Народный корреспондент

«Солярис»: «…а мы поставим свечи в изголовье погибшим от неслыханной любви!..»

8 июля 2011 года в 13:07
СССР, 1972/1968 годы. Режиссёр Андрей Тарковский/Борис Ниренбург. В главных ролях Донатас Банионис/Василий Лановой, Наталья Бондарчук/Антонина Пилюс, Юрии Ярвет/Владимир Этуш, Анатолий Солоницын/Виктор Зозулин.

Фильм Тарковского – величайший фильм о любви, опередивший своё время. Он и сейчас смотрится современно: и костюмы, и декорации, и музыка, и режиссура совершенны настолько, что картина свежа и притягательна и 40 лет спустя после своего создания. И её посыл, её содержание – не умирает, наоборот: это величайшая заповедь любить, выстраданная создателями фильма и трепетно донесённая посредством художественного кинематографа.
И как всякий шедевр, он интересен историей своего создания. Ведь предыдущей работой Тарковского был «Андрей Рублёв», а «Солярис», камерная история любви – едва ли не полная противоположность эпическому «Рублёву», касающегося судьбы не столько художника, сколько – народа…
Интересно, как Тарковский впервые предположил снимать «Солярис», как утвердился в своём замысле, как объяснял актёрам и оператору задачу… Эти процессы достаточно широко описаны в литературе. Однако не так давно для массового зрителя всплыло новое обстоятельство, позволяющее увидеть процесс рождения картины и её саму под новым углом зрения. На DVD стал доступен телевизионный спектакль «Солярис» советского Центрального телевидения, сделанный в далёком 1968 году – это предтеча работы Тарковского.
Спектакль, конечно, смотрится архаично, но сценарий ближе к тексту Лема, и постановка полна собственного обаяния. Я, например, очарован игрой Владимира Этуша (подумать только, едва вышла «Кавказская пленница», а режиссёр Ниренбург разглядел в нём мощного драматического актёра!..) Очень обаятельна Хари в исполнении Антонины Пилюс (никогда прежде не слышал о такой актрисе, а теперь выяснил, что она – выдающийся театральный деятель). И, конечно, поклонники Василия Ланового увидят его во всём блеске молодой, прямо-таки плакатной мужественности.
Видел ли спектакль Андрей Тарковский и повлиял ли тот на его замысел – вопрос, требующий исследования. И его вполне можете провести вы, уважаемые читатели. Первый «Солярис» издан в серии «Телеспектакли. Из собрания Гостелерадиофонда» с подзаголовком «Великие актёры», выпуск посвящён Василию Лановому.
Есть известная цитата Андрея Тарковского, раскрывающая его замысел: «Я хотел бы доказать своей картиной, что проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает всё наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые на первый взгляд не связаны с моралью, например, проникновение в космос, изучение объективного мира и так далее». Как ни удивительно, но спектакль Ниренбурга – в принципе, про то же.
«Солярис»: «…а мы поставим свечи в изголовье погибшим от неслыханной любви!..»
«Безумный спецназ»: «армия Мира» пялится на коз
«Жили три холостяка»: Дыховичный-старший показывает класс!

Другие новости по теме