Культурный код. Подвижники. Билибин Иван Яковлевич
Подвижники

Культурный код. Подвижники. Билибин Иван Яковлевич

11 декабря 2023 года в 21:16

Среди подвижников России, безусловно, нельзя не вспомнить художника Ивана Яковлевича Билибина, о котором кто-то образно сказал, что «он всю жизнь создавал сказку, а умер от страшной реальности».

Иван Яковлевич Билибин родился 16 августа 1876 года недалеко от Сестрорецка – курортного пригорода Петербурга. Его отец был военно-морским врачом, но самого Ивана море не прельщало, как и медицина.

По окончании гимназии он обучался на юридическом факультете столичного университета. Одновременно посещал рисовальную школу Общества поощрения художеств, школу-мастерскую нашей землячки, смолянки, известной меценатки Марии Клавдиевны Тенишевой.

А в 1899 году Билибин некоторое время живет в тверской деревне Егны. Именно эти Егны, как говорят исследователи творчества художника, сделались местом рождения Билибина как рисовальщика. Здесь он делает иллюстрации к русской народной «Сказке об Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». Иллюстрации в неожиданном, новом, сказочном стиле.

В них нет особенного буйства красок. Напротив – цвета приглушённые, северные. У каждого рисунка – свой неповторимый орнамент. По этим орнаментам бегают волки, на них растут подсолнухи и мухоморы, каркают воронята…

Техника рисунка у Билибина тоже оказалась новаторской: сначала художник с помощью скошенной кисти наносил тушью рисунок, а затем заполнял его акварелью. Некоторые места не заполнял – там оставался просто белый ватман. А линии он вёл с первого раза, безошибочно, за что получил прозвище «Железная рука».

Рисунки эти вызвали восторг и у художников, и у зрителей. И в 1900 году, окончив университет, он поступил в Высшее художественное училище Академии художеств. Там его наставником был знаменитый Илья Ефимович Репин.

Иван Яковлевич ходит на лекции, ездит по русской глубинке. Художник поражён увиденным: В этих поездках он много рисует. Потом это всё пригодится. Работы Билибина, при всей своей сказочности, очень достоверные. Купола, крыльца, лежанки, сундуки, резьба – всё, как и было в древности, всё на своём месте. Кафтаны, сарафаны, рушники – всё не придуманное, всё, как и должно быть.

Иван Яковлевич продолжает иллюстрировать сказки. Кроме того, работает над театральными декорациями. Много сотрудничает с периодикой, в том числе с «Миром искусства» и «Золотым руном». Рисует обложки для разных издательств. Этикетки и открытки. Рекламные плакаты и календари. Даже почтовые марки.

Его работы в то время были невероятно востребованы. Некоторые из них даже покупает Третьяковская галерея, а это – высочайшее признание.

Осень, зиму и весну художник обычно проводит в столице, а на лето уезжает в Крым: у Ивана Яковлевича там была построена дача с мастерской, где он работал по 12 часов в сутки.

Наступает революция 1905 года, и Иван Яковлевич её поддерживает. Всегда далёкий от политики, Билибин страшно возмущён событиями «кровавого воскресенья». Он рисует для журналов революционные карикатуры. К нему даже приходят с обыском.

Но Билибина тогда всё-таки арестовали – но так, для проформы. Всего лишь на сутки…

Февральскую, буржуазную революцию 1917 года Билибин тоже поддержал. Он даже выполнил по заказу Временного правительства двуглавого орла без скипетра, державы и короны. Этот орёл сделался символом Российской республики. А много позже, в 1992 году, один из вариантов билибинского двуглавого орла станет логотипом Банка России.

При этом Иван Яковлевич, как и многие российские интеллигенты, не ждёт ничего хорошего от власти большевиков. Он даже рисует лубок под названием «О том, как немцы большевика на Россию выпускали». И сам же пишет к нему текст.

Когда большевики окончательно взяли власть, о том, чтобы остаться в любимой России, художнику не приходится даже мечтать. До осени 1919 года Иван Яковлевич живёт на своей крымской даче. А затем перебирается за границу.

Билибин сначала попадает в Египет. Зарабатывать чем-нибудь нужно, и он делает эскизы интерьеров для тамошних греческих купцов. «Билибинский стиль» понимают везде. Каир, затем Александрия. Новые, яркие впечатления.

В 1925 году Билибин переезжает в Париж. Там всё в те годы почти родное: город полон русскими эмигрантами. А потому и с заработком проще: множество оперных трупп из России забрасывают художника заказами; не оставляют вниманием и книгоиздатели. Да и французы, распробовав «билибинский стиль», были рады сотрудничеству.

И всё-таки его тянуло в Россию – к северным лесам, наличникам и куполам; к людям, которые говорят на родном языке. Для начала он делает огромное панно «Микула Селянинович» по заказу посольства СССР во Франции. А в 1936 году переезжает в Ленинград.

Собственно, в жизни художника ничего не меняется. Он всё так же востребован – иллюстрирует книги, оформляет спектакли. Преподаёт во Всероссийской Академии художеств. Властям не перечит, но и не заискивает перед ними. В общем, держится достойно. И его оценивают по достоинству. Не обижают заказами, присваивают степень доктора искусствоведения.

А когда начинается блокада Ленинграда фашистами, Иван Яковлевич совершает то, что принято считать гражданским подвигом. Ему предлагают эвакуироваться по Дороге жизни, но Билибин отказывается – количество мест ограничено, надо оставить их для женщин и детей.

Квартира художника оказалась разрушена бомбёжками, после чего он поселился в здании Академии художеств. Несмотря на блокаду, занятия в Академии продолжались, студенты защищали дипломные работы, и Билибин входил в состав экзаменационной комиссии.

Художник не смог пережить первую, самую тяжёлую блокадную зиму – он умер 7 февраля 1942 года от воспаления лёгких и полного истощения на 66-м году жизни, до последнего работая над иллюстрациями к книге «Слово о стольном граде Киеве и русских богатырях».

Похоронили мастера в братской могиле профессоров Академии художеств.

Иван Яковлевич Билибин занимает достойное место среди богатого талантами русского Серебряного века. Его графические работы значительно обогатили книжную иллюстрацию, а созданные им образы вошли в сокровищницу русской культуры. Как педагог, Билибин воспитал целую плеяду замечательных графиков, которые продолжили его уникальный «Билибинский стиль» в искусстве.

Пoслушать прoграмму мoжнo напрямую из вашегo браузе

или воспользоваться QR-кодом, прикрепленным в конце публикации.

Материал подготовлен при поддержке Президентского фонда культурных инициатив

Культурный код. Подвижники. Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская
Культурный код. Подвижники. Вячеслав Николаевич Тенишев

Другие новости по теме