Генеральный директор РИР Ксения Сухотина: «Только комплексный подход и цифровизация могут качественно изменить работу ЖКХ»
Общество

Генеральный директор РИР Ксения Сухотина: «Только комплексный подход и цифровизация могут качественно изменить работу ЖКХ»

30 ноября 2022 года в 08:30

В последние годы тема теплоснабжения в Смоленске перестала быть острой: зимы проходят без массовых отключений, и всё относительно спокойно. В этом году компанию «Квадра» приобрела дочка Росатома – «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР). Ждать ли в связи с этим каких-то перемен? На этот и другие вопросы нам ответила генеральный директор РИР Ксения СУХОТИНА.

– Ксения Анатольевна, что изменилось или изменится в перспективе для клиентов Квадры после того, как она стала частью Росатома? Ведь РИР – это неатомный дивизион госкорпорации...

– Прежде всего, отмечу, что Квадра за семнадцать лет своего существования наработала колоссальный опыт управления теплогенерирующим и сетевым хозяйством. Главная задача компании в регионе остаётся неизменной – это надёжное и бесперебойное теплоснабжение потребителей. Мы прекрасно понимаем уровень ответственности – как перед клиентами, так и перед регионом. Поэтому мы продолжим продуктивно сотрудничать с региональными и городскими властями. Без учёта объектов Квадры в составе компании «РИР» находятся ТЭЦ, теплосети, водопроводные сети в семи регионах страны. Одно из важнейших направлений в работе РИРа – это внедрение цифровых технологий в работу оборудования и персонала. И от этого во многом зависит комплексное развитие территорий. У городов должны быть не только качественные вода и тепло, но и транспорт, информация, социальные коммуникации. Мы заинтересованы в распространении своего опыта, деловой культуры, наработанных годами компетенций и в получении новых, чтобы города, где присутствует компания, получали вместе с нашими услугами новое качество жизни. Мы хотим, чтобы люди видели себя частью своих регионов и понимали, как можно вместе с ними развиваться.

– Как бы вы оценили работу Квадры за прошедшие пять-семь лет? От себя, от лица жителя, отмечу, что подход предприятия к работе в Смоленске ощутимо изменился: вырос объём средств, которые компания вкладывала в инфраструктуру, как следствие – увеличились и объёмы ремонтов. Насколько и в какую сторону будет пересмотрен подход по работе Квадры в регионе?

– Оценивая деятельность Квадры в Смоленске, я вижу определённые достижения и улучшения в работе теплоэнергетического комплекса. Безусловно, без объединения усилий властей и руководства компании этого не могло произойти. За последние пять лет на обновление оборудования филиал направил более двух миллиардов рублей. Компания обновила более 25 километров магистральных теплосетей, реконструировала часть оборудования на Смоленской ТЭЦ-2, кардинально изменила подходы к планированию ремонтной кампании. Как результат – сократилось и число жалоб жителей на качество отопления. Кроме того, Смоленская ТЭЦ-2 с ещё несколькими объектами Квадры попала в правительственную программу модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций. Это важное мероприятие в рамках развития системы городского теплоснабжения. Что касается планов, то во всех филиалах Квадры, в том числе Смоленском, будем реализовывать программы повышения эффективности и надёжности теплоснабжения, расширять инструментарий клиентского сервиса, внедрять цифровые технологии в работу энергетического и теплосетевого комплекса.

– Ремонтные работы – это в первую очередь материалы: трубы, сварочное и другое оборудование. Как на планах компании сказались санкции, введённые Западом против Российской Федерации? Насколько вообще Квадра зависима от внешних поставок?

– Определённые проблемы есть, но мы их решаем. Все запланированные мероприятия в рамках ремонтных кампаний в регионах Квадры в этом году были полностью реализованы.

– Насколько масштабные работы Квадра провела во время подготовки к отопительному сезону, чему уделялось особое внимание? Возникали ли проблемы и какого рода?

– Проблемы, которые могли повлиять на плановый ход работ, были теми же, с которыми мы сталкиваемся ежегодно: коммуникации, расположенные вблизи теплосетей с нарушениями, здания и сооружения в охранных зонах. Все вопросы были своевременно решены благодаря оперативному включению в процесс городской администрации.

Согласно плану мы заменили более трёх километров изношенных участков теплосети. Также провели плановые ремонты на генерирующем оборудовании Смоленской ТЭЦ-2 и котельной на улице Кашена. Всего в этом году на ремонты теплоэнергетического комплекса компания направила более 400 миллионов рублей. Сейчас объекты перешли на так называемый зимний режим работы: это круглосуточный контроль за режимом в сети, регулярные осмотры сетей, оперативное реагирование в случае малейших сбоев.

– Жилищно-коммунальное хозяйство – отрасль традиционно сложная, с большим количеством проблем, накопившихся за долгое время. Если говорить о Смоленске, какие вопросы вы считаете самыми острыми и требующими первоочередного внимания и решения? Можете ли назвать какие-то сроки их решения – в ближайшей или отдалённой перспективе?

– Ни для кого не секрет, что износ котельных и тепловых сетей в ряде муниципальных образований достиг критической отметки. Изношенная инфраструктура приводит к росту аварийности и увеличению потерь тепловой энергии. По мнению экспертов, для исправления ситуации в стране требуется несколько триллионов рублей. При этом в новых реалиях одной замены оборудования недостаточно – необходима полноценная трансформация. Параллельно необходимо цифровизировать все процессы. Только такой комплексный подход с использованием передовых технологий по всей цепочке поможет качественно изменить работу ЖКХ в целом и теплоснабжения в частности. Комплексные цифровые проекты мы как раз внедряем в регионах своего присутствия. В настоящее время «Цифровой водоканал» реализуется в Глазове (Удмуртия), Липецке, Белгородской, Омской, Воронежской областях. Проект предусматривает поэтапную автоматизацию аварийно-диспетчерской и ремонтных служб, сбытовых подразделений. Сюда входит и работа с потребителями и потерями ресурса, и внедрение автоматизированной системы управления и контроля соблюдения установленных режимов работы технологических объектов. Мониторинг работы оборудования идёт в режиме реального времени, что позволяет в разы сократить время реагирования на нештатные ситуации, а также снизить избыточный расход энергоресурсов.

– Смоленский регион – один из самых энергоёмких в стране. Чтобы обеспечить электричеством всю область, достаточно мощностей атомной станции, которая у нас есть в Десногорске. В связи с этим вопрос, который многих волнует: планируется ли вывод или замещение мощностей тепловых станций?

Это очень сложный вопрос, на который сегодня нет однозначного ответа. С одной стороны, планируется рост доли атомной энергетики в стране как эффективной и зелёной генерации. С другой каждый вопрос замещения надо рассматривать в комплексе со многими другими, взаимодействуя с Минэнерго, регионами, главами городов. Каждое такое решение должно быть обоснованным, согласованным со всеми и выгодным всем сторонам.

Алексей Матвеев

Смолян приглашают проголосовать за лучшую дружину юных пожарных
На территории Смоленской области выявлен очередной всплеск заболеваемости коронавирусом

Другие новости по теме