Проповедник, книжник, аскет

Фото: © visitsmolensk.ru

Новости

Проповедник, книжник, аскет

11 сентября 2022 года в 07:40

Бывают уникальные календарные совпадения, которые иначе, как Божиим промыслом, и не объяснишь. Судите сами: 1 сентября мы отмечаем День знаний, а 3 сентября Русская Православная Церковь чтит память Авраамия Смоленского – одного из первых в нашем Отечестве книжников и философов, истинного просветителя и мудреца.

Учёный и монах-аскет

Авраамий родился в 1172 году в состоятельной семье, в которой до него было 12 дочерей. Родители молили Бога о наследнике, и их мольбы были услышаны.

С детства Авраамий был особенным ребёнком: он больше любил молитву, чем весёлые игры со сверстниками. Его духовность была замечена родителями, и они отправили юного отрока обучаться святым книгам в один из монастырей. Здесь проявились его способности к учёбе и редкая одарённость.

Когда родители умерли, Авраамий поступил так, как поступали святые, жизнеописания которых он любил читать: раздарил наследство, завещанное ему, храмам и монастырям, вдовам и сиротам, всем, кто нуждался. Выросший в богатстве, он снял с себя дорогую одежду, надел лохмотья и бродил по городу, как юродивый. Он просил Господа дать ему возможность служить добродетели и благочестию и вскорости стал иноком в обители Успения Богородицы в Селище, недалеко от Смоленска. Сегодня это деревня Богородицкое.

Своё послушание – усердные молитвы и строгие посты, чтение Священного Писания, жизнеописаний святых мужей и святоотеческих творений – молодой инок нёс с кротостью и терпеливостью. Изучая эту литературу, преподобный Авраамий брал назидательные уроки для себя и тех, кто просил у него назиданий. С усердием занимался он переписыванием и собирательством книг. Благодаря князю Роману Ростиславичу, который любил просвещение, в городе было открыто училище, где обучали латинским и греческим книгам. У князя была большая библиотека, к которой преподобный имел свободный доступ.

Около тридцати лет прожил преподобный в монастыре. Избранный духовником обители, он неукоснительно ежедневно совершал литургию и проповедовал. Преподобный обладал даром красноречия, он стал таким искусным проповедником, что послушать проповеди приходили к нему и духовные, и миряне, чувствуя, что в его словах была сила, исцелявшая душевные раны.

Но завистники устроили заговор против Авраамия. Они настроили против него игумена, который запретил ему читать проповеди. Однако люди продолжали идти к Авраамию не только за проповедями, их привлекала подвижническая жизнь святого. Всё, что жертвовали ему прихожане, он раздавал сиротам. Заботился подвижник и об устроении и украшении церкви. Но завистники Авраамия не успокаивались. Они запустили против Авраамия клевету, будто тот проповедует ересь, а талант проповедника причислили к колдовским ухищрениям. Смоленские священники не могли тогда понять подвиг Авраамия. Аскет, измождавший себя постами и ночными бдениями, был необычным примером подвижника.

Слухи смутили горожан и епископа Игнатия. Священники потребовали судить Авраамия. На суде преподобный отвёл от себя все ложные наветы. Но ему запретили служение и отправили в прежний монастырь в Селище.

Но к чести епископа надо сказать, что он признал свою неправоту и смиренно просил у Авраамия прощения. Вскоре епископом Игнатием был основан монастырь при церкви Ризоположения в Смоленске, который он содержал на собственные средства. Обитель была небогатой, и никто не желал становиться в ней игуменом. Тогда Игнатий вспомнил о подвижнике Авраамии и решил, что лучшего настоятеля ему не найти. Он наградил святого званием архимандрита, поручив ему заботы об обители. Теперь люди не боялись и шли отовсюду к святому человеку. Прежние обидчики искали примирения с преподобным и просили у него прощения. Он простил своих клеветников, потому что знал, что на всё воля Господа.

Подвижник благочестия

Преподобный Авраамий заслужил у смолян славу подвижника благочестия: был очень суров к себе и неуклонно соблюдал все посты, был сух и бледен.

Его ученик так писал о внешнем виде преподобного:

«Лицо же блаженного и тело были сильно изнурены, так что его кости и суставы можно было сосчитать как мощи, и лицо его было бледно из-за великого труда, и воздержания, и бодрствования…»

Подвижник брал пример со святителя Василия Великого и в священном облачении был очень на него похож.

Авраамий проводил все дни в проповедях, беседовал со всеми прихожанами без различия их сана и материального состояния. Божественную службу он совершал с особенным благоговением и следил, чтобы в это время никто не разговаривал, поскольку считал это святотатством.

Скончался старец приблизительно около 1219–1224 года, проведя в монашестве 50 лет.

Современники называли архимандрита Авраамия «Лестницей высокого благочестия духовного». Ученик Авраамия, преподобный Ефрем, после его кончины создал «Житие Авраамия Смоленского», которое стало первым произведением, отличным от «княжеских житий», где главный герой не князь и не воин, а выдающийся духовный деятель из «рядовых» русских монахов.

Уже в XIII веке преподобному Авраамию были составлены первые богослужебные тексты, что говорит о традиции местного почитания, а общерусское почитание Авраамия Смоленского было установлено в 1549 году.

