Нам предстоит учёба по цифре
Образование

Нам предстоит учёба по цифре

25 февраля 2021 года в 16:00

Аргумент «мы и без компьютеров учились хорошо» уже не работает. Это понимают даже отъявленные скептики. В период самоизоляции, когда школьники и студенты ушли на дистанционное обучение ради сохранения здоровья в условиях пандемии, оказалось необходимым каждому иметь доступ к устойчивому высокоскоростному интернету, уметь учить и учиться с применением интернет-технологий по обе стороны монитора.

В настоящее время в стране идёт реализация федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование». О том, как это происходит на территории Сафоновского района, – в интервью с председателем комитета по образованию Ольгой Киселёвой.

– Ольга Геннадиевна, «Цифровая образовательная среда» – это тот самый «дистант», который школы в авральном порядке пытались освоить в прошлом учебном году, когда учащиеся не вернулись за парты с больших весенних каникул?

– Такое мнение распространённое, но ошибочное: дистанционные технологии вводились как вынужденная и временная противоэпидемиологическая мера. Цифровая образовательная среда (ЦОС) в результате реализации нацпроекта станет платформой для применения современных технологий в процессе обучения. Для этого нужно, чтобы все школы, где бы они ни находились – в городе или в сельской местности, были подключены к устойчивому высокоскоростному интернету, оснащены интерактивными досками, имели качественные видеоматериалы и многое другое. ЦОС создаётся не вместо учителя, а для него. Дистанционные технологии станут одним из элементов процесса обучения, а не основным его механизмом.

– Тем не менее освоение «дистанта» в период пандемии не прошло бесследно?

– И учителя, и ученики получили уникальный опыт – как с плюсами, так и с минусами. Дети и их родители поняли, насколько важно уметь работать самостоятельно; преподаватели на практике убедились, что цифровые технологии – это эффективный инструмент обучения и их нужно знать. Школам были даны рекомендации по выбору цифровых образовательных платформ, но осваивали они их самостоятельно. От перегрузки некоторые сервисы попросту зависали и этим создавали большие проблемы для всех участников дистанционного общения. ЦОС предусматривает создание общей федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды, которой смогут пользоваться учебные заведения общего, дополнительного и среднего профессионального образования. Нацпроектом определено, что к 2024 году этот процесс будет полностью завершён.

– В Сафоновском районе есть «белые» места, где до сих пор интернет не ловит?

– Без устойчивого интернета ЦОС создать невозможно, это является задачей государственного масштаба. Её решают и другие ведомства, отвечающие за то, чтобы все жители страны, в том числе и Сафоновского района, имели равные возможности пользования интернет-ресурсами. В настоящее время есть жалобы на то, что часто зависают сайты и электронные дневники, например, в Васильевской школе. В рамках реализации нацпроекта подключены к высокоскоростному интернету Алфёровская школа и её филиал в Зимницах.

– На каком этапе создания цифровой образовательной среды находятся учебные заведения Сафоновского района?

– Официальные сайты учреждений образования, школьные группы и сообщества в социальных сетях, электронные дневники, чаты родителей и учителей в мобильных сетях и так далее обеспечивают информационную открытость и обратную связь. Это то, что потребовала в своё время жизнь и на что нацеливает нацпроект сейчас. Одновременно цифровая революция не может пройти во всех учебных заведениях. На данном этапе участниками проекта стали начальная школа – детский сад, школа № 2, Издешковская, Дуровская, Казулинская, Барановская сельские школы. В настоящее время идёт их оснащение оборудованием. В школы уже поступили по две интерактивные доски, ожидаются 32 ноутбука.

– В период самоизоляции оказалось, что с цифровыми технологиями не могут работать не только дети, но и учителя. И не факт, что в интернете детям было сложнее освоиться, чем им...

– Это так. Поэтому одна из задач нацпроекта – подготовка профессиональных кадров для работы в цифровой образовательной среде. Учителя поняли, что им нужно осваивать новые технологии. Нацпроект предоставил им возможность пройти дополнительную профессиональную подготовку по программам «Цифровые технологии для трансформации школы» и «Модель управления развитием школы в контексте цифровой трансформации». Летом прошлого года этим воспользовались одиннадцать руководителей образовательных учреждений Сафоновского района.

– Ольга Геннадиевна, в чём вы видите главные преимущества единой цифровой образовательной среды?

– Цифровая образовательная среда даёт огромные возможности каждому ученику для самосовершенствования. Каждый обучающийся научится выстраивать свой индивидуальный маршрут получения знаний. Но по-прежнему очень многое будет зависеть от участия в этом процессе учителя. Ведь конечный результат учёбы по цифре – качественные, соответствующие запросам времени и общества знания выпускников школ. Как руководитель я сразу выделила временное решение кадровой проблемы путём использования в процессе обучения видеоуроков онлайн, если учитель заболел и его некем заменить или если преподавателя-предметника вообще в школе нет. Как учитель я – за ЦОС! Это новые возможности для развития школы на современной основе.

По материалам портала «Уездные вести»

Татьяна ПРИХОДЬКО, газета «Сафоновская правда»

Фото: Татьяна ПРИХОДЬКО


Более 8 тысяч смоленских девятиклассников пройдут проверку для допуска к ГИА
В «Уроке цифры» приняли участие около 35 тысяч смоленских школьников