История

Не ради славы…

23 апреля 2010 года в 09:16
…Посмотришь на этого убелённого сединами человека и диву даешься: сколько же в нём энергии, неподдельного интереса к жизни! А люди, давно знающие Павла Яковлевича, не удивляются: он всегда был неугомонный и ответственный.
К заботам отца Павел приобщился ещё в раннем детстве, когда носил ему обеды в Ржевское локомотивное депо, ведь он был старшим среди десяти детей. Отец старался, не жалея себя: нужно было кормить девятерых сыновей, дочку и неработавшую жену. Но были в те годы и радостные дни. Павел Яковлевич до сих пор помнит тот день, когда мать вернулась из Москвы с орденами quot;Мать-героиняquot; и Золотой Звездой Героя, которые ей вручил в Кремле всесоюзный староста Михаил Иванович Калинин.
Работая в депо слесарем и электромонтёром, Павел мечтал стать военным лётчиком. Скудный достаток не позволил юноше уехать из дома на учёбу. Мечта осуществилась только в военную годину.
Когда началась война, Павел Березников стал бойцом трудового фронта – рыл окопы, траншеи и противотанковые рвы в прифронтовой полосе. Добровольцы обороны не раз попадали под бомбёжки, на их глазах гибли люди. И по сей день нередко встаёт перед глазами ветерана яростная атака немецких ястребов на станцию Ржев: Павел лежал на железнодорожном полотне, видел кружащиеся над рельсами бомбардировщики и рвущиеся рядом смертоносные снаряды…
А потом было лётное училище, после окончания которого он был зачислен в состав Рославльско-Катовицкого полка. Провожал молодое поколение на фронт тогдашний начальник училища - Герой Советского Союза, знаменитый Александр Васильевич Беляков, друг и соратник Валерия Чкалова. quot;Я до сих пор ощущаю крепкое напутственное рукопожатие Александра Васильевичаquot;, - вспоминает сегодня Павел Березников.
И закружили его нелёгкие военные пути-дороги. Боевое крещение получил при освобождении западной части Смоленщины. А потом вместе с однополчанами громил фашистов в Белоруссии, на Украине, в Польше, Румынии, Чехословакии и Германии. За время наступательных боёв стрелку-радисту полка авиации дальнего действия пришлось участвовать в более чем семидесяти вылетах. И потому не понаслышке знает Павел Яковлевич, что такое стальной дождь: однажды их самолёт вернулся с задания с восемнадцатью пробоинами на борту. А в бою за польский портовый город Хель бомбардировщик Березникова был сбит, и стрелку-радисту пришлось окунуться в ледяные воды Балтийского моря, но жилет помог ему спастись.
В апреле 1945 года в одном из боёв Березников был ранен. Та вражеская пуля на всю оставшуюся жизнь сдела его инвалидом, хотя он и не выдает свою хворь. После войны на груди Павла Яковлевича плотными рядками выстроились военные награды: орден Отечественной войны, медали quot;За боевые заслугиquot;, quot;За взятие Кёнигсбергаquot;, quot;За взятие Берлинаquot; …
Семь лет и девять месяцев прослужил в армии Павел Березников. Лишь в 1950 году он ушёл в запас. И, не раздумывая, пошёл по стопам отца – на quot;чугункуquot;. Окончил железнодорожный техникум, потом институт.
Трудовой путь начинал поездным электромонтёром. Руководство предприятия заметило его тягу к общественным хлопотам и обеспокоенность за судьбу предприятия и назначило молодого отставника инструктором политотдела Ржевского отделения Калининской железной дороги по комсомольской работе. На общественном поприще дела у него заладились, старания умелого организатора оценил весь коллектив, и вскоре он был утвержден инструктором райпрофсожа отделения, а ещё через полтора года избран секретарем региональной профсоюзной организации.
Профсоюзное начальство особенно отмечало его принципиальность и пунктуальность, и когда была учреждена должность технического инспектора труда, лучшей кандидатуры, чем Березников, Дорпрофсож не нашёл.
Техническим инспектором труда ЦК отраслевого профсоюза Березников работал около тридцати лет. Это были беспокойные, но счастливые для Павла Яковлевича годы. Железные дороги страны капитально преображались. Так, в те десятилетия Московская магистраль перешла на тепловозную тягу, а потом и на электрическую. Был электрифицирован главный европейский ход страны Москва – Брест, построены сотни железнодорожных предприятий.
