8 декабря 2016 14:53
USD 63,39   EUR 68,25
15 января 2010 1400

Одухотворённый сказ

Вельможа, государственный деятель, разделяющий бремя власти с императрицей, её верная опора и тайный супруг воспользовался случаем заглянуть попутно в родовое имение. Дорога не в крюк, ежели сердце позвало. Он сопровождал императрицу в её дипломатическом вояже и участвовал в переговорах Екатерины с австрийским императором Иосифом в Могилёве. На обратном пути повернули в отчину – селение Чижево в окрестностях Духовщины.

Этому событию из жизни генерал-фельдмаршала князя Потёмкина-Таврического посвящена повесть Владимира Королёва "Сердце светлейшего", публиковавшаяся в "Смоленской газете" в течение октября-декабря. Короткий, казалось бы, ничем не примечательный миг блистательной судьбы яркого человека, положенный в основу повествования, позволил воссоздать его мощный, самобытный, почти сказочный образ витязя.
Произведение начинается с фольклорного персонажа. Продвижению царского кортежа в Каспле воспрепятствовал козёл, воинственно застывший на пыльном большаке в боевой стойке. При всей комичности описанной ситуации в ней та подоплёка, что козёл олицетворяет обиду жителей Каспли на государыню за её повеление: "Город Касплю перевести в село Духовщину и назвать город Духовщиной". Шутливо Потёмкин поясняет: "А ведь это не козёл, государыня, это мститель!"
Сразу же ощущаешь какую-то былинную и даже сказочную атмосферу. С первых слов, с первых фраз повести звучат фольклорные мотивы: "Потёмкин стоял и улыбался солнцу. До Чижева оставался один переход, и теперь уже ничто не помешает им с Екатериной к вечеру достигнуть поместья его отца".
"Солнышко, радуй, радуй весь день, не прячься за тучку, сбереги нас в дороге от дождя!"
Животворная капля росы из цветка кувшинки – это ведь тоже сказочный образ, целебный источник сил. "Пастух Игошка, который открыл Григорию сладкую тайну утренней капельки, рассказывал барчуку, что только благодаря росе он полдня обходится в поле без завтрака".
Потёмкин возвращался в благодатный край своего детства с ласковым солнцем и человеческим теплом, согревающим через годы и дали. Народ встречал его с царицею цветами. "На обочине дороги стояла крестьянка с лукошком, а в лукошке – розовый куст. Дальше виднелся ещё один белый платок, потом ещё и ещё…
…Через каждые десять минут Потёмкин выносил и ставил к ногам великой женщины корзину с цветами".
Впечатляет!!!
И сразу возникает аналогия: отправляется добрый молодец из родительского дома побродить по белу свету, себя показать и людей посмотреть, а возвращается с царь-девицей. Так и тут. Сын отставного майора из захолустной усадьбы оказывается удачливым и способным человеком, поднявшимся на вершины власти. И вот в блеске и могуществе появляется с самой царицей.
Радость-то какая для его земляков! Восторг и ликование!!!
"Казаки из арьергарда взяли на караул, грянул оркестр – и Чижево за¬плакало от счастья: "Барин сударыню, царицу нашу великую на свою родину привёз!"
Повесть невелика по объёму, но в ней много удачных авторских приёмов, художественных находок, образных средств выражения.
"ДухОвщина!" - восхищается Екатерина, принимая в карете корзины с розами, аромат которых кружил голову и лился волной. "Даже запах кофия, нахальный и всегда вылезающий наперёд, стал вянуть – и сник, сдался, хотя чёрную смоль напитка Григорий и Екатерина поглощали, не переставая, до самого Чижева!"
В ответ на приглашение духовщинской делегации царица благосклонно молвила:
- В Духовщину не поеду. В ДухОвщину, – нажимая на "О", одарила взглядом городничего Екатерина, - полечу!
- Веселись народ! Веселись, ДухОвщина! – восклицает императрица, обращаясь с крыльца храма к толпе.
- Цвети, ДухОвщина! - поклонилась венценосная особа духовщинцам в пояс.
Какой величественный гимн городу, в имени которого свято и возвышенно звучит ёмкое по смыслу слово "дух".
Владимир Королёв – уроженец Духовщинского района, и его патриотические чувства созвучны с настроением исторического персонажа, которого он сделал литературным героем своего произведения. Автор достоверно передаёт душевные терзания Потёмкина: "Где я? Зачем я? Зачем Европа, зачем Питер, Могилёв, Крым, Херсон? Зачем? Зачем козни? Зачем казни?.. Чижево, только Чижево!"
Могущественный соправитель императрицы, обременённый государственными заботами, тешит себя упоительным счастьем свидания с любезной сердцу стороной и возлюбленной женщиной. Что может возрадовать его в обители детства? Конечно же, те давние забавы, которые канули в невоз¬вратное прошлое.
Автор повести находит способ порадовать своего героя азартной утехой минувших дней – ловлей рыбы в норота – рыбацкую снасть местных жителей, сохранивших этот способ добычи с незапамятных времён.
