Владислав Ковалев: борьба на «Больших вызовах» за поездку в Сочи будет жаркой
Новости

Владислав Ковалев: борьба на «Больших вызовах» за поездку в Сочи будет жаркой

19 ноября 2021 года в 13:01

Уже несколько лет в Смоленске при поддержке губернатора Алексея Островского реализуется образовательный проект по обучению школьников программированию. «Яндекс.Лицей» в первое время своего существования в областном центре работал на базе Смоленской академии профобразования, а в прошлом году сменил площадку. Теперь обучение школьников самым современным технологиям ведется на базе «IT-куба» – Центра цифрового образования детей, открывшегося в рамках реализации национального проекта «Образование» на площадке Смоленской областной технологической академии. Об особенностях обучения юных программистов рассказал педагог-наставник «IT-куба», ведущий преподаватель «Лицея академии Яндекса» Владислав Ковалев.

Мощный образовательный проект

– Владислав, здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, когда в Смоленске появился «Лицей академии Яндекса»?

– «Яндекс.Лицей» – это инициатива нескольких методистов из образовательного направления «Яндекса». Идея состояла в том, чтобы начать обучение серьезному программированию со школьной скамьи. Сам проект «Яндекс.Лицей» запустился в 2016 году в четырех городах России. В 2017-м лицей открылся в Смоленске. На данный момент образовательный проект реализуется на 385 площадках в 168 городах России и Казахстана. Организаторы предоставляют методическую поддержку, все необходимые материалы и систему для обучения.

Проект появился не так давно, но уже стал очень популярным среди школьников, помимо самого большого плюса – качественного образования – при поступлении в некоторые вузы страны даются дополнительные баллы за окончание «Яндекс.Лицея». В первые годы «Лицей функционировал» на базе Смоленской академии профессионального образования. С 2020 года располагается на площадке «IT-куба».

В 2021 году проект стал носить название «Лицей академии Яндекса», что очень престижно. Скорее всего, в ближайшем будущем появятся какие-то льготы при поступлении в «Академию Яндекса» и в Школу анализа данных для учеников лицея.

– Я так понимаю, не каждый может стать преподавателем в лицее… Каков ваш педагогический путь?

– За время учебы в Смоленском государственном университете мною лично и в составе команды было написано несколько мобильных приложений. Наши проекты выигрывали хакатоны и гранты. Но я видел себя в будущем именно в качестве преподавателя, так как параллельно много занимался репетиторством со школьниками и студентами, и мне это приносило колоссальное удовольствие. По окончании обучения заведующий кафедры информатики Евгений Петрович Емельченков предложил мне пройти конкурс на работу в «Яндекс.Лицее». Обязательными требованиями к участникам конкурса были высшее образование, опыт преподавания в школе. У кандидатов на работу проверяли педагогические способности, тестировали знание языка программирования Python. По окончании конкурса одним из двух преподавателей «Яндекс.Лицея» в Смоленске стал я.

– Как обычный школьник может стать учеником лицея?

– Для того чтобы попасть в лицей, ученику нужно пройти двухэтапный отбор. С 30 августа по 10 сентября на сайте «Яндекс.Лицея» открывается форма, где каждый желающий ученик 8-9 класса может пройти онлайн-тестирование. Это вопросы по вербальной математике. Для ответа на них не требуется каких-то конкретных знаний в программировании.

Проверяется умение решать логические задачки. После 10 сентября форма закрывается, устанавливается порог прохождения тестирования и формируется список участников второго этапа – собеседования. В Смоленске до второго этапа доходит, как правило, около 50 человек, из которых 24 становятся учениками «Яндекс.Лицея».

Собеседование занимает обычно 20 минут. На нем мы, преподаватели, знакомимся с ребятами и задаем им ряд заранее заготовленных вопросов. Затем анализируем ответы и настроение обучающегося и на основе этого анализа выстраивается рейтинг. Система отбора продумана так, чтобы максимально исключить субъективную оценку преподавателя. Например, нам запрещено проводить собеседование у ребят, которых мы знаем лично. То есть, если абитуриентом является ребенок, у которого я ранее преподавал на какой-нибудь образовательной платформе, то с ним разговаривает другой преподаватель. Мы стараемся смотреть, насколько самостоятельно ребята выполняли свой первый тест, и стараемся оценить мотивацию ученика: насколько поступление в лицей – это его собственное желание, а не желание его родителей.

Работать над проектом – это как растить ребенка

– Бывает ли так, что в ходе обучения ученик показывает себя лучше или хуже, чем на этапе отбора?

– Чаще всего, как на собеседовании школьник себя показывает, так он и учится потом. Однако второй год обучения в Лицее очень отличается от первого. Если первый год – это обучение основам программирования, где дети решают в основном стандартные задачи, где есть условия и ребятам нужно написать решение, то на втором году обучения мы разрабатываем конкретные проекты. И этот этап для многих оказывается гораздо интереснее.

