Супрематические мотивы для народного творчества

Фото: © Смоленский музей-заповедник

Культура

Супрематические мотивы для народного творчества

13 ноября 2022 года в 14:50

Ночь искусств в Художественной галерее Смоленского музея-заповедника началась с открытия выставки «Пионеры супрематизма. От Москвы до Смоленска». В её экспозиции – работы, которые современные мастера и художники воссоздали по фотографиям и эскизам десятых годов прошлого века…

Искусство в массы

Выставка «Пионеры супрематизма» – яркая иллюстрация одной из малоизвестных страниц истории российского искусства. Истории, в которой тесно переплелись традиции и новаторство, утилитарность и чистое искусство, элитарность и массовость, авангард и народные промыслы.

– Одна из задач нашего проекта – рассказать историю, о которой сейчас мало кто знает, – говорит куратор проекта и художественный руководитель творческого объединения AGORApro Анна ТОЛСТИКОВА. – Она связана с именем художника и мецената Натальи Михайловны Давыдовой и основанной ею артели художественного труда в селе Вербовка недалеко от Киева.

Артель занималась возрождением, развитием и адаптацией к современности украинских народных вышивок. Вместе со своей подругой Александрой Экстер Наталья Давыдова изучала и классифицировала старинные образцы крестьянских вышивок и ткачества, а мастерицы-артельщицы использовали их в своём творчестве, вышивая сумки, пояса, подушки, коврики и шарфы.

В 1914 году художественное руководство артелью в Вербовке взяла на себя Александра Экстер, и вышивальная мастерская стала частью большого проекта, объединившего народные промыслы и авангард. Эскизы для мастериц создавали Казимир Малевич, Иван Клюн, Иван Пуни, Ксения Богуславская, Ольга Розанова, Любовь Попова, Надежда Удальцова, Вера Пестель и другие представители самых смелых экспериментальных направлений в искусстве.

– Наталья Давыдова платила художникам за эскизы, тем самым поддерживая их в то непростое время, – продолжает Анна Толстикова. – Артель вышивала по этим эскизам вещи, которые неплохо продавались в Москве, Петербурге и даже в Европе. То есть это был успешный коммерческий проект. Но для художников, пожалуй, главным была популяризация их нового искусства.

Давыдова и Экстер успели устроить две выставки: в ноябре 1915-го и декабре 1917 года. Было представлено несколько сотен изделий с орнаментами в стиле супрематизма: сумки, ковры, полотенца, скатерти, шарфы, чехлы для подушек, вееры и ширмы… Но до наших дней, к сожалению, всё это великолепие не дожило – за исключением нескольких единиц, хранящихся в музеях и частных коллекциях.

Амазонки авангарда

Участницы творческого объединения AGORApro из Москвы наткнулись на эту историю, можно сказать, случайно – разрабатывая тему «амазонок авангарда».

– Это очень интересная тема, которая касается шести женщин-художников, что в авангардном искусстве начала двадцатого века не просто встали вровень с мужчинами, но даже немного впереди них, – поясняет Анна Толстикова. – Это Любовь Попова, Надежда Удальцова, Ольга Розанова, Наталья Гончарова, Варвара Степанова и Александра Экстер. И когда мы стали подробно изучать их творческую биографию, то узнали о Наталье Давыдовой и артели в Вербовке, с которой активно сотрудничали наши «амазонки».

Вот тогда и родилась идея воссоздать вещи, сделанные народными мастерицами по эскизам художников-супрематистов. Новый проект объединил более тридцати энтузиастов из разных городов и стран.

– Мы работали с сохранившимися эскизами и фотографиями, – продолжает Анна Толстикова. – Старались сделать как можно ближе к оригиналу, сохраняя цвет и пропорции. Но, как и художники сто лет назад, мы не привязывались к технике вышивки, оставляя выбор за мастерицами. Вряд ли эти изделия можно назвать научной реконструкцией – скорее мы создали эту коллекцию заново, вдохновляясь творчеством художников-супрематистов.

На выставке представлено сорок работ. Под каждой – этикетка с эскизом или фотографией первоисточника, так что у зрителей есть возможность сравнить. Исключение составляет лишь авторская работа Анны Тостиковой – платок «Амазонки авангарда», с которого когда-то всё и началось. Не случайно его поместили в самый центр экспозиции.

– У нас была сложность с вещами, созданными по эскизам Натальи Давыдовой, – признаётся Анна Толстикова. – А нам важно было показать в коллекции её творчество, отдавая дань не только её организаторским способностям, но и таланту художника. Помогли исследования Александры Семёновны Шацких, которая атрибутировала эти вещи по фотографиям американца Оливера Сейлора.

