Место встречи – башня Маховая

Фото: © Государственный музей «Смоленская крепость»

Культура

Место встречи – башня Маховая

20 марта 2024 года в 12:31

Творческие встречи в башне Маховой по субботам стали уже хорошей традицией. Её ввели сотрудники Государственного музея «Смоленская крепость» для тех, кому интересно приобщиться к истории традиционных ремёсел и сделать что-то своими руками. Конечно, в первую очередь для детей – у них всё это вызывает наибольший восторг. Однако взрослые тоже не остаются в стороне. А потому творческие встречи в Маховой без преувеличения можно назвать семейными, что в современных реалиях звучит особенно актуально…

Фото: © Государственный музей «Смоленская крепость»

Прикоснуться к истории

Нам хотелось предложить посетителям не только экскурсии, но и мастер-классы, – говорит сотрудник Государственного музея «Смоленская крепость» Ирина ПАШКОВА. – И в первую очередь это рассчитано на детей, которым интересно сделать что-то своими руками, проявить фантазию. Поэтому мы не берём сложные темы, но обязательно стараемся увязать их с историей либо Смоленщины, либо самой крепости.

Каждая встреча непременно начинается с небольшого рассказа. Экскурсовод, часто в историческом костюме, помогает познакомиться с интересной информацией по заявленной теме. Поэтому к моменту, когда все поднимаются на верхний ярус башни, где и проходят мастер-классы, их участники узнают немало любопытного.

Когда мы на мастер-классе расписываем глиняную башенку, то говорим о керамике: о её использовании на Смоленщине, о производстве кирпичей, из которых построена наша крепость. И обязательно стараемся дать в руки детям экспонаты – осколки горшков из раскопов в Гнёздове. Потому что когда ребёнок может подержать кусочек посуды, которому несколько сотен лет, для него это непередаваемое по эмоциям событие.

Такая возможность «прикоснуться к истории» – тоже один из неизменных пунктов программы творческих встреч. Ведь эмоции остаются в памяти гораздо дольше обычной информации. И совсем иначе воспринимается, например, рассказ о почтовых открытках с видами Смоленска XIX века, если одну из них, отправленную когда-то в Санкт-Петербург, ты получаешь на руки в качестве реального «вещественного доказательства»…

Фото: © Государственный музей «Смоленская крепость»

Приглашение к творчеству

Мартовские творческие встречи в Маховой открыла тема «Волшебные нитки: мастер-класс по ткачеству». На входе гостей встречает Ирина Пашкова в средневековом костюме. В руках у неё плетёная коробочка, из которой один за другим извлекаются загадочные предметы, чьё назначение выясняется по ходу повествования.

Ткачество – одно из древнейших ремёсел. И балты, и кривичи, населявшие нашу землю в первом тысячелетии нашей эры, были хорошо с ним знакомы. Находки в Гнёздове говорят о том, что к десятому веку здесь умели ткать уже и узорное полотно.

Фото: © Государственный музей «Смоленская крепость»

Домашние ткацкие станки были практически в каждой семье. Работали на них чаще всего женщины, изготавливая полотно на рубахи и верхнюю одежду. А простейшая вещь, с которой начинали обучать ремеслу девочек, – узорные пояса, они в то время были обязательным элементом как женской, так и мужской одежды.

Делается такой пояс довольно легко. Приспособление, на котором его можно соткать, состоит из двух дощечек, в каждой из которых проделаны по четыре дырки. Через них определённым образом протягиваются нити, составляющие основу полотна. Ещё одна нить – уток: прокладывая её через основу, мы и создаём узор.

Демонстрация использования нехитрого приспособления для изготовления поясов завершается возможностью прикоснуться к артефактам. На этот раз можно было подержать в руках старые челночки, которые использовались для ткачества. И настоящий рушник с вытканными узорами с традиционными для Смоленщины мотивами.