Будете смеяться, но работать над проектом – это как растить ребенка. Вот он еще ползает и ничего не умеет. Потом вы посидели две ночи, пописали код, и вот проект уже умеет ходить. И чем больше вы над ним работаете, тем лучше будет результат.

И в связи с тем, что первый и второй этап обучения в лицее очень различаются, я наблюдал великолепную трансформацию одного из своих учеников. Это Женя Чернов. Он изначально показывал довольно посредственные способности в программировании и с большим трудом прошел порог в 45 баллов, чтобы попасть на второй год обучения в лицее. Однако на втором году Женя вдруг начинает учиться, решает буквально все задачи подряд и сдает все проекты. Мы были в шоке. Мальчику настолько понравилась проектная деятельность, что он закончил обучение лучше всех в группе. В 11-м классе Женя продолжил свое обучение в «IT-Кубе» и идею, над которой он работал в «Яндекс.Лицее» – игру по вселенной «Ведьмака» – он реализовал уже на языке Java для операционной системы Android. Сейчас Женя Чернов учится в Санкт-Петербурге в электротехническом университете и очень доволен.

Лучшие из лучших

– Есть ли выпускники «Яндекс.Лицея», результатами которых вы особенно гордитесь?

– Нельзя сказать, что какой-то набор был лучше остальных. Не могу вспомнить ни одного плохого набора! Был многострадальный, а плохого не было. Но хочется все-таки отметить самых первых выпускников. В 2019 году лицей закончили без преувеличения три звезды! Это был единственный раз, когда в Смоленске целых три человека попали в топ-80 лучших учеников «Яндекс.Лицея». Это Георгий Шукалов, Иван Пушкарев и Егор Горбачев.

Ребят пригласили на выпускной в Москву. Мероприятие проводилось на базе офиса «Яндекса» и длилось три дня. Первый день был экскурсионный, где выпускники встретились с представителями «Яндекса», в том числе с разработчиками системы «Яндекс.Лицея», и задавали вопросы. Весь второй день был посвящен хакатону. Наша команда заняла третье место в этом соревновании. На третий день выпускники представляли свои проекты. Проект Гоши Шукалова вошел в топ-10 лучших проектов «Яндекс.Лицея». Это был проект CodeHunter – аналог сайта CodeForces, где проводятся различные соревнования по олимпиадному программированию. Проект Гоша написал полностью сам, и это огромная работа.

– Какова судьба этих ребят после окончания «Яндекс.Лицея»?

– Егор Горбачев по семейным причинам остался в Смоленске, сейчас занимается веб-разработкой в одной из смоленских фирм и уже имеет приличный доход, пользуясь знаниями, полученными в «Яндекс.Лицее».

Ваня Пушкарев учится в Германии и работает джуниор-разработчиком. Надо сказать, что еще во время учебы в лицее он на фрилансе находил коммерческие проекты и зарабатывал деньги. Кстати, Ваня набрал 100 баллов на ЕГЭ по информатике.

Гоша Шукалов в 11 классе стал победителем Всесибирской олимпиады по информатике и сейчас учится в Высшей школе экономики. Это был его осознанный выбор там учиться. По баллам он мог выбрать вообще любой вуз. Этим летом ему предлагали стажировку в «Яндексе».

Важно отметить: все трое познакомились с программированием именно в «Яндекс.Лицее». То есть до прихода к нам они программировать не умели вообще.

Спортивное и промышленное программирование

– Участвуют ли ваши ученики в олимпиадах?

– Тут важно понимать один момент. Все программирование делится на два типа – спортивное программирование (оно же олимпиадное) и промышленное программирование.

Это два принципиально разных направления, которые практически не совместимы. Сначала нужно научиться программировать в принципе. Когда базовые умения сформированы, школьник стоит перед развилкой. Если он хочет узнать про быстрые алгоритмы и структуры данных, научиться реализовывать, хочет оптимизировать свой код, то это спортивное программирование. В спортивное программирование приходят люди, которые любят решать задачки и делают это хорошо.

Промышленное программирование, которому мы обучаем в «Яндекс.Лицее», – это не про скорость. Ученики знакомятся с новыми языками программирования, с технологиями и паттернами, узнают, как создать проект и сделать так, чтобы он хорошо выглядел, долго работал, не «падал» и не ломался. Никому не понравится, если приложение при нажатии на одну кнопку вылетает, на другую – замирает и так далее. Всем приятно, когда программа работает идеально в любой ситуации.

Это далеко от олимпиад, поэтому наши лицеисты, как правило, в олимпиадах не участвуют.

– А проекты учеников принимают участие в конкурсах?

– Мы работаем в этом направлении. В прошлом году три ученика «Яндекс.Лицея» заняли призовые места на региональном этапе конкурса «Большие вызовы» от образовательного центра «Сириус». Дима Филимонов и Семен Фомченков прошли дополнительно онлайн-тестирование и выиграли поездку на смену в «Сириус» в Сочи.

