7 декабря 2016 17:26
USD 63,91   EUR 68,5
10 ноября 2012 2151

От балагана до Народного дома

От балагана до Народного дома

Первое упоминание о театральных представлениях в Смоленске относится к началу XVII века. В городе, попавшем в 1611 году под власть католической Польши, обосновались иезуиты, которые основали на территории Вознесенского монастыря школу-коллегиум для юношества.

При ней три раза в год устраивались театральные постановки, носившие религиозный характер. Спустя сто с лишним лет в Смоленской духовной семинарии, основанной в 1728 году, православное духовенство, возглавляемое известным борцом за просвещение митрополитом Вишневским, организовывало свои театральные спектакли.

Балаган и «Оперный дом»

В Смоленске в конце царствования Екатерины II устраивались спектакли по инициативе военной гарнизонной молодёжи. Актёрами были исключительно полковые офицеры и унтер-офицеры, которые играли и женские роли. Руководителем был один из придворных актёров, уволенный из труппы за пьянство и поступивший на военную службу. Местом для театра служил специально сооружённый сарай (балаган), пьесы ставили одноактные («Нарцисс», «Так и должно быть» и т. п.). На спектакли бесплатно приглашали представителей власти с семьями.

К приезду же самой императрицы Екатерины II в Смоленск в начале июня 1781 года генерал-губернатором князем Н.В. Репниным в районе Никольской слободы (Офицерской слободы, часть города за Никольскими воротами) были подготовлены «великолепный оперный дом и фейерверк, где их императорские величества увеселялись». До 1803 года деревянное здание «Оперного дома» являлось Домом дворянского собрания, позже он был отдан под театр, где изредка давали свои представления странствующие труппы. В Отечественную войну 1812 года здание сгорело.

Театр в аптеке

После соединения наших армий в Смоленске и их отдыха в июле 1812 года в городе выступал русский театр со странствующими актёрами – правда, по воспоминаниям очевидцев, «очень жалкий», но привлекавший толпу военной молодёжи, которая была рада этому развлечению.

В настоящее время известно, что в 1819 году в Смоленске выступала «компания драматических актёров под дирекцией Викентия Клокацкого», которая 28 ноября представила на русском языке патриотическую драму Иванова «Семейство Старичковых» в двух действиях и комедию «Капризы молодой жены» в одном действии. Театр находился в доме Апраксина во флигеле. Спектакль начинался в шесть часов вечера.

В 1828 году в Смоленске выступала польская труппа, которая 18 января играла трехактную, переведённую с французского языка пьесу «Война домашняя, или Обман на обман»; в заключение была поставлена небольшая сценка «Князь с синей бородой», спектакль начинался в шесть часов. Театр располагался в здании аптекаря Мего (в настоящее время здание аптеки на ул. Ленина).

В конце 1830-х были осуществлены попытки создать собственный постоянно действующий городской театр. Инициатором этой идеи был бывший смоленский губернатор, генерал-майор в отставке И.С. Храповицкий. Открытый им «Смоленский вольный театр» просуществовал недолго, так как денежные дела шли неважно, и после смерти Храповицкого он был закрыт. Вскоре в Смоленске появился другой вольный театр, названный по имени устроителя «Театром Богеля», но и он вскоре разорился.

В 1825 году был построен Дом дворянского собрания (ныне здание филармонии). В нём неоднократно устраивались любительские спектакли с благотворительными целями, преимущественно в пользу детского приюта, открытого в Смоленске в 1846 году. Так, 29 сентября были поставлены комедия в двух актах «Пятнадцатилетний король» и водевиль в одном действии «Два купца и два отца», которые дали сбор в 2500 рублей. В последующих представлениях были показаны комедия в пяти действиях «Свадьба при Людовике XV», драма в трёх действиях «Матильда и ревность». Все благотворительные спектакли давали хорошие сборы благодаря содействию предводителей дворянства, которые продавали билеты. Спектакль, данный 2 марта 1861 года, принёс чистого дохода 600 рублей серебром. Спектакли устраивались и в других благотворительных целях. Например, в Крымскую войну 1853–1856 годов были организованы спектакли в пользу раненых смолян. Представления состоялись 20, 27 и 30 января и 2, 4 и 6 февраля 1855 года.

Проекты и прожекты

В том же 1855 году губернское руководство приняло решение построить одноэтажное здание театра. Составили план и пришли к выводу, что вместимость театра будет небольшой. План переделали. В соответствии с ним здание должно было быть двухэтажным – в два яруса; стоимость работ составила около 11 тысяч рублей. Губернатор обратился к дворянам губернии с предложением жертвовать деньги. На этот призыв откликнулись немногие: комиссионер-откупщик Базилевский и его брат Ознобышев. Оба внесли тысячу рублей серебром. Небольшая сумма была собрана одним из уездных дворянских собраний. В связи с отсутствием средств дальнейшая переписка о постройке здания театра была прекращена.

