К нам пожаловал Боккаччо!
5 марта 2010 года в 09:15
А людям, как и во все времена, хотелось просто жить. Тем более молодым, красивым и влюблённым. Отвлекая читателя от занудной схоластики и строжайших норм морали того времени и возвращая его к почти античной вольности нравов, Джованни Боккаччо показывает ему, что даже в самые тяжёлые времена можно везде найти красоту и любовь к жизни.
Режиссёр спектакля – заслуженный артист России, главный режиссёр Московского областного драматического театра имени А.Н. Островского Валентин ВАРЕЦКИЙ. В беседе с ним удалось приоткрыть над постановкой завесу тайны.
- Валентин Сергеевич, расскажите о себе, своём режиссёрском пути. Какие из ваших постановок наиболее дороги вам?
- Я с отличием закончил ГИТИС. Работаю в театре Островского шесть лет, до этого десять лет работал главным режиссёром Московского областного драматического театра в Ногинске, где получил звание заслуженного артиста. Ранее работал в Белгородском академическом театре. Спектакли ставил в Омске, Новосибирске, Тамбове, Москве, а также в Белоруссии, где стал лауреатом международного конкурса "Славянские театральные встречи".
Но наиболее дорог тот спектакль, который ты ещё не поставил. Хочется сказать о том, что ты понимаешь, через пьесу: о мире и, конечно же, о своём месте в нём. Так же и с "Декамероном" - человек сейчас закручен в этом вихре жизни, в котором порой нет места ни любви, ни доброте. А ведь иногда так хочется посмотреть, как любили, как жили тогда, в средневековье, отвлечься от нашей житейской рутины. И мы через режиссуру, через актёров, через декорации и костюмы пытаемся отобразить то время, те нравы.
- Кто из режиссёров театра и кино является вашим любимым?
- Мне приходилось общаться со многими из известных людей. Из всех, с кем я работал, мне наиболее симпатичен Никита Михалков. У него всегда порядок, ум, культура, в нём самом и его творчестве очень много патриотизма, русского, но в то же время он режиссёр мирового уровня. С ним очень приятно работать.
- Имели ли вы сами опыт работы в кино?
- Нет, и логика тут простая: если не можешь что-то делать очень талантливо, то лучше вообще не браться. К сожалению, в нашем современном российском кино очень часто всё делается совершенно наоборот.
- Почему именно произведение Боккаччо? Это ваша личная инициатива или предложение театра?
- Должен сказать, что взялся за "Декамерон" не потому, что кто-то прямо вот не умеет или не берётся за это. Дело в том, что ещё в семидесятые годы я пробовал ставить его, делал кое-какие наброски, пробы. Отдельные новеллы были готовы. Это очень зрелищное произведение, поэтому для воплощения моего замысла я долго подбирал артистов. Здесь, в Смоленске, обнаружил целую группу очень талантливых актёров, которые как нельзя лучше могут отразить всю сильнейшую энергетику произведения. В спектакле заняты и ведущие мастера театра, и молодёжь, я очень доволен ими.
- Это классическая постановка или своя интерпретация? Насколько близок спектакль к оригиналу?
- Это стилизация. Что написал Боккаччо, то зритель и увидит на сцене. Я мог себе позволить переставить слова местами, но никакой "отсебятины", конечно же, нет. Касательно костюмов могу сказать, что театр – не музей. Они будут в достаточной мере отражать эпоху, но без маниакальной точности в воспроизведении каждой мельчайшей детали туалета. Из той эпохи мы берём ощущение времени, рыцарства, поединков, широты отношений, коварных интриг и т.д. Сегодняшняя жизнь по сравнению с той – мелочная и крайне приземлённая. Театр никогда ни с чем не борется, его задача – показать некую "сказку", совместить две совершенно разные эпохи, в одной из которых живём мы, а в другой жили герои пьесы.
- Как будет осуществляться переход от одной новеллы к другой? Например, в известном фильме Паоло Пазолини он был практически незаметен.
- Думаю, идеально, если эти переходы ощущались бы как "заметно-незаметные". То есть мы не скрываем от зрителя, что закончилась одна новелла, при этом – именно нерезко – начинается другая. Зритель помнит ещё, что было в предыдущей, а ему ненавязчиво так, мягко начинают рассказывать другую. В итоге получается единый спектакль, состоящий из разных отрывков, в каждом из которых есть что-то своё, неповторимое.
- Наших читателей обязательно заинтересует вопрос: первое ли это ваше посещение нашего города и первая ли это ваша постановка в Смоленске?
- Да, это первый мой визит в ваш замечательный город, и, знаете, он очень мне понравился. Здесь присутствует некий древний русский дух, не говоря уже о памятниках архитектуры и истории Смоленска. И, повторюсь, работать с коллективом смоленских актёров мне тоже очень нравится.
- Влюбчивый ли вы человек? Ваш идеал женщины?
- Безусловно, влюбчивый. А идеалом женщины для меня всегда была и остаётся моя мать.
- Для большинства смолян по-прежнему, несмотря на активное распространение Интернета, главным окном в мир является телевидение. Самый удачный и самый отвратительный, на ваш взгляд, телевизионный проект за последнее время?
- Самым отвратительным, оскорбляющим лучшие чувства любого нормального человека я считаю реалити-шоу "Дом-2". Зачем он вообще нужен – для меня остаётся загадкой. "Школа" же, как ни удивительно, мне понравилась. Интересна работа оператора, режиссура. Показано поколение, по сути предоставленное само себе. Ребята живут по своим жестоким законам, и это более или менее правдиво отражено в фильме.
Удачными я считаю многие проекты телеканала "Культура", благодаря которым человек действительно может приобщиться к хорошему искусству.
* * *
В создании "забавных историй для взрослых… и не только" также принимают участие художник-постановщик Николай Агафонов (см. эскиз декораций на фото) и балетмейстер Елена Егорова.
В этом ярком музыкальном спектакле заняты заслуженная артистка России Ирина Голованова, заслуженный артист России Сергей Тюмин, артисты Анатолий Бибекин, Ольга Фёдорова, Олег Кудрявцев, Андрей Шанин, Виктория Клевцова-Абакумова, Анастасия Клецова, Полина Силина, Светлана Бастенкова, Юлия Чещевик и Арсен Казарян.
Вы можете разместить эту статью на своей
странице
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
Нашли опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите
Ctrl + Enter
Ctrl + Enter