Фото: © Смоленский музей-заповедник

А первый кто?

Работы в материале выполнены в самых разных техниках: вышивка крестиком, гладью и бисером, гобелен, аппликация, лоскутное шитьё, тунисское вязание… Есть даже несколько вещей, сделанных с помощью новейших технологий на программируемых машинах. Но абсолютное большинство экспонатов – результат исключительно ручного творчества.

– До участия в этом проекте я не умела вышивать и имела самое общее представление о русском авангарде, – говорит арт-менеджер проекта Мария КАМИНСКАЯ. – Но всё это настолько меня увлекло, что я продолжаю разрабатывать эту тему уже в моей магистерской диссертации. И даже сделала некоторые открытия. Дело в том, что некоторые сумочки были восстановлены по чёрно-белым фотографиям и цвет подбирался приблизительно – по другим работам автора эскиза. А мне удалось найти каталог выставки «Мир искусства» 1916 года, где было написано, что, например, эта сумочка в оригинале была розово-чёрной.

Кстати, в Ночь искусств Мария Каминская поделилась со смолянами и своими открытиями на тему рождения супрематизма. Её лекция-расследование «Кто первый?» была посвящена спорам об авторстве самой идеи супрематизма.

– Традиционно создателем супрематизма считается Казимир Малевич, – поясняет Мария Каминская. – Но были и другие претенденты, которые утверждали, что он подсмотрел эту идею у них. На самом деле развенчать такие предположения и доказать первенство Малевича оказалось достаточно легко. Хотя для этого и пришлось провести настоящее детективное расследование.

Концептуальным продолжением открытия выставки стала и музыкальная программа с участием руководителя объединения AGORApro Юлии Анищенко (сопрано) и пианисток Марии Батовой и Нины Торопцевой. В их исполнении прозвучала музыка Петра Ильича Чайковского, Игоря Стравинского, Кароля Шимановского и других композиторов.

– Подборка авторов не случайна и напрямую связана с Натальей Давыдовой, – рассказывает Анна Толстикова. – Дело в том, что муж Натальи Михайловны – племянник Чайковского. Он помогал дяде с редактурой опер, и есть несколько романсов Чайковского, написанных на стихи Давыдова. Кроме того, близким другом семьи Давыдовых был и польский композитор Кароль Шимановский, который дружил с Игорем Стравинским. Кстати, произведения последних двух авторов – настоящий музыкальный авангард. И, таким образом, мы связываем тему авангарда в музыке и изобразительном искусстве.

Смоленский след

Особое место в экспозиции выставки занимают подлинные произведения мастеров авангарда начала прошлого века из коллекции Смоленского музея-заповедника. Это графика, которая практически не экспонируется, поскольку крайне чувствительна к свету, перепадам температуры и другому разрушительному влиянию среды.

– В названии нашей выставки у заглавной фразы «Пионеры супрематизма» есть продолжение «От Москвы до Смоленска», – говорит заведующая Художественной галереей Дарья ИВАНОВА. – Наш город мы связываем с авангардом и благодаря коллекции, которая представлена здесь, и благодаря отделению УНОВИСа, и благодаря Казимиру Малевичу, который приезжал сюда с лекциями.

В витрине с музейными экспонатами – гравюра «амазонки» Любови Поповой, которая входила в одну серию с работой, выполненной по её эскизу в материале. Причём это и другие произведения мастеров авангарда попали в коллекцию Смоленского музея практически в то время, когда и были созданы.

– Художественная галерея в Смоленске открылась в разгар моды на авангард в искусстве, – продолжает Дарья Иванова. – И есть воспоминания художников того времени, которые приходили в музей именно для того, чтобы увидеть работы супрематистов, кубистов, участников объединения «Бубновый валет». А, по словам Нади Леже, тем, кто носил на груди знак «Чёрного квадрата» Казимира Малевича, вход был бесплатным.

Конечно, сто лет назад коллекция работ мастеров авангарда был гораздо внушительнее, чем сейчас. В Смоленске были подлинники Кандинского, Малевича, Родченко, которые были утрачены в годы Великой Отечественной. Но и сейчас здесь есть что посмотреть: в постоянной экспозиции галереи – полотна Роберта Фалька, Ильи Машкова, Аристарха Лентулова, Петра Кончаловского, Любови Поповой, Натальи Гончаровой и других пионеров русского авангарда.

Да, Ночь искусств – событие разовое и уже закончилось. Но выставка «Пионеры супрематизма. От Москвы до Смоленска» продолжает работу.

Ольга Суркова

История в оживающих картинках
Виталий Барковский: Чехов показывает коллективный портрет времени