Особый взгляд на искусство и краеведение
Культура

Особый взгляд на искусство и краеведение

22 августа 2021 года в 13:24

В КВЦ имени Тенишевых открылась выставка современного искусства «Край съест центр». Её название – строчка из песни смоленско-рижской группы девяностых «ЗГА». И в экспозиции тоже основное внимание уделено именно девяностым, хотя в целом речь идёт о неформальном творчестве смолян в восьмидесятых – нулевых годах…

Выставка «Край съест центр» – часть проекта «Смоленский архив: другое краеведение». Её организаторы – региональное отделение «Творческого союза художников России».

– Эта выставка – итог нашей работы над проектом «Смоленский архив: другое краеведение», – говорит руководитель проекта Анна ЗИМИНА. – Точнее – первый итог, поскольку окончательно проект завершать пока рано. Потому что количество материала, который ещё можно найти, огромно. Мы воодушевлены историей современного искусства и обязательно продолжим работу над его популяризацией.

Экспозиция состоит из двух разделов. В первом показана частичная реконструкция знаковых для смоленского контекста выставок перестроечной эпохи. Во втором, получившем название «Частные случаи», – творчество отдельных авторов, которым удалось оставить свой след в искусстве: Влада Макарова, Людмилы Пономарёвой, Владимира Маркова, Эдуарда Кулёмина, Юрия Мельникова, Олега Тищенкова.

– Нам было важно показать, что современное искусство может существовать и в таком небольшом городе, как Смоленск, – поясняет куратор проекта Яна ДВОЕНКО. – Причём в самых разных формах. Это и групповые самоорганизации, объединения, выставки, и частные случаи – художники с ярко выраженным собственным стилем. Есть даже вариант некоего творческого наследия: клуб авангардистов «КЭПНОС» и продолжатели их традиций – журнал «Слова». Надеюсь, что в конечном счёте в обществе будут больше внимания обращать на те процессы, которые существуют по краям жизни, нежели навязывать одну центральную позицию. Выставка как раз об этом.

Даже при беглом взгляде на экспозицию привлекает внимание обилие информации. В ней – то, что позволит если не понять, то хотя бы обозначить некие вехи современного искусства даже самым не посвящённым в его тонкости зрителям. А может, и почувствовать атмосферу тех ярких событий, какими, безусловно, были фестиваль современного искусства «Арт-бдения», коллективная выставка «Взаимодействия после взаимодействия» или последняя выставка «Группы неизвестных художников» «Оттеперь».

– То, что сделали организаторы этой выставки, – просто уникально, – считает музыкант Вадим ПЕТРЕНКО, участник уже упомянутой группы «ЗГА». – Им удалось воссоздать, оживить и задокументировать события, о которых уже мало кто помнит. Смоленск – небольшой город, но здесь обитают какие-то совершенно невероятные люди, которые творят и выращивают смыслы: изобразительные, музыкальные, театральные. И то, что ребятам удалось по сусекам наскрести и обозначить, – просто чудесная подвижническая история. Мы ведь в то время даже не задумывались, какие это может иметь последствия, насколько это важно и актуально, – просто делали, и всё. И, как правило, без возможности зафиксировать на фото или видео. А теперь можно ко всему прикоснуться, вспомнить и проанализировать. Это как некие рукописи, которые теперь не сгорят.

– Всё сделано на хорошем современном уровне и очень здорово подано, – дополняет художник Влад МАКАРОВ, чьё творчество вошло в раздел «Частные случаи». – Хотя самих артефактов всё-таки не хватает. У меня многое с тех времён не сохранилось. Да и атмосферу событий передать для тех, кто в них не участвовал, очень трудно. Ведь главной нашей целью было проявить себя, показать своё творчество. Сейчас это можно назвать «духом времени», а тогда был просто порыв добраться до какой-то художественной истины.

На выставке есть свой читальный зал, где, сидя в кресле, можно полистать номера журнала «Слова». И есть фотозона в виде реконструкции перформанса «Русское чудо», который был устроен в 1996 году у Оленя на Блонье. Организаторы призывают всех активно фотографироваться, выкладывать снимки в Сети и становиться частью истории современного искусства, которая продолжается…

Авторитетное мнение

Арсений ШТЕЙНЕР, арт-критик, вице-президент «Творческого союза художников России»:

– Пока ехал сюда из Москвы, вспоминал недавний сериал про вампиров в Смоленске. Его описание в сетях звучало примерно так: «Смоленск – ничем не примечательный город в Центральной России». Это означает только то, что ребята наняли писать текст школьников, которые ни разу в жизни не выезжали из своего дальнего Подмосковья. Ведь если и можно о каком-то русском городе сказать «ничем не примечательный», то уж точно не о Смоленске.

Смоленское региональное отделение «Творческого союза художников России» – одно из самых молодых, но бойких. Меньше чем через два года после своей организации они сумели не только собрать замечательную выставку, но и получить под реализацию этого проекта президентский грант.

На мой взгляд, тут ценны даже не сами экспонаты, материалы. Ценна атмосфера и общая обстановка, которую организаторам удалось восстановить с помощью документации и экспозиционного решения, – тех прекрасных лет, когда перестройка только закончилась, а Эдуард Кулёмин был молодым и бойким.

Фото: КВЦ имени Тенишевых

Ольга Суркова

В рамках нацпроекта «Культура» на Смоленщине появятся автоклубы
Анна Зимина: «Это творчество честное»