Гармония «Чёрного квадрата»

Фото: © официальный сайт квартета «Чёрный квадрат»

Культура

Гармония «Чёрного квадрата»

25 ноября 2022 года в 21:11

Знакомство смоленской публики со столичным квартетом «Чёрный квадрат» состоялось недавно в областной филармонии. Концерт «Классика в стиле джаз» стал для многих слушателей настоящим откровением в осознании современности классической музыки. Яркая виртуозность исполнителей гармонично сочеталась с информационным конферансом флейтистки Зои ВЯЗОВСКОЙ, которая охотно согласилась ответить на несколько моих вопросов…

Удачный эксперимент

– Зоя, почему «Чёрный квадрат»?

– Прежде всего, потому что «Чёрный квадрат» – это новаторство и авангард, совмещённые с общими классическими принципами, незыблемой моралью и гармонией. Это то, что можно сказать и о произведении Казимира Малевича, и о нашем творчестве.

А кроме того, это ещё и очень интересный эксперимент. Мы на детях проверили, дав им задание нарисовать чёрный квадрат. Так вот классического чёрного квадрата не было ни на одном рисунке, потому что внутри этих рамок целые вселенные, необъятные миры, и все они очень разные.

– Можно сказать, что создание вашего квартета – тоже своеобразный эксперимент пианиста Ольги Кияшкиной?

– Да, причём студенческий эксперимент, поскольку Ольга создала этот коллектив, ещё учась в академии Гнесиных.

– И теперь, спустя четырнадцать лет, можно утверждать, что эксперимент удался…

– Вполне. Наш квартет можно назвать уникальным – аналогов ему нет. У него свой музыкальный стиль, в основе которого – поиск гармонии в сочетании самых разных стилей: классики, джаза, современной академической музыки…

Одно время мы сотрудничали с композиторами, которые пробовали писать для нас произведения в жанре кроссовер, но потом пришли к тому, чтобы творить самим. И теперь каждый из нас меняет композиции в репертуаре. Причём постоянно.

– Наверняка «Чёрный квадрат» – не единственный коллектив для каждого из вас…

– Конечно. Игорь Ямпольский – один из самых востребованных барабанщиков в России. То же можно сказать о контрабасисте Ираклии Долидзе, который не раз выступал с коллективами Юрия Башмета и Игоря Бутмана.

Ольга преподаёт в академии имени Гнесиных. Кроме того, она не только замечательный пианист, но и прекрасный менеджер квартета «Чёрный квадрат».

Я тоже преподаю и играю в разных коллективах. Так что у каждого из нас довольно насыщенная творческая жизнь и помимо квартета. Но «Чёрный квадрат» прежде всего.

Мы очень дружный коллектив, весело проводим время. Активно гастролируем и уже играли практически во всех частях России, кроме Дальнего Востока, куда очень хотим попасть.

С Глинкой в голове

– Подбор репертуара для программ – дело коллективное или кто-то всегда солирует?

– В этом деле солируют организаторы концертов. У нас очень много программ самых разных – для детей и взрослых. Есть даже квест-концерты – очень интересный социальный эксперимент, где выбор музыки остаётся за слушателем.

Мы работаем во многих стилевых отраслях. Например, у нас есть проект кельтской музыки, где мы обращаемся к народным шотландским и ирландским темам: просматриваем историю кельтов и сопровождаем это интересными лекциями из мифологии. Или программа «Музыка Вселенной», которая нацелена на то, чтобы максимально расширить жанровый диапазон. Она получилась такая пространственно-кантиленная с оттенком неоклассики.

В общем, мы работаем в разных жанрах, и какой из них выбирают организаторы концерта, с тем мы и приезжаем.

– Зоя, а почему в сегодняшнем концерте не было Глинки? Всё-таки вы впервые на его родине выступали…

– На самом деле это ирония судьбы, потому что у нас в репертуаре есть увертюра Глинки, которой мы очень часто начинаем наши концерты. Но мы её настолько заиграли, что нам просто требуется немного отдохнуть друг от друга.

Но она у нас всё время звучит в голове. Поэтому не думайте, что мы приехали в Смоленск без Глинки.

– То есть в одном из следующих концертов мы сможем её услышать?

– Обязательно. Тем более что у вас просто феноменальная публика. Во-первых, очень образованная. Бывает, мы приезжаем куда-то и обнаруживаем, что известные, как мы думаем, классические темы никому в зале не знакомы. И приходится о них больше рассказывать. А здесь, о чём бы я ни сказала, все всё знают.

