История

Алексей Орлов. Записки непостороннего

3 октября 2012 года в 12:17
28 сентября в областном Совете ветеранов состоялась презентация книги Алексея Ивановича Орлова «Всё минётся – правда останется». Автор – фигура знаковая для региона: заслуженный строитель Российской Федерации, почётный гражданин Смоленска, последний председатель исполкома областного Совета народных депутатов.

Делом его жизни было строительство. Алексей Иванович не зря сделал в заглавии небольшую приписку: «Записки непостороннего». Желая донести до читателей правду о советских годах, он описывает события, участником которых был, и вспоминает людей, с которыми работал. Приводим несколько любопытных эпизодов из его книги.

Незапланированное купание

В 60–80-е годы строительство в регионе велось очень активно: водозаборы, дороги, мосты. В то время в областном центре соорудили два мостика. Один через овраг, в районе улиц Твардовского – Шевченко, а другой в Лопатинском саду. История последнего, который сегодня зовут «горбатым», началась ещё в сороковые. Тогда, после освобождения Смоленска от фашистов, над прудом возвели простую деревянную арку на кирпичных опорах. В таком виде мост и стоял до 1973 года. Тогда город праздновал тридцатилетие освобождения от захватчиков. В конце вечера 25 сентября, по традиции, был запланирован фейерверк. Но в то время салют из орудий был не положен: Смоленск ещё не носил звание «Город-герой». Поэтому на одной из открытых танцплощадок, рядом с мостиком, монтировалась установка для фейерверка. Всем хотелось подойти поближе, и на мосту скопилось более сотни людей. А погода в тот день была ветреная. Многие в толпе, естественно, опирались на перила, но хрупкое сооружение такого давления не выдержало и рухнуло. Почти тридцать человек угодили в холодную воду. К счастью, никто не пострадал.

Петербургские мотивы

Вскоре в Лопатинском построили новый ажурный мостик. Для его создания использовался проект петербургского моста через Мойку, который запомнился Алексею Ивановичу ещё со времен службы в армии. План моста специально доставили в Смоленск из северной столицы. «Несколько лет назад пришлось быть свидетелем такой картины, – вспоминает Орлов. – На мосту стояла группа туристов из другого города, экскурсовод рассказывал им о памятнике героям войны 1812 года. Один из экскурсантов сказал: «Надо же, как в старину всё тщательно продумывали архитекторы. И сам памятник, и мостик рядом с ним выполнены в одном ключе». Я не стал его разочаровывать, тем более что для меня это было высокой оценкой».

Пять переходов

В 1977 году власти утвердили новый генеральный план города, где была предусмотрена схема развития городских дорог и улиц. Согласно ей в Смоленске должно было быть 5 подземных переходов. Один был построен – на Колхозной площади. Год назад открылся переход на площади Победы (тогда Смирнова). А планировалось ещё строительство пешеходных переходов через улицу Крупской в районе медакадемии и через улицы Дзержинского, Николаева и Кирова.

Дорогая «Россия»

Любопытна история возведения гостиницы «Россия». Когда-то она была лучшей и крупнейшей в городе. Но за это её создателям пришлось повоевать. Дело в том, что проектом в гостинице предусматривалась самая простая отделка помещений: линолеум в коридорах и номерах, бетонные без отделки лестничные пролёты и унылая побелка стен. Но шёл 1980 год – время памятной для всей страны Олимпиады. И в «России» должны были жить зарубежные спортсмены. Было бы неудобно принимать их в таких убогих апартаментах: для тех, кто приезжал к нам впервые, это была своеобразная визитная карточка всего государства. Было решено обратиться за дополнительными средствами для улучшенной отделки. Всё рассчитали, запрос отправили и деньги получили – 1,25 млн рублей. Деньги по тем временам большие, но и этого оказалось мало. Выручил тогдашний начальник «Смоленскэнерго» Исаак Басин. Благодаря дополнительным средствам, которые выделила его организация, отделка была выполнена в лучшем виде. А к работе над рестораном, фойе гостиницы и киноконцертным залом привлекли профессиональных специалистов из Киева. Теперь, спустя тридцать лет, былая красота уже не так видна, но добротная работа мастеров своё дело сделала.

Возвращение генерала

В сентябре 1973-го после реставрации здания открылся музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны». Кстати, экспозицию музея в сжатый срок полностью выполнили местные художники; питерские мастера запросили слишком большую сумму, а минские – чересчур много времени.

И в итоге получился настоящий центр культуры, привлекавший множество туристов. А в 1978 году музей посетил легендарный командир полка «Нормандия–Неман» генерал Пьер Пуйяд. Вместе с ним был и французский журналист, который занимался описанием боевого пути полка «Нормандия–Неман» и роли в войне Советского Союза. Пьер Пуйяд был приятно удивлен тем, что истории его подразделения в музее посвящён целый стенд – с фотографиями лётчиков и рассказом о боевых действиях. Генерал побывал и на полевом аэродроме недалеко от Рудни, где в 1944 году базировались самолёты его полка. Там он встретился с местной женщиной, которая когда-то вместе с другими местными жителями расчищала лётное поле от снега. Они узнали друг друга, обнялись и расплакались. От слёз не удержались и спутники генерала.

Пушкин из коробки

Примерно в то же время в Лопатинском саду был установлен бюст Александра Сергеевича Пушкина. Как он оказался в Смоленске? Дело в том, что бюст – это приз руководству парка за хорошую работу от Министерства культуры РСФСР. Правда, ценный подарок долгое время пылился в коробке возле офиса дирекции. Возможно, там бы он и остался, если бы Алексей Иванович не попросил однажды открыть ящик. Каково же было общее удивление, когда выяснилось: там бюст великого поэта. Руководство парка решило установить новый памятник на известном всем участке, который как раз заканчивали облагораживать. Тогда же здесь появились фонтан и фигурные металлические скамейки.

Как японцы поклонились дяде Мише

Ещё один любопытный случай произошёл уже на Дорогобужском заводе азотных удобрений. В конце 70-х здесь запустили строительство нового производства – установок по изготовлению сложных минеральных удобрений. Техника была экспериментальная и оснащалась японским оборудованием. Её монтаж постоянно контролировали японские специалисты. Наконец всё установили и попробовали запустить – ничего не работало.

Несколько дней бились, а результата нет. И тогда один из руководителей вспомнил, что в подмосковных Мытищах живёт опытный монтажник и наладчик на пенсии дядя Миша. Нашли его адрес, отправили в Мытищи машину и привезли мастера на завод. Он пролистал документы, проверил все крепления и выдал свои рекомендации. Пришлось кое-что разобрать и переделать, но в итоге установка заработала. В знак признания и уважения к русскому мастеру шеф японских монтажников при всех встал перед ним на колени.
Женщина, которая спасла крепость
Как Большая Чернушенская превратилась в Багратиона

Другие новости по теме