Забытые мелодии для скрипки и фортепиано

Фото: © Елена Белых

Культура

Забытые мелодии для скрипки и фортепиано

24 декабря 2023 года в 18:05
«И вальс, и танго, и фокстрот…» - программу с таким названием представили в музыкальной гостиной Смоленской филармонии Алексей Розов (скрипка) и Иван Лебедев (фортепиано). В исполнении музыкантов прозвучали мелодии 30-40-х годов 20 века. И это было чудесно: легко, виртуозно, с нотками ностальгии и полным погружением в атмосферу довоенных танцплощадок – счастливого времени, когда «все ещё живы»…

В аутентичном стиле

- Алексей, Иван, в нескольких словах, пожалуйста, представьте друг друга нашим читателям…

Алексей Розов: Иван Лебедев – пианист, органист, клавесинист, хороший организатор музыкальных процессов. Замечательный музыкант, профессиональнейший. И его человеческие качества тоже достойны всяческих похвальных слов.

Иван Лебедев: Алексей Розов – уникальное явление в отечественной исполнительской культуре. Потому что он, по сути, единственный человек, который не просто посвятил все свои устремления, старания, талант, но приложил ни с чем несравнимые усилия для изучения исторически ориентированной стилистики европейской и отечественной ретро-музыки тридцатых-сороковых годов двадцатого века.

Есть довольно большое количество музыкантов, занятых исторической реконструкцией музыки семнадцатого-восемнадцатого веков. И мы уже в общем-то привыкли, что барочную музыку и даже ранний классицизм можно исполнять в так называемом аутентичном стиле. Но когда говорим о вальсах, танго, фокстротах или пасодоблях тридцатых-сороковых годов прошлого века, то редко думаем, что и к ним вполне применим исторически ориентированный стиль исполнения.

Так вот Алексей как раз и являет собой выдающийся пример человека, который не только задался целью изучить этот стиль, но и позволяет нам услышать эту музыку действительно такой, как она звучала изначально.

- И как вы нашли друг друга?

Иван Лебедев: Мы познакомились в 2005 году на почве общего интереса к еврейской народной музыке - клезмеру. С этого, собственно, и началось наше сотрудничество: мы вместе работали в одном коллективе еврейской музыки. А потом, когда этот коллектив был расформирован в связи со смертью его руководителя, возник определённый творческий вакуум. И в этой ситуации мы с Алексеем стаи продвигать каждый своё направление. Я организовал ансамбль еврейской музыки «Joseph-Kapelle», а Алексей - «Retro Dance Band». Причём люди в этих коллективах играли практически одни и те же. Просто менялись руководитель и концепция, в связи с чем каждый коллектив постепенно вырабатывал своё индивидуальное звучание.

Алексей Розов: Да, так получилось, что у нас сложилось некое сообщество музыкантов, которые играют в проектах друг друга. И тот проект, который мы привезли в Смоленск, я считаю больше своим, поскольку с довольно раннего возраста люблю, слушаю и собираю подобную музыку. А когда стал в состоянии её исполнять, очень захотел, чтобы она была известна не только в узких кругах филофонистов или коллекционеров. Чтобы в повседневный музыкальный обиход возвратились прекрасные мелодии популярных произведений тридцатых-сороковых годов двадцатого века. Музыка, многие традиции которой, как композиторские, так и исполнительские, были безжалостно прерваны Второй мировой войной.

Дуэт-ансамбль

- Вас лично чем эта музыка так цепляет?

Алексей Розов: Даже не знаю. Наверное, своим духом.

Хотя, скорее, она меня просто трогает, захватывает, держит. Она мне близка, понятна. Мы с ней уже сроднись что ли. И, надеюсь, что я для этой музыки могу сделать не меньше, чем она для меня. Сделать так, чтобы эти мелодии звучали. И не только у меня в голове, но и в концертном исполнении.

- Как складывалась программа сегодняшнего концерта?

Иван Лебедев: Идея играть такую музыку идёт от основания Алексеем ансамбля «Retro Dance Band» в 2006 году. Тогда коллектив состоял из трёх исполнителей и выступал, в основном, в московских клубах. Но постепенно идея создания оригинальных аранжировок малоизвестной музыки, которые Алексей пишет сам, привела к тому, что лет восемь назад ансамбль стал секстетом. Это кларнет, скрипка, гитара, контрабас, фортепиано и аккордеон. И в таком составе коллектив успешно выступает последние годы, периодически приглашая к сотрудничеству также и вокалистов.

