11 декабря 2016 09:04
USD 63,3   EUR 67,21
12 октября 2009 1915

Укрощение "Трактирщицы"

Укрощение "Трактирщицы"
Как уже сообщала наша газета, 2 и 3 октября в Смоленском государственном драматическом театре им. А.С. Грибоедова состоялась премьера спектакля "Укрощение строптивого" по мотивам комедии Гольдони "Трактирщица". Это пятый по счёту спектакль на смоленской сцене московского режиссёра Анатолия Ледуховского, нынешнего главного режиссёра нашего театра. Размышляя вслух в своих интервью о "Трактирщице" и вообще о Гольдони как о драматурге, Анатолий Владимирович не раз подчёркивал, что такая драматургия лично ему, как режиссёру, не близка и не особенно интересна и что он понятия не имеет, с какого боку приступать к постановке подобных пьес. К этому следовало бы присовокупить чрезвычайно сжатые сроки и более чем скромный бюджет.
Короче говоря, собираясь на премьеру, я готовилась к самым разнообразным сюрпризам, тем более что творческая фантазия этого режиссёра, также по собственному его признанию, пробуждается именно в процессе работы. Удастся ли мастеру выпутаться из жёсткого сюжета классической комедии? Как справится с традиционно бенефисной ролью молодая актриса Светлана Бастенкова? И всё-таки почему "Укрощение строптивого"?
Перед началом спектакля двое молодых актёров – Александр Кравченко и Андрей Курганов (для обоих этот спектакль – дебют на сцене Смоленского театра драмы) – как бы в роли менестрелей в сопровождении гитарных аккордов и художественного свиста (насвистывалась известная итальян¬ская мелодия "O, sole mio!" - главный музыкальный мотив спектакля), общаясь с публикой, приглашают на представление.
Однако то, что "Укрощение строптивого" - это "театр в театре", становится ясно значительно позже, к концу спектакля, хотя, казалось бы, иронично обыгранные повторы фраз, манипуляция со значением слов, как, впрочем, и с огромными полотняными тюками, которые с волшебной лёгкостью перетаскивают не только гостиничный лакей Фабрицио, но и его миниатюрного сложения хозяйка, - всё можно было бы расценить как намёк…
Согласно сюжету пьесы, родовитый, однако безнадёжно разорившийся маркиз Форлипополи (арт. Игорь Голубев) и недавно купивший себе графский титул Альбафьорита (арт. Александр Руин), случайно встретившись в маленькой флорентийской гостинице, на протяжении долгого времени спорят, что важнее: деньги или титул. Тема богатства или знатности занимает героев не из пустого снобизма, а потому что они соперники в любви: оба влюблены в хозяйку гостиницы Мирандолину. В пьесе их диалог занимает едва ли не половину первого действия. Режиссёр сворачивает эти их, в общем-то, занимательные препирательства буквально к двум-трём репликам, впрочем, настолько точным, что суть дела оказывается понятной даже тем, кто пьесу не читал.
Полное отсутствие интереса со стороны героини к обоим своим воздыхателям объяснить легко. Граф стар и толст, маркиз внешне гораздо привлекательнее, однако истеричен и до неприличия жаден, чего, похоже, даже и сам стыдится. Оба актёра: и Игорь Голубев, и Александр Руин - играют бесподобно, как бы и существуя в пресловутых "предлагаемых обстоятельствах", и одновременно с интересом наблюдая сами за собой. И всё это без какой бы то ни было нарочитости, словом, в очередной раз демонстрируют большое мастерство.
Мирандолина в исполнении Светланы Бастенковой не то чтобы начисто лишена кокетства, разумеется, она использует присущие записным кокеткам приёмы и ужимки, однако кокетство - явно не её оружие. "Она остроумна!" - рассказывает о ней граф новым гостьям Ортензии и Деянире (засл. арт. РФ Галина Круть и Елизавета Зима). Граф просто не знает, что сказать, чтобы не проговориться, не выдать своё истинное отношение к девушке. Реплика об остроумии героини его сладострастных мечтаний в контексте разговора с двумя представившимися светскими дамами актрисами вызывает смех зрителей. Тем не менее эта характеристика абсолютно точна. Мирандолине именно забавно морочить графа и маркиза, так же, как и кружить голову работнику гостиницы Фабрицио, выйти замуж за которого советовал ей отец. Но в особенности ей нравится обольщать козыряющего своим безразличием к женщинам кавалера Рипафратта (арт. Олег Кузьмищев). Эти опасные игры логически приводят к гибели героини, чего, кстати сказать, нет в пьесе Гольдони.
Вызывающие сцены искушения кавалера актрисами, которых нанял граф в надежде весело подшутить над невозмутимым женоненавистником, заставили зал буквально стонать от хохота. Можно только порадоваться за Галину Круть и Елизавету Зима – ещё по одной виртуозно сделанной роли в их репертуарных списках. Сколько шаржированных актёрских приёмов и откровенных штампов!
На контрасте с ними работает Олег Кузьмищев – кавалер Рипафратта. Тонкий интеллектуальный актёр здесь утрированно прост. И всё это при подчёркнуто яркой мужественной внешности. Даже парик у кавалера Рипафратта, если можно так сказать, самый мужской. У графа и маркиза кудрявые локоны а ля Людовик XIV, а у Рипафратты гладко причесанные прямые пряди волос связаны в хвост.
Но самое неожиданное, как всегда у Ледуховского, в конце. Финал не то чтобы открытый, он заставляет задуматься об увиденном, хотя, казалось бы, в основе добротная известная пьеса, которую часто ставят в театрах и привозят антрепренёры, словом, так называемый "верняк".

