Статьи

Сквер нашей памяти

6 апреля 2017 года в 16:39
Смоленскому историку удалось буквально по крупицам восстановить имена и судьбы похороненных у Смоленской крепостной стены героев. Удивительные факты обнаруживаются в биографиях даже хорошо известных всей стране легендарных личностей.


Неизвестное об известном

– Тимур Вячеславович, с чего началось ваше увлечение историей?

– Мой интерес к истории родился в школьные годы. Я проходил обучение в 26-й средней школе города Смоленска, и на уроках истории меня больше всего заинтересовала военная тематика, история Великой Отечественной войны. Дело в том, что в период, когда я учился, ещё были живы ветераны, которые прошли эту войну, непосредственные свидетели той эпохи. Они часто приходили в школы, рассказывали, как это было страшно, как было тяжело. И к окончанию школы во мне окрепло решение посвятить себя исторической науке. Выбор пал на исторический факультет Смоленского педагогического института. Я поступил сразу после школы, потом был небольшой перерыв – служил два года в рядах Советской армии. После окончания срочной службы вернулся и продолжил обучение.

– Как возникла идея книги о сквере Памяти Героев в Смоленске?

– На сегодняшний момент я выпустил три книги. Первая из них посвящена скверу Памяти Героев, она так и называется – «Сквер Памяти Героев». Первое издание вышло в свет в 2005 году, после чего книга ещё трижды переиздавалась. В 2012 году появилась вторая книга – «Расстрелянные Герои Советского Союза». И третья книга вышла в 2015 году, называется она «Остаться в живых. Неизвестные страницы Великой Отечественной». Она посвящена подвигу людей, которые стояли на пороге смерти. То есть по всем обстоятельствам они должны были погибнуть, но так распорядилась судьба, что в итоге эти люди всё-таки остались живы. Идея написания книги «Сквер Памяти Героев» возникла у меня, можно сказать, спонтанно. Будучи студентом, я ходил на занятия по центру города, и путь мой лежал мимо сквера Памяти Героев. Это знаковое место для всех нас, жителей города, даже для всей страны. Если забежать вперёд, то можно сказать, что на территории нашей страны всего два таких места. Одно из них общеизвестно – это Красная площадь в Москве, где похоронены видные деятели партии и правительства, военачальники, а второе – у нас в Смоленске. Таких мемориалов – таблички в крепостной стене – на территории страны больше нет. По пути на занятия стал задаваться вопросом: сквер Памяти Героев – центральное место в городе, там проходит много торжественных событий, а что мы знаем про него, про людей, которые похоронены там? Человек, который проходит вдоль стены, видит только фамилии, имена, отчества, звания и годы жизни. Дата рождения, дата смерти, а посередине чёрточка. Что скрывается за этой чёрточкой? Я стал понемногу, как говорится, копать.

– Это начиналось с совершенного ноля?

– Некоторые личности были общеизвестны и всем знакомы. Было понятно, кто такой Егоров, кто такая Октябрьская, кто такой Куриленко. Но большинство абсолютно неизвестны. Что интересно, это оказалось неизвестным не только для меня, но и для работников Музея Великой Отечественной войны, к которым я обратился за помощью. К сожалению, сведения оказались очень отрывочными. На тот момент было известно буквально о пяти – семи биографиях, а в сквере похоронен 41 человек. В музее «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны» был только список лиц, которые похоронены, с указанием должностей на момент гибели и названий воинских частей, в которых они служили. А дольше началась кропотливая работа по поиску источников информации, поездки в военный архив в Подольске, работа с личными делами офицеров. Это тоже было довольно тяжело, потому что работа над книгой проходила с середины 90-х годов до 2005 года, то есть писалась книга урывками, в свободное от основной работы время. Постепенно по каждому офицеру удалось собрать подробные сведения, которые и легли в основу книги. Последнее её переиздание вышло в 2013 году, к юбилею освобождения города Смоленска и Смоленской области от немецко-фашистских захватчиков. Хотелось бы поблагодарить администрацию Смоленской области, которая оказала финансовую помощь для переиздания этой книги. На тот момент книга уже стала раритетной, её было очень тяжело найти, появился новый, довольно интересный материал, и переиздание, конечно, пришлось ко времени.

Какое звание было у знаменосца Победы

– Что нового обнаружилось к переизданию?

