Смолян приглашают на премьеру спектакля «Игрок»
Культура

Смолян приглашают на премьеру спектакля «Игрок»

26 октября 2020 года в 18:00

В Смоленском государственном академическом драматическом театре имени А.С. Грибоедова готовится очередная премьера. На этот раз смоляне увидят спектакль «Игрок» (16+) из записок молодого человека по мотивам одноименного романа Федора Михайловича Достоевского. Постановку и сценографию премьерного спектакля подготовил заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Виталий Барковский, художник по костюмам – Светлана Архипова, балетмейстер – Елена Егорова, музыкальное оформление – Сергей Хандрык.

Федор Михайлович Достоевский входит в число хрестоматийных авторов, и не секрет, что через знакомство с его произведениями мы приобщаемся к глубочайшему пониманию сущности человека. Театральные постановки по произведениям этого великого писателя, мыслителя, философа и публициста не сходят с провинциальных и столичных подмостков, наш театр не стал исключением.

О предстоящей премьере мы поговорили с главным режиссером Смоленского государственного академического драматического театра имени А.С. Грибоедова заслуженным деятелем искусств Республики Беларусь Виталием Барковским:

- Виталий Михайлович, 6 ноября нас ждет премьера – спектакль «Игрок» по произведению Достоевского.

- По мотивам произведения, именно – по мотивам. Потому что это – роскошная форма, когда ты делаешь по мотивам. Ведь Федор Михайлович спешил, он за 26 дней написал этот роман. Вы помните, у него были сложные отношения с издателем, и он бы потом бесплатно писал для этого издателя много лет, если бы не успел в срок написать этот роман.

- Кто будет играть главную роль в спектакле?

- Главную роль играет Евгений Ракицкий. Я внимательно за ним наблюдал, когда с ним работал. И мне кажется, что это очень одаренный человек. Потому что у него система отношений с пространством бытия, с пространством жизни, с пространством неведомого очень интересная. Не знаю, насколько мы понимаем друг друга, он стоит особняком, может быть, отдельно и от моего взгляда. Но это не значит, что мы не можем договориться. В конце концов, он исполнитель, и он должен понять и принять мой замысел.

- Вы в главном герое увидели Федора Михайловича Достоевского?

- Да я вижу в нем Достоевского. Достоевский в романе называет себя Алексеем Ивановичем, но он себя еще называет несовершенным. У него несовершенны отношения с миром, он не может этот мир принять.

- Кто кроме Евгения Ракицкого задействован в данной постановке?

- В спектакле играет наша народная артистка Людмила Сичкарева, играют заслуженные артисты Игорь Голубев и Сергей Тюмин, играют Александр Кокшаров, Александр Кащаев, Анастасия Кривцова, Константин Юхневич, Сергей Бокарев, Мария Вилюнова. У Ольги Федоровой очень интересная роль Полины. У Достоевского была такая любовь с Аполлинарией Сусловой, потом вот пришла Анна Григорьевна, которая была у него стенографисткой. Масса разных оттенков в этой любви.

Вообще терпеть талантливого человека тяжело, очень тяжело. Я наблюдал такие вещи. С талантливым человеком хорошо вечером посидеть, но уже на третий вечер он начинает раздражать. Просто у него свой мир, он все ставит под сомнение.

- Виталий Михайлович, почему Вы выбрали именно это произведение Федора Михайловича?

- Потому что именно «Игрок» актуален, нужен сегодня. Потому что мы можем заиграться до такой степени, что забудем о том, что мы вообще принадлежим к цивилизации, у которой было будущее. Самая тонкая материя – это именно игра, когда применяются все более изощренные методы влияния на психологию человека. Мы сейчас достигли такого уровня игры, что посвящаем себя только потреблению, удовольствию. Человек стал и более свободным в проявлении своих отношений к природе.

- По-вашему, игра это поиск удовольствия?

- Игра это еще одна возможность защитить себя от случайностей, от разных отрицательных явлений, а взамен приобрести, найти новую программу. Есть одна формула это испытание назначено нам для того, чтобы каким-то образом все-таки изменить эту потребительскую сущность человека.

- Цель спектакля и в том, чтобы люди задумались об игре и реальности?

- Я хочу показать, как можно заиграться. Просто заиграться до такой степени, что вся твоя сигнальная система будет отключаться, а человек не будет замечать. И будут потеряны связи с разумным диалогом этого пространства под названием жизнь. Она станет имитацией жизни, не будет глубины, массы, объема. И пустота займет место ее.

Механизм игры запущен, и человеку хочется выиграть обязательно. В игре нарушается вся система. Начинает включаться ожидание случая. Он ждет этот случай, должно же выпасть. А сердце – бах, бах, бах. И все. Это я говорю конкретно о рулетке, но способов игры столько…

Вообще диалог напрямую с жизнью – это диалог для избранных.

- Достоевский был игрок и был избранным?

- Все играют, но он отчаянно играл. Он хотел, конечно, выиграть. Мои папа и мама всю жизнь мечтали выкопать горшок с золотом, но так они и не дождались этого подарка судьбы. Да, Достоевский зависимый был человек, конечно, и избранный. Есть такие особые, да такие люди, поцелованные Богом, которых выбрал Господь. Я не знаю, взял за плечи или прижал к сердцу своему. Особенность Достоевского, его индивидуальность это пристальное внимание, вглядывание в природу человеческую.

16+

Фотографии Алексея Курцева

Афиша предоставлена Смоленским государственным академическим

драматическим театром имени А.С. Грибоедова

Ольга Курцева

«Зрителю нужно посмотреть, сравнить и полюбить свой театр еще больше»
Исторические и современные межкультурные связи