4 декабря 2016 00:48
USD 64,15   EUR 68,47
05 апреля 2011 5985

Премьера в Камерном: Лопе де Вега "Дурочка"

Премьера в Камерном: Лопе де Вега "Дурочка"

Глупышка, что всех желанней

По глубокому моему убеждению, театральный спектакль с момента своего рождения не набирает форму, скажем, к десятому показу, а напротив, стремительно утрачивает её. На генеральном прогоне и премьерном представлении актёры помнят точные указания режиссёра, да и он ходит рядом, требовательный и злой; актёры волнуются за результат – новый спектакль приходят смотреть все, кому небезразличен театр, декорации и костюмы новы и свежи, в театре радостно-тревожный переполох, как на новоселье – словом, есть желание удивлять.
К пресловутому же десятому представлению форма окостеневает. Актёры уверенно говорят свой текст, венчая им весь свой марафон работы над ролью, а никак не волнение и не страсть своих героев, в зале сидит совсем уже далёкая от театра публика, пришедшая поглазеть, не знающая или не помнящая других постановок этого театра, режиссёр потерялся в водоворотах жизни, головы у всех заняты следующей работой, а то и личной жизнью… К чему такая длинная преамбула?
В условиях провинциального театра спектакль сразу получается или не получается, ни в какие доводки и самосовершенствования верить не приходится (да и опыт не велит), поэтому сразу после премьеры необходимо спасать то ценное, что удалось, и отсекать ненужное и слабое, поскольку само по себе оно не трансформируется ни во что хорошее и отомрёт только вместе со спектаклем. Поэтому театральные критики и кидаются очертя голову в бой, потому что сразу после премьеры их ещё послушают, а через два-три месяца их мнение вызовет лишь зевоту да пожимание плечами.
Режиссёр Роман Родницкий – человек талантливый, каждая новая его постановка не похожа на предыдущую, он всегда старается придумать что-то новое, неожиданное, огорошить сюрпризом. «Дурочка» в Камерном решена как карнавал, шумный и весёлый.
Выполненная на эмоциональном подъёме, первая сцена – интро – способна создать приподнятое, праздничное настроение на весь вечер (а может и не создать, если актёры будут лениться). Это весенняя – мартовская! – постановка, когда любовь, как хмель, ударяет в голову. Вот почему на сцене вполне уместна шикарная барная стойка.
Для карнавализации режиссёр придумал замечательный ход – как бы вставные эстрадные номера: на сцену подаётся микрофон, и герои поют о своих чувствах и мыслях поверх яркого аккомпанемента. Идея, повторяю, превосходная и в новинку для Камерного, однако с её реализацией получилась накладка: звук, прошедший микрофон и усиление, получается невысокого качества, как в котельной – с той же степенью разборчивости. Зритель видит некое оживление на распахнувшейся сцене, видит возбуждённых героев, поочерёдно подбегающих к микрофону, но не понимает ни слова в их воодушевлённом скандировании. Если микрофон не способствует коммуникации со зрителем, может, микрофон стоит убрать?
Выбор пьесы – комедии Лопе де Вега – мне кажется очень верным и разумным на данном этапе жизни Камерного театра. Публику надо привлекать, сейчас не до экспериментов, рассчитанных на знатоков театра и эстетов – их нынче немного среди нас. Испанский классик, с невероятной плодовитостью писавший о приключениях влюблённых, всегда будет важен и интересен публике. Его пьесы, заканчивающиеся многочисленными браками, хороши как никогда для наших реалий. Превосходная поэзия – перевод Михаила Донского – восхитит, запомнится, украсит будни, начинающиеся сразу за порогом театра.
Раздаются гимны любви, звучит всепобеждающий клич жизни, его издают все – от окотившейся кошки до перевлюблявшихся слуг. Хороши уловки, до поры скрывающие от зрителя, что дело кончится тремя, а то и четырьмя свадьбами, – в данном случае это некая придурь главной героини, затем куда-то улетучивающаяся, но терпением зрителей злоупотреблять не нужно. Пьеса Лопе де Вега написана 400 лет назад, когда сам темп жизни был другой, и сейчас нет нужды, да и возможности высматривать все заложенные в неё скоморошества и сатиры. Скажу ещё проще: второе действие слишком затянуто, его нужно сокращать. Там есть настоящие жемчужины, их нужно оставить, но вот сцену бунта ученицы против учителя я бы снёс не задумываясь – к чему эта тема? Как в шахматах не принято делать лишних ходов, дабы не потерять темп, так и здесь нужно его беречь. После антракта слишком много ненужной суеты, задёргивания-распахивания занавеса, перегруппировок и пустых разговоров. Получился тот редкий случай, когда первая часть увлекательнее второй.
По законам карнавала события должны развиваться по нарастающей, вовлекая в происходящее всё новых персонажей, причём с возрастающей скоростью, чтобы не утерять внимания зрителей. Увы, здесь такого водоворота не получается. Действие провисает. Его не спасают даже спортивные костюмы героев. Есть замечания и к отдельным персонажам. Ниса в исполнении Ирины Лащенковой слишком зла, что ли. Главный герой Лауренсьо (Сергей Зезюлькин) тоже как-то слишком угрюм, не позволит себе лишней улыбки, – одно только суровое блистание глаз. Поведение этого героя немотивированно. Ради чего он меняет свои планы? Вместе с Нисой он образует отличную пару. Зачем ему «дурочка» Финея – непонятно.
К безусловным удачам надо отнести роли в исполнении Артёма Быстрова (Лисео) и Валентины Родницкой (Клара) – актёры демонстрируют незаурядное комедийное дарование. Очень хороша Финея – Анна Морозова (занятно, что знойных испанок играют природные блондинки Морозова и Михальченко). Даже с повреждённой рукой обаятелен Денис Кулешов (Дуардо). Всегда блистательны танцевальные новеллы в постановке Татьяны Шавриной. Фантастически хорош номер с Финеей и чужими руками, особенно восхищает, что актёры импровизируют в нём от спектакля к спектаклю. Всем запомнится Мисено, этакий Борис Моисеев в исполнении Николая Леонова…
Данная рецензия получилась многословной и тавтологичной. Сделано это не без умысла. Как читатель устаёт от словоохотливого автора, так и зритель устаёт от пустых разговоров и лишних действий. Хочется пожелать сделать спектакль более динамичным и внятным!