"Когда же Григорий подбежал к лопухам, где суетились пастух и кавалергард, из глубины уже шла зацепленная крюком длинная, скользкая плетёная громада.
- Помогай, Григорь Лексаныч, ради Бога, помогай!
Втроём они враз вытащили норот на берег. Истекающий водой, спереди он напоминал физиономию могучего и дремучего сома, потому что струйки лились больше на острие плетёнки, лились и опадали, опадали…"
Правда, напоминает добычу древних охотников?
Динамично, живо, образно автор рисует зримую картину захватывающей дух рыбалки. Он умело пользуется речевыми средствами, включая диалектную лексику: "Становь его на дыбаря!" - командует пастух Игошка. "Что грибы развесили? Хватай! В речку сбегуть!" Эти "грибы" вместо "губы", произношение глаголов с грамматически неверным мягким окончанием типа "шипять" вместо "шипят", слова вроде "сбёг", "схован", "споро" создают узнаваемый колорит местной речи, усиливающий образность повествования и впечатление достоверности событий в авторском изложении.
Лейтмотивом проходит по всему повествованию благостный и благоуханный дух: "духмяная чижевская трава", "берёзовый дух", "духмяность", "духмяная ночь"… И все эти запахи и ароматы, цветы, венки рождают атмосферу языческого праздника, приближают к постижению смысла и сути земного явления, которое имеет, по определению автора, "пахуче интригующее название" – Духовщина, воплотившее ДУХовность Общины. "Духовщина зело тронула их сердца светом и теплом своего внимания и любви".
С хорошим знанием деревенского уклада жизни автор живописует обстановку в Чижеве, вызывая представление о родовом доме Потёмкина с флигельком и банею, внутреннем убранстве, где к месту домотканые половики, деревянные лавки в горнице – всё самое простое и необходимое. Детали быта важны для воссоздания атмосферы самобытности.
Автор делает это мастерски. Скупыми, точными штрихами он рисует осязаемую картину. "Баня оказалась совсем не развалюхой, а закопчённым домиком, хоть и покосившимся на правый бок, но задорно блиставшим единственным оконцем.
- А что внутри, милюша Гришенька? Нет ли чертей там?
- Ковш, матушка, внутри ковш, а черти русскую баню не любят, духа её боятся!
И правда, дух в бане, хоть и не топленной, был густ и лёгок одновременно: пахло сажей и дымом, потрескавшимися булыгами с каменки, мягкой сыростью от лавок и пола да ещё сухой мятой, ветки которой висели в примыльнике. Но более всего пахло берёзой, вениками…"
Здесь что ни слово, то лыко в строку. От единственного оконца, ковша до потрескавшихся булыг с каменки. А булыги-то, глянь, диалектное слово! И глечики с молоком, и горлачики со сметаной – из смоленского диалекта. И цветы беремом, и женщина в охапке – оттуда же.
С баней в русском фольклоре немало историй связано – и жутковатых небылиц, и смешной бывальщины. В повести Владимира Королёва с озорством и весёлым лукавством изображено уединение горячих любовников в нетопленной бане. Нарочито грубовато, откровенно и смешно, в явном расчёте на комический эффект описано действо. Это не столько любовная сцена, сколько сценическое представление, художественный приём, передающий пыл и страсть истосковавшихся партнёров. Экспрессия необузданного порыва выражена через символы, обозначенные как "комель" и "оглобля". Возникает ощущение тождества с древним языческим ритуалом любви, обрядом на празднике Ивана-купалы.
Сказка ли, быль эта повесть "Сердце светлейшего"? Безусловно, в ней действуют реальные исторические личности, в основу положены достоверные события. Но филолог по образованию, профессионал, всю жизнь работающий со словом в средствах массовой информации и чутко его чувствующий, Владимир Королёв талантливо соединил в произведении знание словесности, фактического материала с мастерством. И получился удивительный сплав, где искусно сочетаются традиции народного сказительства и русской реалистической прозы.
Финал повести трагичен. После кульминационного момента расставания императрицы с возлюбленным он отравляется на юг, считая это неотложным долгом. Последние их письма друг другу, свидетельствующие об искренности и силе чувств, описание смертного часа Потёмкина, въезд кареты с сердцем светлейшего во двор родового дома – лучшие, эмоционально насыщенные страницы произведения, передающие бесконечную горечь печали.
Повесть "Сердце светлейшего" – несомненная творческая удача автора. И она свидетельствует о появлении зрелого мастера с индивидуальным раскованным стилем письма, свободным от ограничительных условностей.
Повесть полностью опубликована
в только что вышедшем в Смоленске журнале "Годы".


