Культурный код. Подвижники. Александр Михайлович Пономарёв
Подвижники

Культурный код. Подвижники. Александр Михайлович Пономарёв

30 января 2024 года в 12:22

Александр Михайлович Пономарёв – архитектор-реставратор, генеральный директор Фонда Петра Дмитриевича Барановского, член-корреспондент Академии архитектурного наследия, почётный гражданин Дорогобужского района.

Александр Пономарёв родился 16 ноября 1943 года в Москве. Окончил Московский энергетический институт и с 1968 по 2004 год работал в Энергетическом научно-исследовательском институте им. Г.М. Кржижановского. Автор более 30 публикаций в научных журналах, получил 16 авторских свидетельств на изобретения. Однако главным делом его жизни стала сфера, далёкая от энергетики: с небольшой группой энтузиастов Александр Михайлович в 1966 году приехал в Болдино, где под руководством архитектора-реставратора Петра Дмитриевича Барановского начиналось возрождение уничтоженного гитлеровцами Болдина монастыря. С этого времени начался путь Пономарёва в архитектурную реставрацию, изучение истории Смоленщины и возрождение утраченного культурного наследия.

Труды Александра Пономарёва получили общественное признание. Он был отмечен Архиерейскими (1997, 2004 годы) и Патриаршей (2015 год) грамотами, а также наградами Русской Православной Церкви – медалью Святого Благоверного князя Даниила Московского (2001 год), орденом Преподобного Серафима Саровского III степени (2010 год). В 2019 году Александр Михайлович стал лауреатом всероссийской премии «Хранители наследия», в 2020-м – почётным гражданином Дорогобужского района. С 1966 года Александр Михайлович являлся членом ВОО «ВООПИиК», с 1991 года входил в состав его центрального совета. В 1997 году был избран членом-корреспондентом Академии архитектурного наследия, в 2011 году награждён медалью ВООПИиК «За заслуги в сохранении Наследия Отечества», в 2019-м – медалью Союза архитекторов России «За высокий профессионализм в области сохранения объектов архитектурного наследия» им. П.Д. Барановского.

Барановский, учеником которого стал Александр Пономарёв, фактически завещал ему восстановить памятник святости и русской культуры, рассказывает главный редактор научно-популярного журнала «Край Смоленский» Юрий ШОРИН, знавший его на протяжении тридцати с лишним лет:

– Это завещание своего учителя Александр Михайлович с честью выполнил. С 1966 года он фактически руководил всеми работами, до последних своих дней занимался возрождением архитектурного комплекса Болдинского монастыря.

Александр Пономарёв – настоящий подвижник, человек созидания, каких, в принципе, немного, дополняет главный редактор журнала. Эту характеристику подтверждает и такой факт:

– Александр Михайлович много лет работал по своей основной профессии инженера-энергетика, посвящая восстановлению Болдинского монастыря свободное от работы время. То есть каждое лето свои деньги и время, которые он мог бы посвятить, например, отдыху, он отдавал делу реставрации, и это продолжалось десятилетиями. Разве это не подвижничество?

Помимо собственно реставрации монастырского комплекса Александр Михайлович проводил огромную просветительскую работу: участвовал в конференциях, писал статьи и книги, готовил сценарии для фильмов и настенные календари с видами Болдинского монастыря. Каждый его приезд в Дорогобуж и Болдино сопровождался новой информацией об истории и культуре этого края, – вспоминает Юрий Шорин. Пономарёв, дополняет он, был инициатором восстановления храма в честь великомученика Димитрия Солунского в Дорогобуже – эту идею поддержал настоятель Свято-Троицкого Герасимо-Болдинского монастыря архимандрит Антоний (Мезенцов). Так появился Свято-Димитриевский женский монастырь. Пономарёв также составил проект храма на подворье Болдинского монастыря в Дорогобуже.

– Я мог бы привести много примеров, когда Александр Михайлович своими мыслями и делами способствовал культурным начинаниям. Ещё в студенческие годы, придя в клуб «Родина», который ставил своей задачей спасение памятников архитектуры, возрождение исторической памяти, он проникся этими идеями и фактически посвятил им всю свою жизнь. Это, безусловно, выдающаяся, многогранная, очень интересная личность, – говорит главный редактор «Края Смоленского».

Александр Пономарёв во многом был похож на своего учителя Петра Барановского, – вспоминает Юрий Шорин. Одна из таких общих черт – умение найти подход к человеку, говорить на равных с самыми разными людьми, например, плотником и академиком.

– В нём было особое чувство доброты, участия и уважения к людям. Это удивительное, как и у Петра Дмитриевича Барановского, умение общаться с людьми из самых разных социальных, культурных слоев и быть им близким и понятным – конечно, уникальное свойство личности, – считает наш собеседник.

Не будучи архитектором или реставратором по образованию, Александр Михайлович досконально изучил эти специальности. Полученные знания позволили ему на высоком профессиональном уровне составлять чертежи зданий, которые он восстанавливал, и сметы строительных работ. Но его вклад в возрождение Болдинского монастыря не ограничивается только восстановлением старых построек комплекса: новые здания, появившиеся здесь, также созданы по его проектам. Наиболее примечательна в их числе звонница, которая построена рядом с восстановленной старой колокольней.

– При этом Александр Михайлович стилизовал её так, чтобы она не выделялась на фоне ансамбля конца шестнадцатого века. Конечно, звонница – современное сооружение, но в ней видны отсылки к древнерусскому искусству. И это тоже свидетельство профессионального уровня Пономарёва, – подчёркивает Юрий Шорин, дополняя, что Александр Михайлович получил заслуженное признание в среде реставраторов.

Александр Михайлович Пономарёв ушёл из жизни 25 ноября 2021 года. Его смерть стала потрясением для всех, кто знал выдающегося реставратора.

– Александр Михайлович всю жизнь занимался возрождением только одного памятника архитектуры – Болдинского монастыря, но он был культурной личностью всероссийского уровня. Человек из столицы, он любил и ценил Смоленщину, занимался возрождением памятников культуры – её святынь. Это выдающийся человек, и его уход – огромная утрата для русской культуры, тем более для культуры Смоленщины.

Пoслушать прoграмму мoжнo напрямую из вашегo браузера

или воспользоваться QR-кодом, прикрепленным в конце публикации.

Материал подготовлен при поддержке Президентского фонда культурных инициатив

Культурный код. Подвижники. Кулаков Виктор Евгеньевич
Культурный код. Подвижники. Николай Иванович Рыленков

Другие новости по теме