«Образ огромной силы»

«Преподобный Авраамий Смоленский стоит особняком не только в ряду домонгольских, но и вообще в сонме всех русских святых. Подобный темперамент редко встречается среди избранных Русской Церкви – его беспокойная, подвижная, пророческая фигура напоминает Савонаролу. Но содержание его учения – плод личного религиозного призвания, нечто в высшей степени русское», – писал об Авраамии в своей книге «Русская религиозность» историк отечественной духовной мысли Георгий Петрович Федотов.

Он отмечал, что Авраамий – это «образ огромной силы, полный оригинальных черт» и подчёркивал:

«Смоленск середины и второй половины XII века, в эпоху правления князя Романа Ростиславича (1161–1180), при жизни преподобного Авраамия, справедливо считается одним из наиболее цветущих центров русской культуры... Интересы Авраамия тесно связаны с жизнью: покаяние, спасение и эсхатология как мост между богословским знанием (а не толкованием) и практической жизнью, ориентированной на смерть. Направление интересов Авраамия является истинно русским. На этом пути он предуказывает одно из основных призваний Руси. Незадачливая в богословии, Древняя Русь из всех богословских тем облюбовала себе одну: эсхатологическую, – хотя развивала её больше в произведениях народной, чем книжной литературы».

День памяти преподобного Авраамия Смоленского Церковь отмечает 3 сентября. В этот день в 2014 году у стен Свято-Преображенского Авраамиева монастыря был установлен памятник преподобному Авраамию Смоленскому работы скульптора Валерия Гращенкова.

Объединяя знание и веру

С 2016 года в Смоленском государственном университете в сентябре ежегодно проводилась международная научная конференция «Авраамиевская седмица», посвящённая изучению древнерусской литературы. Её организаторами выступали кафедра литературы и журналистики СмолГУ, Смоленская епархия и Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук. А точнее – специалисты отдела древнерусской литературы Пушкинского Дома РАН. Того самого, с которым долгие годы была неразрывно связана жизнь и научная деятельность известного филолога и культуролога, искусствоведа, доктора филологических наук, автора фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы и русской культуры, и неутомимого пропагандиста нравственности и духовности академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва.

Увы, но пандемия и финансовые сложности оборвали нить этой замечательной традиции. «Авраамиевские седмицы» ушли в прошлое. Хотя и по сей день интерес к этому форуму исследователей древней русской литературы проявляют филологи и богословы из многих городов России и из-за рубежа.

«Цель «Авраамиевских седмиц» была объединить науку, просвещение, религию, знание и веру, чему и способствуют личность и деяния святого преподобного Авраамия Смоленского – выдающегося проповедника, книжника, просветителя. Это был масштабный, комплексный проект, сплачивающий учёных разных специальностей (историков, литературоведов, богословов, краеведов), педагогов, учащихся школ и студентов вокруг общенационального идеала, носителями которого являются выдающиеся представители российской и мировой культуры, литературы, истории, Христианской Церкви. В центре проблематики чтений – культура и письменность домонгольской Руси и её трансформации в позднейшей культуре; проблема взаимодействия христианства и литературы, истории, музейного дела, – говорит доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой литературы и журналистики Смоленского государственного университета Ирина Викторовна РОМАНОВА. – Идея организовать масштабную просветительскую конференцию, в которой могли бы участвовать литературоведы, историки, богословы, культурологи, краеведы, православные педагоги, возникла в 2016 году как пилотный проект Авраамиевских чтений. Её поддержали лучшие специалисты нашей страны в области древнерусской истории и литературы: Андрей Михайлович Ранчин, Александр Александрович Шайкин, Фёдор Никитич Двинятин, а также многие учёные не только из России, но и из-за рубежей нашего Отечества.

Личность подвижника благочестия преподобного Авраамия объединила вокруг себя множество людей, крупнейших и авторитетнейших учёных из Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Калуги, Архангельска, Калининграда, Орла, Волгограда, Екатеринбурга, Новосибирска, Томска, Смоленска, из Белоруссии, Польши и Японии...

К сожалению, по независящим от организаторов «Авраамиевской седмицы» обстоятельствам, она вот уже два года не проходит. Но убеждена: в том или ином виде, не требующем больших финансовых затрат, возможно в форме лектория, эта традиция должна быть возобновлена. Уверена, что в этом нас поддержат и коллеги из отдела древнерусской литературы Пушкинского Дома Российской Академии наук».

Поборник Небесной Правды

Святой, живший в далёком от нас XII веке, ратовал за просвещённость и мирян, и священства, был и монахом-аскетом, и учёным. Это постоянно подчёркивает и игумен ХРИСАНФ (Шадронов), бывший настоятель Спасо-Преображенского Авраамиева мужского монастыря в Смоленске, один из самых известных исследователей Жития преподобного Авраамия. Он ежегодно участвовал в «Авраамиевской седмице», недавно защитил магистерскую диссертацию о святом Авраамии. А в готовящемся сейчас к печати очередном томе Учёных записок Смоленского государственного университета скоро выйдет большой обобщающий труд игумена Хрисанфа об Авраамии Смоленском.

По мнению игумена Хрисанфа, преподобный Авраамий – это уникальная личность: «Авраамий – поборник Небесной Правды, а не земного благополучия. Если мы почитаем святого, то также должны выше всего ставить спасение души. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё (то есть земное) приложится вам» (Мф 6:33).

Фото: visitsmolensk.ru

Игорь Красновский

10 сентября. События дня
Российские десантники уничтожили подразделения пехоты ВСУ