Однако из чисто практических соображений мы не всегда можем брать на гастроли полный состав. Возник вопрос, как сыграть эту музыку вдвоём, чтобы она звучала не хуже, чем в ансамбле, и при этом соблюсти все стилистические и эстетические нюансы. И тогда Алексей взялся писать аранжировки этой же музыки уже для скрипки и фортепиано не как части ансамбля, а как полноценного дуэта: скрипки с аккомпанементом фортепиано. И получилась такая новая интересная веха в нашем совместном творчестве. Замечу, что создание аранжировок, которые прозвучали сегодня в нашем исполнении, - во многом более тяжёлый, кропотливый, серьёзный, труд, чем для секстета. Это моё личное мнение как пианиста этого коллектива.

Так и появись наши дуэтные программы, которые частично дублируют основной репертуар ансамбля. То есть это некое направление, параллельное творчеству «Retro Dance Band».

- «И вальс, и танго, и фокстрот…» Я знаю, что у музыкантов есть такое понятие как «русский вальс»…

Алексей Розов: Русское танго тоже есть. Но это всё же немного другое, чем в случае с вальсом. Здесь немаловажно, что музыкальная стилистика и культура едина для России и Польши, поскольку последняя в течение многих лет была частью Российской империи. И, скажем, известнейший русскоязычный исполнитель Пётр Лещенко, живший в Бухаресте, взял в свой репертуар очень много мелодий своих польских друзей. И сочинил на их музыку русские тексты, которые не являлись буквальным переводом, а были, что называется, написаны «по мотивам».

И это танго русское, прежде всего, словами. Даже несмотря на то, что мелодии, которые исполнялись с этими словами, были сочинены и за пределами бывшей Российской империи. Например, я знаю как минимум одно немецкое танго с русским текстом в исполнении Константина Сокольского. Есть и запись голоса Оскара Строка, где он поёт, наверное, своего сочинения русский текст припева танго «О, донна Клара» авторства Ежи Петербургского.

- То есть если мы говорим о русском танго или фокстроте, то речь идёт прежде всего о словах, а не о музыке?

Алексей Розов: Да. Хотя и мелодии русского и польского фокстрота и танго несколько отличаются от мелодий германского, итальянского, венгерского и французского корпуса, написанных в межвоенные годы.

В контакте с публикой

- Вам понравилось выступать в Смоленской филармонии?

Алексей Розов: Скажу так: этот зал в музыкальной гостиной сегодня удивительно гармонировал с той музыкой, которую мы играли. И публика была крайне заинтересованная, отзывчивая и тёплая.

- Реакция публики важна для вас?

Алексей Розов: Безусловно. Для любого артиста важно взаимодействие с публикой. Потому что когда за мёртвый, раскачать его стоит больших усилий. Хотя широко известны анекдоты, к примеру, про финскую или эстонскую публику, не привыкшую внешне проявлять свои эмоции.

Но исполнитель и слушатель взаимозависимы. И, как правило, в общении с публикой рождаются совсем другие эмоции, чувства, исполнительские краски, нежели когда по каким-то причинам такого прямого общения нет.

Иван Лебедев: В нашей музыкальной практике, а она у нас большая и разная, было всякое. Но что касается исполнения ретро-мелодий и еврейской народной музыки – за все годы мы ни разу не столкнулись с равнодушием или отсутствием отклика в зале. Даже если на первый взгляд публика не совсем готова к тому или иному жанру. Например, когда мы для еврейских слушателей начинаем играть отечественное ретро. Даже если поначалу и возникает лёгкое недоумение, то очень скоро оно развеивается. А в конце концерта мы видим одну и ту же реакцию: радость принятия и удовлетворение людей от времени, проведённого с нами.

- Алексей, у вас какая-то особенная скрипка?

Алексей Розов: Её происхождение мне не известно. Специалисты говорят, что это, скорее всего, французский мастер. Что касается возраста инструмента, то ему лет 120-200.

За те годы, что я на нём играю, мы очень сроднились. Вообще не постесняюсь заметить, что для многих мужчин-музыкантов его инструмент – это первая женщина. Любая жена будет только второй. И это, на мой взгляд, одна из причин довольно тяжёлой личной жизни у музыкантов. Ведь редко какая женщина согласится быть в жизни своего спутника второй после музыки…

Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU

Ольга Суркова

Смоленский драматический театр представит новую новогоднюю сказку
Александр Зорин: откровения вдохновлённого музыкой