– В качестве примера можно привести такой общеизвестный факт. Смолянам известно имя Михаила Егорова, участвовавшего в штурме Берлина и водрузившего Знамя Победы над рейхстагом. Казалось бы, что нового можно узнать про этого человека? Вроде бы всё известно. Все знают, что сержант Егоров и младший сержант Кантария водрузили Знамя Победы. Но, работая над последним переизданием книги, я обнаружил весьма любопытный факт, касающийся Михаила Егорова. Дело в том, что в исторических документах, которые непосредственно описывают события 1945 года – а мне удалось найти наградной лист на Егорова, – сказано: «Красноармеец Егоров Михаил Алексеевич при форсировании реки Шпрее и штурме рейхстага показал образцы мужества и геройства. Несмотря на то что на подступах к рейхстагу противник обрушил ливень свинца, сотни снарядов и мин, красноармеец Егоров, рискуя жизнью, первым ворвался в рейхстаг, гранатами уничтожил четырёх гитлеровцев, прикрывавших вход в здание, и вместе с красноармейцем Кантария первыми водрузили Знамя Победы над рейхстагом». Обратите внимание: красноармеец, а везде, по всем данным, он проходит как сержант. То есть исторический документ части, в которой они служили, свидетельствует о том, что Егоров и Кантария были рядовыми, красноармейцами, а сержантами, выходит, они стали уже позже, после войны, когда шло длительное разбирательство, выяснение всех обстоятельств, кто же первым водрузил Знамя Победы. Первоначально за этот подвиг они не были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, получили только ордена Боевого Красного Знамени, что тоже довольно высокая награда. И только в мае 1946 года, через год после Победы, был специальный указ, которым за подвиги при штурме рейхстага они удостоились звания Героя Советского Союза.

– Вы процитировали военный исторический документ, и нельзя не заметить, что он написан не формальным канцелярским языком, а, можно сказать, даже несколько художественно...

– Писали его штабные работники по итогам боёв. Все донесения стекались в штаб, и штабисты непосредственно и по-разному излагали эти события. Хочу отметить, что сейчас в помощь людям, изучающим историю и пишущим о ней, Министерство обороны запустило такие мощные ресурсы, как объединённая база данных «Мемориал», где можно ознакомиться с похоронными документами на тех или иных солдат. В интернете вывешиваются наградные документы. Процитированный мною документ может найти любой человек на сайте «Память народа». Там видны и подпись, и печать. Это, конечно, большая помощь тем, кто изучает военную историю. Можно увидеть не только наградные документы, но и боевые донесения частей и соединений.

Когда родилась Мария Октябрьская

– О ком ещё из захороненных в сквере обнаружились необычные факты?

– Касательно других знаменитых лиц, которые похоронены в сквере Памяти Героев, хотелось бы отметить Марию Октябрьскую. Эта женщина, узнав о смерти мужа, продала всё личное имущество, на собранные деньги купила танк и на нём воевала. Посмертно была удостоена звания Героя Советского Союза. И о ней, казалось бы, много всего известно, но если кто-то заинтересуется, может посмотреть: во всех источниках указана дата её рождения – 1905 год, а в сквере на гранитной плите выбито «1902 год». Разница в три года. За этим кроется небольшое происшествие из её детства. Дело в том, что она родилась в бедной крестьянской семье, которая испытывала постоянную нужду, и девочку вовремя не смогли отдать в школу. Когда поехали устраивать Марию на учёбу, им отказали в одной из школ, сказав, мол, вы привезли переростка. Тогда отец, имея печальный опыт, при обращении в следующую школу просто подправил документы и написал, что Мария Октябрьская 1905 года рождения, сделав дочь на три года моложе.

– Как это можно было узнать, из каких источников?

– Из метрических книг, которые сохранились в Крыму.

Девушка-милиционер и герой-летчик

– Есть ли среди похороненных те, кто погиб не в годы войны?