Светлана РОМАНЕНКО

Опубликовано в "СГ" 13 октября 2009 г. №95(541)
Новости по теме
230-й сезон открыт!
05 октября 2009 1849
2 октября премьерой по мотивам бессмертной комедии великого итальянца Карло Гольдони "Трактирщица" открылся юбилейный сезон Смоленского государственного драматического театра им. А.С. Грибоедова. В сценической версии главного режиссёра театра Анатолия Ледуховского спектакль получил название "Укрощение строптивого".
28 апреля 2010 1592
ООО "Смоленскрегионгаз" сообщает, что МУП "Смоленсктеплосеть" не является злостным неплательщиком за потребленный газ.
20 октября 2009 1747
К сожалению, смоленский "Днепр" не смог преподнести игровой подарок к дню рождения (9 октября) президенту клуба, депутату Государственной Думы РФ Валерию Гладилину – обе встречи на выезде наши футболисты проиграли: в Курске "Авангарду" – 1:4, в Губкине ФК "Губкин" – 1:2. Голы у смолян забили Тамаев (90 мин.) – в Курске, Сойников (6 мин.) – в Губкине."Авангард" (Курск) в следующем сезоне будет выступать в первом дивизионе первенства страны.Другие результаты 33-го и 34-го туров в зоне "Центр" второго дивизиона:ФК "Рязань" (Рязань) – "Сатурн-2" (Московская обл.) – 1:2 (0:0); "Спартак" (Тамбов) – "Знамя Труда" (Орехово-Зуево) – 1:1; "Авангард" (Подольск) – "ФСА" (Воронеж) – 2:0; "Звёзды" (Серпухов) – "Зодиак-Оскол" (Старый Оскол) – 0:1; "Локомотив" (Лиски) – "Русичи" (Орёл) – 2:0; "Авангард" (Курск) – "Динамо" (Брянск) – 0:1; "Авангард" (Подольск) – "ФСА" (Воронеж) – 2:0.25 октября, в воскресенье, "Днепр" принимает "Локомотив" из Лисок.
Премьера "Щелкунчика": сказочно красиво!
25 декабря 2009 4513
Смоленский областной драматический театр имени А.С. Грибоедова приготовил детям прекрасный новогодний подарок – музыкальную сказку \"Щелкунчик\". Её премьера состоялась 25 декабря.Смотреть
"Превратности любви" в Смоленске
21 сентября 2009 2200
16 сентября на сцене \"Дома офицеров\" зрители увидели комедию положений режиссёра Игоря Войтулевича \"Дамочка, или Превратности любви\" по прозе Аркадия Аверченко. Премьера этого спектакля с известными актёрами недавно прошла на сцене Театра на Таганке.Напомню, что 15 лет назад тот же Игорь Войтулевич на том же материале в Смоленском драматическом театре поставил спектакль \"Страсти роковыя…\". Роли исполняли смоленские актёры Светлана Ульянова, Олег Кузьмищев и Александр Тараньжин. \"Страсти роковыя...\" до сих пор в репертуаре, правда, актёрский состав изменился.
"));