А во-вторых, у вас все очень улыбчивые. Такой город, который сразу же располагает к себе. Люди, которые любят музыку. И приходят на концерты за впечатлениями и вдохновением, а не просто потому, что это хорошее светское мероприятие. Это высшая награда для классического музыканта сейчас.

Мне кажется, у нас со слушателями сегодня состоялся такой взаимный энергетический обмен. Лично мне было очень легко играть – я ничуть не устала. Надеюсь, что и публика ушла с концерта заряженной положительными эмоциями.

От любви до ненависти…

– Зоя, сегодня на концерте вы говорили о флейте, о том, что вы очень любите этот инструмент. А мне интересно, как произошёл этот выбор. Почему флейта?

– Вы не того человека об этом спрашиваете. Дело в том, что флейта – не единственный инструмент, которым я владею. Ещё я играю на арфе, фортепиано и скрипке.

– Супер!

– В общем, никакого выбора, по сути, и не было… Но флейта, безусловно, мой любимый инструмент. Её звучание ближе всего к человеческому голосу. И для меня это голос собственной души.

– А сам инструмент – это для вас что?

– Продолжение меня. Как один из органов моего тела. То есть когда что-то случается с флейтой, я ощущаю это как собственную болезнь. Однажды был такой случай: у флейты отвалился клапан, и меня просто пронзила физическая боль.

Музыкант и его инструмент – это уже сроднившееся нечто. Как ребёнок и родитель, наверное.

– О своей любви к музыке вы тоже сегодня очень красиво говорили. Помните, с чего она началась?

– С ненависти, конечно. Я в детстве ненавидела уроки фортепиано. Ходила туда абсолютно без удовольствия и периодически просила маму меня туда больше не отводить. Но когда мама говорила: «Что, выбрасываем пианино?» – мне всегда его было жалко.

А на четвёртом году обучения я вдруг к своему ужасу поняла, что у меня абсолютный слух. Что, просыпаясь с утра, я слышу, какими нотами гудит машина на улице. И что меня затягивает туда, куда я совсем не хочу. Это был панический этап.

Но потом я осознала, что в этом есть и хорошие стороны. Мне стало легко на уроках сольфеджио. Я научилась прислушиваться и снимать мелодии. И это так органично вошло в мою жизнь. К тому же мне очень повезло с учителями, которые вовремя заметили, подхватили и воспитали эту любовь. И, собственно, показали, как говорить на языке музыки.

– А если попробовать описать ваш «Чёрный квадрат» языком живописи? Всё-таки название обязывает…

– Наверное, наш квартет – это бесконечная тембровая палитра. Это краски, складывающиеся в определённые картины, темы которых предлагают композиторы. Мы действительно рисуем музыкой картины, выбирая из палитры стилей, тембров и жанров, чтобы вступить в некий диалог с творцом произведения.

На самом деле любая живописная краска может быть переведена на язык звука, и наоборот. У нас есть тёплый и холодный звук, тёмный и светлый, глубокий и лёгкий. Палитра бесконечна, главное её вовремя выбрать и увлечься так, чтобы она развилась в целый мир…

Справка «СГ»

Квартет «Чёрный квадрат» – инструментальный ансамбль, победитель второго сезона телевизионного конкурса «КВАРТЕТ 4Х4» на телеканале «Культура».

Четырнадцать лет квартет с успехом гастролирует, выступая на лучших филармонических площадках страны. Является постоянным участником международных классических и джазовых фестивалей.

«Чёрный квадрат» имеет свой собственный музыкальный стиль. В желании найти гармонию в сочетании самого разного музыканты объединяют классику с движениями кроссовер, фьюжн, современной академической музыкой и джазом, делая это деликатно и всегда с уважением к оригиналу.

Программы квартета построены так, чтобы погрузить человека в максимально широкий спектр образов и эмоций. Для взрослых это путешествие сквозь стили и времена, знакомство с музыкой разных эпох, приобщение к шедеврам прошлого и современности. Для детей концерты «Чёрного квадрата» становятся олицетворением сказки и волшебства.

Кроме того, программы квартета предельно динамичны и захватывают своей энергетикой. Есть все основания утверждать, что восторг и вдохновение – это то, без чего «Чёрный квадрат» своих слушателей просто не отпустит.


Ольга Суркова

Вспомнить всех
Первый фестиваль «Смоленские свирели» – состоялся!