– Кроме названной мной Марии Октябрьской в сквере Памяти Героев похоронена ещё одна женщина – милиционер Алексеева Анастасия Сидоровна. О её судьбе хотелось бы рассказать подробнее. Она родилась в деревне Свеклино Духовщинского района в многодетной крестьянской семье. Когда отец умер, вся семья дружно вступила в колхоз. Анастасия Алексеева откликнулась на призыв и вступила в движение «Женщины на трактор», стала трактористкой Ярцевской машинно-тракторной станции. В 1941 году незадолго до войны она вышла замуж, но война оборвала все мирные планы. Анастасия осталась на оккупированной территории, установила связь с партизанским отрядом. Добывала сведения, помогала продуктами, вещами, принимала участие в партизанском движении. Во время одного из визитов в партизанский отряд её обратно не отпустили, потому что имелась информация, что фашисты начали слежку за ней и выясняют, где она находится. После этого партизаны переправили её на Большую землю. Обратно за линию фронта её не пустили. Как показали дальнейшие события, это было правильное решение, потому что 25 марта 1943 года в деревню Никулинка, где проживала мать Анастасии, ворвались каратели. Они стали допытываться, где находится дочь; не добившись ничего, фашисты согнали всех родственников Алексеевой, заперли в доме и сожгли живьём. Девушка поступила на службу в смоленскую милицию, несла патрульно-постовую службу. Смоленск был недавно освобождённым прифронтовым городом. Был полон сомнительными личностями, уголовными элементами, дезертирами. Не редкостью были перестрелки и стычки на улицах города. В конце 1946 года в деревне Новосельцы Смоленского района образовалась банда, которая хотела разбогатеть. На вооружении у бандитов было трофейное оружие. Вечером 18 декабря 1946 года они отправились грабить председателя колхоза в Краснинском районе, но заплутали и ворвались в дом совсем другого человека. Поняли, что особенной наживы не будет, и забрали самое ценное – корову. Заступившая на ночное дежурство сержант Алексеева стояла на посту на перекрёстке современных улиц Шевченко и Крупской. Ей показалось подозрительным, что поздно ночью какие-то люди гонят корову и везут на санях скарб. Милиционер остановила бандитов, попросила предъявить документы. Мужчины отнекивались, просили их отпустить, но Алексеева была непреклонна и предложила задержанным проследовать в отделение милиции. Один из бандитов, желая отвлечь внимание, сказал, что покажет справку на корову, сунул Алексеевой в руку бумажку и, пока милиционер рассматривала якобы справку, выстрелил ей в затылок из пистолета. Известие о смерти молодой девушки-милиционера всколыхнуло весь город. Смоленские сыщики посчитали делом чести найти и обезвредить эту банду. Преступники были пойманы. Первоначально участники банды были приговорены к расстрелу, но в 1947 году был введён мораторий на смертную казнь, и им дали по 25 лет заключения. Сержанта милиции Алексееву Анастасию Сидоровну решили похоронить в сквере Памяти Героев. Она не участник событий по освобождению области, погибла в 1946 году.

Ещё есть человек, который не дожил до Великой Отечественной войны. Это прославленный лётчик Антон Губенко. Он отличился в 1938 году в воздушных боях в Китае, сбил несколько самолетов, причём один из них тараном. Это был один из первых успешных таранов, когда лётчик остался жив. Вернувшись из Китая, Губенко стремительно взлетел по карьерной лестнице: из капитанов сразу стал полковником, заместителем командующего ВВС Белорусского округа и расквартировался в Смоленске. В 1939 году при отрабатывании нового метода нанесения штурмового удара по противнику самолётом-истребителем на аэродроме «Северный» в Смоленске он погиб. Первоначально был похоронен возле костёла, его могила была обнаружена только в 1971 году. Было принято решение произвести перезахоронение. Губенко похоронен возле башни Донец. Логическое построение сквера было завершено. Но в 1975 году в автомобильной катастрофе погиб Михаил Егоров. Для Рудни он был слишком большим по значимости человеком, а для Красной площади в Москве оказался не таким большим, поэтому было принято решение похоронить Егорова в сквере Памяти Героев в Смоленске. Его могила расположена по другую сторону башни.

Кутузовский садик – сад «Динамо» – сквер Памяти Героев

– Как менялся облик сквера с годами?