Очередные события в истории смоленской театральной жизни произошли после назначения на должность губернатора в 1862 году Н.П. Бороздны. В этот период смоленское Мещанское общество купило дом около Блонье (ныне в этом здании находится контрольный департамент Смоленской области, напротив гостиницы «Центральной») с целью превратить его в свой клуб. Новый губернатор стал уговаривать общество продать это здание по себестоимости Попечительству смоленских детских приютов, председателем которого стала его жена. Попечительство планировало переделать дом под театр, доходы с которого поступали бы в городские приюты. Общество согласилось с предложением, и театр был устроен. Когда же приступили к финансовым расчётам, оказалось, что у попечительства нет денег. С этого момента начался обратный процесс, результатом которого стало возвращение здания Мещанскому обществу, согласившемуся принять на себя затраты по ремонту, а здание стало считаться городским театром. Все дальнейшие расходы по содержанию дома и доходы от деятельности театра оставались за Мещанским обществом, а для руководства театром была создана постоянная комиссия под председательством губернатора. Протокол собрания, в котором излагались эти условия, был подписан 176 членами общества.

Зачем партер окуривали благовониями

Театр был вместительным: кроме партера имелись три яруса лож и четыре яруса галёрки, для которой устроили отдельный вход. Но помещение было холодным и крайне сырым, из-за чего в нём стоял тяжёлый воздух и перед спектаклями в разных местах помещения курили благовония. Особенно удачным был подбор труппы при антрепренёрах Бельском, Металлове, Морозове, Лаухине и Черепанове. Неоднократно посещали театр гастролёры Иванов-Козельский, Бурлак и другие. В дни их гастролей театр всегда переполнялся публикой. Народные предания рассказывали про Бурлака: «Когда он после своих гастролей в Смоленске уезжал из города, то на вокзале встретил приехавшего Иванова-Козельского. Бурлак, увидев его, сказал: «Ну, брат, напрасно ты приехал, я уже обобрал смоленскую публику». «Неправда, – возразил Иванов-Козельский, – они тебя наделили фальшивыми деньгами, а настоящие я возьму». Гастролировали также русские и итальянские оперы, малороссийская труппа Старицкого с Боярской и Манко – на спектакли этой труппы билеты были нарасхват.

На зимний сезон (всегда начинавшийся 15 августа) 1888–1889 годов театр снял Черепанов, который к этому времени на собственные средства отремонтировал его и устроил несколько новых печей. Но ему не удалось окончить сезон: 2 ноября 1888 года в 5 часов утра, после спектакля, театр сгорел, как предполагали – от неосторожного обращения с огнём кого-либо из посетителей галёрки, откуда и начался пожар. Здание театра настолько пострадало, что о скором ремонте его нельзя было даже думать, и спектакли прекратились.

Городской голова обращался к Мещанскому обществу с предложением продать здание театра городу, но цена за дом была слишком велика, и переговоры прекратились. В 1890 году Мещанское общество разобрало здание и выстроило на его месте новый дом, с квартирами и магазинами. В конце XIX – начале XX века воспоминание о бывшем театре осталось лишь в названии площади перед домом (ныне это место пересечения улиц Ленина, Маяковского, Глинки, Конёнкова).

Народный дом

Новое здание постоянного театра было выстроено Обществом попечения о народной трезвости в Заднепровье, на берегу Днепра, и получило название «Народный дом». Театр был открыт 6 декабря 1898 года. Первые три года в нём играла труппа смоленских любителей под руководством артиста Алякринского. Позже стали приглашать профессиональных артистов. К сожалению, здание этого театра постигла судьба его предшественника: оно сгорело 25 февраля 1914 года.

Кроме постоянных театров, летом в Смоленске работали и временные, дававшие свои представления в Лопатинском и Европейском садах (в настоящее время на месте последнего выстроен Дом профсоюзов). На протяжении многих лет в Лопатинском саду выступала труппа антрепренёра Басманного, пользовавшаяся неизменным успехом у смолян.

Леонид СТЕПЧЕНКОВ

Новости по теме
08 сентября 2012 913
Сегодня стартовал 75-й сезон Смоленского областного театра кукол имени Д.Н. Светильникова. Перед началом спектакля прямо на улице Октябрьской революции была развёрнута интермедия с участием актёров театра, ростовых кукол и танцевального ансамбля «Стрит Дэнс»
Смоленский драматический театр закрыл сезон премьерой
24 июня 2016 387
24 июня зрители увидели «Горе от ума» по одноимённой комедии Александра Грибоедова…
Смоленск и Тула обменялись театрами
18 апреля 2016 672
С 17 по 22 апреля смоленский зритель увидит спектакли Тульского академического театра драмы...
К нам приехал театр, основанный самим Державиным
24 февраля 2013 1548
В субботу, 23 февраля, в Смоленске открылись гастроли Тамбовского государственного драматического театра. Гости выступают на сцене Смоленского драматического театра имени Грибоедова
Смоленскому драмтеатру - 230 лет
01 ноября 2010 2801
3 ноября Смоленский драматический театр имени А.С. Грибоедова празднует большой юбилей – ему исполняется 230 лет.
В Смоленске из Лопатинского сада уберут летний театр
20 апреля 2015 891
По заключению экспертов, здание признано аварийным…
"));