческого Союза художников России Арсений ШТЕЙНЕР. – Здесь представлены только графические работы, но самого широкого диапазона: от традиционных до цифровых. Потому что при одинаковой географии у этих авторов абсолютно разные техники и подходы к творчеству.

Самих авторов, чьи работы можно увидеть в экспозиции, 28. Большинство из них – серьёзные художники, чей возраст уже близок к пенсионному. Но есть и молодёжь. Что интересно: без подсказок в аннотациях не всегда можно определить, к какому поколению относится автор, поскольку практически все одинаково смелы в своих экспериментах.

– Поразительно, что, несмотря на всё разнообразие авторов и техник, выставка создаёт совершенно определённое ощущение времени, в котором мы живём, – замечает председатель Смоленского регионального отделения ТСХР Анна ЗИМИНА. – Художники в работах транслируют своё индивидуальное видение ситуации в стране и мире. А когда их много и они все наши современники, это формирует очень мощное впечатление, которое подталкивает зрителей к размышлениям. На мой взгляд, графика вообще больше про осознание, чем про экспрессию. Хотя здесь всё на грани – графики и живописи, чувств и мыслей, конструирования и эмоций…

Другие миры

Первую обзорную экскурсию по выставке ведёт сам куратор. Отвечая на вопросы зрителей, Арсений Штейнер рассказывает о творчестве некоторых авторов.

И первый – известный московский художник Серж Головач. Здесь представлены четыре его работы, выполненные в разных техниках. Однако каждая сделана на основе фотографий реально существующих объектов. Например, входа в подземелье Дома Пашкова в Москве. Или телевышки в Сиэтле – фактически на другой стороне земного шара.

Художник Константин Малютин стал известен благодаря волшебным лесам и сказочным птицам. Традиционная для него фантазийная графика есть в экспозиции. Как и работы, сделанные в более реалистичной манере, – зимние виды города Воскресенска.

Игорь Ширшков. По образованию архитектор и в прошлом известный художник-авангардист, мастер объёмных инсталляций, трёхмерных скульптур и больших графических панно. Свой архитектурный подход он применяет и в пейзажах. Перед вами виды Измайловского леса – самого большого на территории Москвы.

Работы Ромы Казуса выполнены им в соавторстве с искусственным интеллектом. Автор берёт за основу сюжеты классических полотен европейских мастеров и пропускает их через алгоритмы нейросетей. Результат такого, можно сказать, коллективного творчества и представлен на выставке.

Вера Петрова, в отличие от большинства участников этой выставки, формально занимается «классической» графикой, это акварель. Зато она впереди многих в фантазийности сюжетов. Эта избушка с «Макдональдсом» поистине пророческая вещь и сделана ещё до ухода сети из России. А эти две работы из серии «Болота» – абсолютно фантастический мир, никак не соприкасающийся с реальностью. Кстати, сама Вера Петрова имеет довольно близкое отношение к Смоленску: её старший брат Константин, тоже художник, родился здесь...

Прогулка по экспозиции не утомляет, поскольку внимание постоянно переключается. От фантазий Веры Петровой – к многоклеточным мирам Михаила Молочникова. От детских снов Марии Наймушиной – к теням Элизы Шпановой. От странных насекомых Александра Захарова – к забавным животным Алексея Политова и Марины Беловой. От красных матросов Александра Жерноклюева – к экспериментам с формой и пространством Бориса Новокрещенова…

– В своих работах я экспериментировал с новыми технологиями, пытаясь расширить как собственные горизонты восприятия, так и возможности их воплощения в каком-то новом визуальном ряде, – признаётся Борис НОВОКРЕЩЕНОВ. – По сути, это мои высказывания на тему другой реальности, вибрации которой в состоянии уловить только особо чувствительные натуры. Я показываю мир, который существует параллельно с тем, что все обычно привыкли видеть…

Из разговора с куратором

– Арсений, как на ваш взгляд, эта выставка – возможность получить впечатления или повод задуматься?

– Мне кажется, искусство прежде всего обращено к чувствам. Поэтому, конечно, эмоции. И только положительные.

– Работы в экспозиции дополнены комментариями…

– Их делали несколько искусствоведов, которые предпочли остаться неизвестными. Потому что главное на выставке – сами изображения, потом художник. А кто об этом пишет, для зрителя уже не важно.

– Значит ли это, что без пояснений зрителю будет трудно разобраться в таком творчестве?

– Давайте будем честными: классическое искусство тоже не всегда понятно современному человеку. Тот же Рубенс или Караваджо – многое ли в их сюжетах понятно человеку, который воспитан совсем в иной культуре? И если он заинтересуется тем, что видит, то будет искать более подробную информацию.

То же относится и к современному искусству. Хотя действительно есть работы, которые не понять и без комментария, и с ним. Но мы не занимаемся таким искусством, которое без объяснительной записки не работает.

– Не вредит ли искусству такое активное использование цифровых технологий?

– Да, есть мнение, что такое искусство становится механическим, сделанным роботами для роботов. Иногда, разумеется, бывает и так – когда сделано без особого умения, интереса и любви.

Но в случае с профессиональным художником совершенно не важно, работает ли он с кистью, камнем или меняет перо с тушью на стилос и экран айпада.

– А как же энергетика?

– Энергетически в айпаде гораздо больше электричества, чем в живом человеке, так что всё в порядке. Просто у настоящих художников средства производства не заметны – имеет значение только результат…

Личное мнение

Сергей БОГОМОЛОВ, председатель Смоленского отделения Союза художников России:

– Выставка, на мой взгляд, очень удачная. И полезная тем, что можно увидеть другое прочтение и понимание графики. Я всегда обращаю внимание на качество и профессионализм. А отдельные работы меня заинтересовали в плане идеи, композиции, сюжета, использования новой техники.

Мария ПОТАПОВА, художник, сотрудник КВЦ имени Тенишевых:

– В этой выставке ценно то, что здесь не просто разная техника – каждый ищет какие-то свои ходы, находит новое применение традиционным материалам.

Думаю, экспозиция никого не оставит равнодушным. Здесь всё действительно на грани – реализма, абстракционизма, консерватизма, поиска нового и вспоминания хорошо забытого старого.

Вообще, в искусстве не стоит задавать рамки – надо расширять границы собственного восприятия и пытаться если не понять, то почувствовать, что хотел сказать автор.

Владимир ПЕТЬКОВ, художник, преподаватель СмолГУ:

– Очень интересная выставка, привлекающая необычной подачей современной графической формы.
Обязательно буду рекомендовать её своим студентам, чтобы они смогли расширить свой кругозор, сформировать многополярное мнение об искусстве вообще и о графике в частности.

Фото: КВЦ имени Тенишевых

Ольга Суркова

Любовь к Родине большой и малой
Смолян приглашают на праздник «Яблочный Спас в Новоспасском»