– Обращаясь к истории самого сквера Памяти Героев, надо сказать, что это довольно интересное место. Тот вид сквера, который мы сейчас имеем возможность наблюдать, сложился постепенно. Сейчас в интернете появляется много старинных фотографий, и, например, на фотографии 1905 года мы видим, что первоначально на месте сквера были пустырь и ров с водой. Когда в Российской империи решили отмечать столетие войны 1812 года, городской Думой было принято решение облагородить этот пустырь от Ильинского пролома (между Громовой башней и башней Донец) и заложить там бульвар и начальное училище. В августе 1912 года, когда по стране праздновалось столетие окончания войны 1812 года, в Смоленск приезжал царь Николай II. Он 31 августа 1912 года в торжественной обстановке перерезал ленточку и открыл бульвар 1812 года. Позднее это место постоянно видоизменялось. На фотографиях разных лет видно, как менялось местоположение бюста Кутузова. Раньше он стоял на входе, ближе к башне Громовой, а теперь – совсем в другом месте. Кроме того, в двадцатые годы прошлого столетия бульвар теряет своё название и становится садом «Динамо», потому что на улице Дзержинского располагались органы НКВД, а «Динамо» было, как известно, их спортивным обществом. Поэтому прилегающий сад получил такое название. В саду был деревянный театр, ресторан. Это было место для проведения досуга. Горожане называли его ещё Кутузовский сквер или садик – по-разному.

Непосредственно формирование мемориала началось после освобождения Смоленска. Фронт ушёл на запад, положение стабилизировалось, стало понятно, что Смоленск не отдадут. Бои шли на границе с Белоруссией. Рудня, Витебская область, Орша – именно там и погибли большинство офицеров, которые похоронены в сквере Памяти Героев. В сквере не похоронен никто, кто погиб в боях за Смоленск.

– По какому принципу отбирали тех, кого предстояло похоронить у нашей крепостной стены?

– Здесь большую роль играл случай. Найти какой-то основополагающий документ, регламентирующий эту процедуру, мне не удалось. По моему мнению, всё это произошло стихийно. Сквер, хотя и располагался в центре города, престижным местом не считался. Престижным было захоронение возле костёла, поэтому первоначально офицеров хоронили там. Первое захоронение в сквере Памяти Героев состоялось 18 октября 1943 года. В этот день был похоронен начальник политотдела 21-й армии гвардии полковник Столяров.

С осени 43-го по весну 44-го на границе с Белоруссией на Оршанско-Витебском направлении советскими частями было проведено одиннадцать наступательных операций. Они не вошли в историю Великой Отечественной войны своим громом побед, поэтому о них мало кто говорит. Но бои были очень кровопролитными. Наши войска безуспешно пытались взломать немецкую линию обороны, несли большие потери. За это был снят с командования Западным фронтом будущий маршал Василевский. Существенно смогли продвинуться только летом 44-го года, когда началась операция «Багратион» по освобождению Белоруссии. Вот в этих боях, с января по апрель 1944 года, и погибли большинство тех, кто похоронен в сквере Памяти Героев. В 1943 году были похоронены всего 12 человек, а в следующем – 24 человека.

Окончательно сквер Памяти Героев начал формироваться на рубеже пятидесятых годов. Могилы, которые там находились, имели простой солдатский вид: деревянная пирамидка со звездой, на которой химическим карандашом писали фамилию, инициалы, годы жизни, звание. Время шло, дожди и снега смывали надписи, и, к сожалению, так получилось, что до сих пор одна табличка в сквере остаётся безымянной. Это тоже интересная история. Работая над книгой и собирая материал, пришлось выслушать огромное количество легенд. Вплоть до того, что первый секретарь обкома партии Клименко оставил это место для себя. Вот такая фантастическая городская легенда. Это и не символическая пустая могила в память о неизвестном солдате. С уверенностью на сегодняшний момент можно сказать, что это потерянная фамилия. На фотографиях конца семидесятых годов видно, что на стене присутствовала не одна такая тёмная табличка. Впоследствии все, кроме одной, удалось восстановить. Дело в том, что списки захороненных датированы концом пятидесятых годов. Деревянные пирамидки приходили в негодность. Было принято решение сквер облагородить. Крупная реконструкция была проведена в 1968 году, к 25-летию освобождения области. Установили таблички в стене, положили гранитные плиты, зажгли Вечный огонь. Зажигал его Михаил Егоров. Огонь был привезён из Москвы на бронетранспортёре. Первоначально Вечный огонь горел не там, где его сейчас видят смоляне, не у подножия башни Донец, а в середине аллеи, ближе ко входу в сквер. На нынешнее место огонь перенесли во время реконструкции в семидесятые годы. Меняется сквер и в наши годы, последние изменения прошли в 2015 году, когда были установлены барельефы с именами наших земляков – Героев Советского Союза, Героев России и полных кавалеров ордена Славы.

Фото: из архива Тимура БОРТАКОВСКОГО


В стиле Огненного петуха
Пятилетка губернатора Островского

Другие новости по теме