Несмотря на хорошие результаты, все-таки в прошлом году мы не были на должном уровне готовы к «Большим вызовам», так как мы узнали о них в последний момент. Сейчас значительная часть проектов, над которыми мы работаем, направлены на этот конкурс и на победу в нем. Думаю, борьба в этот раз на «Больших вызовах» будет жаркой.

– Можете привести примеры наиболее интересных проектов, над которыми сейчас работают ваши ученики?

– Как раз недавно мы провели открытую защиту проектов для учеников и преподавателей «IT-куба». Параллельно велась трансляция на нашем YouTube-канале. Это был первый опыт публичного выступления, где ребята смогли показать, на что способны. И, на мой взгляд, это была лучшая защита за все годы существования лицея в Смоленске. Все проекты были сильными. Например, работа Евы Мирзаевой «Миксер мемов» явно будет популярна среди современных блогеров. И, честно говоря, давненько я не видел настолько хороших выступлений!

Также нужно отметить проект Альберта Николаева и Даниила Зайцева с использованием нейросети. Идея в том, чтобы развить нейросеть до такого уровня, чтобы она могла проводить собеседование при устройстве на работу. Люди могут некоторые факторы или вообще не учитывать, или учитывать неправильно. Нейросеть же сможет составлять наиболее объективные прогнозы по поводу качества работы собеседника, возможно, выявит связь между возрастом, образом жизни, семейным положением и этим самым качеством.

Кирилл Морозов и Игорь Петров создали приложение, которое находит статью по определенной тематике, прогоняет ее через алгоритм «уникализации» текста. В итоге получается продукт, который имеет такой же смысл, что и авторская статья, но при этом не защищен авторским правом. Это в будущем упростит работу многим сотрудникам СМИ.

Одной из самых серьезных работ был проект Алёны Новиковой «Зеленый дом». Ее приложение представляет сборник информации о состоянии окружающей среды в нашей стране на данный момент и о том, кто несет за это ответственность.

Я увидел, что зрителям действительно интересно было наблюдать за тем, что сделали ребята. А юные программисты, в свою очередь, очень качественно подготовились.

Я считаю, что теперь нужно взять в привычку проведение защит именно таким образом. Потому что, во-первых, тогда не будут срываться дедлайны, а во-вторых, у ребят выработается навык публичной защиты проектов.

Если они в будущем станут профессиональными программистами, им в любом случае нужно будет выступать перед аудиторией на соревнованиях, защищать свои диссертации в университете. Умение выступать – это очень важно.

К процессу обучения нужно относиться адекватно!

– Как вы думаете, всех ли детей надо знакомить с основами программирования?

– Спросите у сапожника, всем ли нужны сапоги, и он ответит, что всем! Лично я считаю, что всех детей нужно знакомить с программированием, но при этом относиться к процессу крайне адекватно. Например, если вы ведете ребенка на танцы и видите, что он, мягко скажем, не танцор, вы же не будете его мучить! То же самое с программированием.

Конечно, программирование является самым распространённым, самым высокооплачиваемым и самым востребованным направлением в нашем мире. И чем дальше мы идем, тем больше это востребовано. Технологии постепенно заменяют людей. Водители такси, операторы колл-центров… Их время почти прошло. Вовсю тестируются такси с автопилотом. У банков уже давно есть боты, которые трудно отличить при разговоре от человека.

Но, разумеется, если вы видите, что ребенку не нравится, – не надо! Возможно, ему еще рано, попробуйте позже.

– А с какого возраста, на ваш взгляд, можно приводить ребенка на подобные занятия?

– Тут опять же каждый выбирает для себя. В 5-6 лет уже можно вести ребенка на робототехнику. Это очень популярное направление. Дети на визуальном языке программирования учатся делать вертолетики и машинки, у них формируется логическое мышление, формализация задач. Сами не понимая этого, ученики уже программируют, постигают серьезные вещи через игру.

Далее можно начать заниматься языком Scratch. Один из моих учеников – Женя Петров – наScratch делал невероятные проекты, в том числе аналог игры GTA. И в прошлом году он выиграл первое место по Scratch от сети центров «IT-куб».

Пожалуй, не стоит слишком рано вести детей на серьезную разработку, заставлять их изучать языки программирования. Лучше это начать делать с седьмого класса. Но, конечно, всегда есть исключения. Еще раз, порядок такой: сначала учимся робототехнике, потом Scratch, потом начинаем изучать языки программирования по своему вкусу. В «IT-кубе» есть курсы по мобильной разработке, веб-разработке, разработке игр, курсы по системному администрированию и многое другое. Я со всей командой преподавателей буду очень рад видеть творческих ребят у себя на занятиях.

Фото: из архива Владислава КОВАЛЕВА

Мария ЛЕДОВСКАЯ

Смоленская журналистка Инара Багирова стала победителем всероссийского конкурса
Смоленских медработников и педагогов наградят за вклад в борьбу с COVID-19