В завершение встречи – мастер-класс, где участникам предлагается поработать на мини-прототипе ткацкого станка. Его основа – плотные нитки, натянутые на картон. В качестве утка используются лоскутки из разноцветных тканей, с помощью которых пытался сложить фантазийный узор для своего кусочка полотна.

Вообще, наши предки были очень изобретательны. И иногда в качестве ткацкого станка использовали собственное тело. Нитку основы пропускали через пальцы ног, которые в этом случае служили разделителями, а потом руками продевали нить утка…

Фото: © Государственный музей «Смоленская крепость»

Старые сказки

А в ближайшую субботу, 23 марта, запланирована творческая встреча «Сказки старой крепости». Действо с элементами мистики, когда под сводами башни оживают легенды и сказания о Смоленске и его крепостной стене. И всё это при свете фонаря – кстати, старинного, XIX века.

Посетителям рассказывают о воине Меркурии и его подвиге, благодаря которому полчища Батыя обошли наш город стороной. И, конечно, легенду о черепе коня Меркурия: якобы при строительстве крепости тот был замурован в одно из её прясел. Как оберег, охраняющий покой смолян и предупреждающий об опасностях. И поэтому всякий раз, когда на город надвигалась какая-то беда, из крепости доносилось громкое ржание.

Ещё одна старая сказка – о красавице, замурованной в башне по совету ведьмы, и о её неуспокоенном духе, периодически появляющемся в виде призрака в той самой башне, прозванной когда-то Веселухой.

Подобные легенды есть практически в каждой крепости. Меняются обстоятельства и личности жертв, но сюжет остаётся неизменным: кто-то обязательно оказывается замурованным в стены башни или прясел. В этих историях – отголоски очень древнего представления о необходимости строительной жертвы. И, возможно, в какое-то время, однозначно дохристианское, такие ритуальные жертвоприношения могли практиковаться. Но к нашей крепости они не имеют отношения: когда она возводилась, такие обряды уже точно не проводились. Однако память о них продолжала жить и могла трансформироваться в появление подобных легенд.

К подобным преданиям о строительных жертвах можно отнести и слухи о том, что при возведении нашей крепости использовались куриные яйца. Их добавляли или в кирпичи, или в известковый раствор – здесь уже мнения расходятся.

Никаких фактических оснований, подтверждающих подобную молву, нет. По крайней мере, ни в одном из в документов, относящихся ко времени строительства нашей крепости, не зафиксирована доставка яиц в таких грандиозных масштабах, соизмеримых с количеством кирпичей, которых, как мы знаем, было изготовлено более миллиона. Да и сам состав этих кирпичей нам неплохо известен…

Фото: © Государственный музей «Смоленская крепость»

Продолжение следует

Продолжить разговор о легендах можно будет и 24 марта – во время уличной экскурсии «Фейки и мифы о Смоленской крепости». Её автор Антон Костин постарается не только воспроизвести основные сюжеты исторических анекдотов и авантюрных приключений, но и разобраться с подоплёкой их появления и бытования. Будет затронуто и современное «мифотворчество», распространённое на просторах интернета.

А мартовская программа творческих встреч в башне Маховой завершится «Днём ремесленника в Смоленской крепости…», где гостей ожидает занимательный разговор о традиционных ремёслах и мастер-класс по изготовлению «солнечного коня из лыка».

Каждый месяц в программу наших традиционных субботних творческих встреч мы стараемся добавлять какую-то новую тему. В марте это была «Весна в крепости: скетч акварелью», когда участникам было предложено изобразить Смоленскую крепостную стену в цветах.

Расписание творческих встреч и экскурсий всегда можно узнать заранее на сайте музея «Смоленская крепость» или в одноимённой группе «ВКонтакте». А можно заказать такую встречу для небольшой семейной или дружеской компании, заранее обсудив её тему с организаторами…

Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU

Фото: © Государственный музей «Смоленская крепость»

Ольга Суркова

В Смоленском драмтеатре поставили спектакль о жизни и подвиге Юрия Гагарина
Смоленский областной центр народного творчества отметил Масленицу с размахом