Александр МЕЛЬНИК

Опубликовано в "СГ" 16 января 2010 г. №3(578)
Новости по теме
20 октября 2009 1744
К сожалению, смоленский "Днепр" не смог преподнести игровой подарок к дню рождения (9 октября) президенту клуба, депутату Государственной Думы РФ Валерию Гладилину – обе встречи на выезде наши футболисты проиграли: в Курске "Авангарду" – 1:4, в Губкине ФК "Губкин" – 1:2. Голы у смолян забили Тамаев (90 мин.) – в Курске, Сойников (6 мин.) – в Губкине."Авангард" (Курск) в следующем сезоне будет выступать в первом дивизионе первенства страны.Другие результаты 33-го и 34-го туров в зоне "Центр" второго дивизиона:ФК "Рязань" (Рязань) – "Сатурн-2" (Московская обл.) – 1:2 (0:0); "Спартак" (Тамбов) – "Знамя Труда" (Орехово-Зуево) – 1:1; "Авангард" (Подольск) – "ФСА" (Воронеж) – 2:0; "Звёзды" (Серпухов) – "Зодиак-Оскол" (Старый Оскол) – 0:1; "Локомотив" (Лиски) – "Русичи" (Орёл) – 2:0; "Авангард" (Курск) – "Динамо" (Брянск) – 0:1; "Авангард" (Подольск) – "ФСА" (Воронеж) – 2:0.25 октября, в воскресенье, "Днепр" принимает "Локомотив" из Лисок.
28 апреля 2010 1591
ООО "Смоленскрегионгаз" сообщает, что МУП "Смоленсктеплосеть" не является злостным неплательщиком за потребленный газ.
28 апреля 2010 1407
Смоленск живёт ожиданием футбола: 30 апреля в городе-герое стартует первенство страны в зоне "Запад" второго дивизиона. Смоленский "Днепр", идущий после двух выездных туров с тремя очками на пятом месте, принимает завтра в 18.00 "Волочанин-Ратмир" из Вышнего Волочка.Следующую встречу смоляне проводят 3 мая. В 17 часов на своём поле "Днепр" играет с московским "Торпедо-ЗИЛ".
Проводы Валерия Соляника и матч "Днепр" (Смоленск) – "Динамо" (Брянск) состоятся на стадионе "Спартак" 8 октября
07 октября 2009 2518
Проводы Валерия Соляника и матч "Днепр" (Смоленск) – "Динамо" (Брянск) состоятся на стадионе "Спартак" 8 октября.Слухи о срыве этих двух мероприятий категорически опроверг в беседе с корреспондентом "Смоленской газеты" пресс-атташе ФК "Днепр" Виктор Южанин. Он сказал:- Началось интенсивное финансирование брянского клуба, игроки заявили об отказе от забастовки, всё готово и к церемонии чествования знаменитого смоленского футболиста.
"Космические гонки" в CAR-dымово, 6 марта
07 марта 2011 3155
Смоленская область, Кардымовский район
"));