Павел Яковлевич как раз и находился в гуще этих преобразований – в зоне его забот были 120 станций, семнадцать транспортных строительных организаций, около сорока общеобразовательных школ, десятки других предприятий. И на всех этих quot;точкахquot; инспектор побывал сотни раз. Его знали в лицо и начальники, и рядовые рабочие.
О строгости и принципиальности Березникова ходили легенды. Люди так говорили: quot;Если Березников прибыл – будет порядокquot;. Расскажу лишь об одном случае. В Вяземском локомотивном депо Павел Яковлевич обнаружил цех в аварийном состоянии. Он предложил начальнику предприятия Юрию Рауданику немедленно прекратить работу в этом подразделении. Но хозяин в те годы был авторитетным руководителем и отмахнулся от инспектора. Березников в тот же день выписал ему штраф на десять рублей (в те годы немалые деньги). Рауданик и после этого артачился, но Березников был непреклонен, и цех всё-таки quot;законсервировалиquot;.
Визиты Березникова на производственные участки носили порой забавный характер. Как-то он приехал на Смоленскую дистанцию погрузо-разгрузочных работ. Когда зашёл в один из цехов, мастер Егор Сапожников вдруг громко скомандовал своим подчиненным: quot;Смирно!quot; И вполне серьёзно доложил Березникову: quot;Товарищ инспектор, хозяйство к осмотру готовоquot;.
Шутку Березников оценил, но строгости не убавил: пришлось Сапожникову и его помощникам в тот день попотеть. Много лет спустя, уже находясь на пенсии, Павел Яковлевич встретил на улице Сапожникова. Тот долго жал руку ветерану и в сердцах признался: quot;После вашего ухода на отдых больше не было таких строгих, но справедливых контролёров…quot;.
В 50-80 годы прошлого столетия инспектор Березников становится заметной фигурой в Смоленском отделении. Его начальник Василий Данилович Васильев как-то на одном из селекторных совещаний сказал: quot;Если бы у нас все работали, как Березников, я бы спал спокойно…quot;.
Профессиональные хлопоты Березникова были по достоинству оценены. В его трудовой книжке немало благодарностей, он награжден почётными грамотами МПС, ЦК профсоюза работников железнодорожного транспорта за активную работу по охране труда тружеников отрасли.
Уйдя на пенсию с профсоюзной работы, почётный железнодорожник ещё девять лет трудился поездным электромонтёром в местном мостоотряде. За его преданность магистрали, которой он отдал 46 лет, тогдашний начальник Московской дороги
В.И. Старостенко вручил Павлу Яковлевичу знак quot;Почётный ветеран МЖДquot;.
Ушёл с производства Березников, когда ему было за 70. quot;Заслуженного отдыхаquot; у нынешнего пенсионера как-то не получилось. Оставив производственные дела, он не расстался с общественными хлопотами. В отделение дороги, где его можно было часто видеть, приходил не время убить, а как нештатный инспектор ЦК отраслевого профсоюза. Побывав на станции Смоленск-Центральный, Березников обнаружил немало недостатков. Ну как он мог пройти мимо! И Павел Яковлевич не успокоился, пока непорядки не были устранены. А в Смоленском локомотивном депо до сих пор помнят quot;заварухуquot;, которую здесь устроил внештатный инспектор. Он обнаружил букет недоделок в подготовке предприятия к зиме. Выписал начальнику депо денежный штраф и добился того, чтобы нерасторопность руководства обсудили на заседании президиума райпрофсожа.
В последние годы Березников активно работает в Совете ветеранов отделения. На одной из недавних встреч заслуженных железнодорожников его попросили вы¬ступить: оказалось, что в зале он – единственный участник Великой Отечественной войны, к тому же и по возрасту не было ему равных.
- Если бы мне пришлось снова встать на пороге жизни и выбирать профессию, я бы начал всё во второй раз: с дорог и тревог кадрового железнодорожника. А сегодня жизнь, как ни горьки потери, вновь открывается своей светлой стороной. 65-я весна Победы прорывается сквозь горькие сны о войне, как будто всё было вчера. Я знаю цену подвигу, который совершили наши люди. И как хорошо, что дети и внуки всегда помнят о своем сыновнем долге! И наша сегодняшняя тёплая встреча - яркое тому подтверждение. У нас чествуют наших освободителей и тех, кто в тылу помогал ковать Победу, кто восстанавливал стальные магистрали после войны. Славным традициям тружеников Московской дороги жить!

Грозный счёт танкиста Лавриненко
Поимённо, лично, отдельно

Другие новости по теме