Сергей МУХАНОВ

Новости по теме
Актриса Смоленского камерного театра отмечена за лучшую роль
13 мая 2011 1172
В Смоленске во второй раз состоялся областной конкурс имени А.С. Грибоедова на лучшую женскую и мужскую роль театрального сезона. В конкурсе победила актриса Камерного театра Анна Морозова за блестящее исполнение роли «дурочки»-Финеи в комедии Лопе де Вега
Премьера в Смоленском камерном: «Бемби» Феликса Зальдена
23 октября 2011 3936
Смоленский камерный театр совершил маленький будничный подвиг – выучил новый язык. Своей новой постановкой он продолжил мощную гуманистическую традицию: практически все его работы пронизаны идеями добра и верой в высокое предназначение человека.Дело в том, что «Бемби» – спектакль пластический. В нём почти не говорят. Актёры доносят до юных зрителей переживания своих героев при помощи движения, пластики. Это сложно. Это головокружительно смело и трудно – поменять язык самовыражения. Декорации на сцене тоже живые: лес, деревья играют люди...
Дурочка-люкс
09 апреля 2014 1586
На «Смоленском ковчеге» выступил театр из Уссурийска...
25 апреля 2012 1672
Во вторник, 24 апреля, в Смоленске начались гастроли театра музыкально-пластической драмы «Преображение» из Нижнего Новгорода. Уже по названию ясно, что театр не совсем обычный. Его актёры говорят языком жеста, мимики, танца, это искусство, понятное без слов. Главный приём работы театра – импровизация, что делает его особенно привлекательным для тонких ценителей искусства.В спектакле «Мечты с поправкою на жизнь» есть карнавальность, есть озорство, есть сексуальность. Актрисы театра женственны, обворожительны, каждая – с искоркой. Актёры – мужественны, пластичны, выносливы, обладают яркой индивидуальностью...
«В списках не значился» вернулся на смоленскую сцену
30 апреля 2015 1080
О спектакле Камерного театра говорят зрители, побывавшие на премьере…
«Давным-давно» возвращается на смоленскую сцену
06 сентября 2012 1581
В год юбилея наши зрители получат новую версию всенародно любимой комедии, которую многие знают по киноверсии \"Гусарская баллада\"

Ждал Вашу статью )) написал

6 апреля 2011 00:17

"Хочется пожелать сделать спектакль более динамичным и внятным!"

+100500 :)

Марго написал

7 апреля 2011 09:10

"Если микрофон не способствует коммуникации со зрителем, может, микрофон стоит убрать?" Согласна, особенно по началу. Имена не запомнила и смысл трудно уловить!

Victor написал

7 апреля 2011 13:15

Первая картинка очень не понятна! Микрофоны, хлопки, стихи, которые не слышно. Глумата! )) На счет имен... только с программки понимал, но это уже моя проблема! )) Очень понравился номер про любовь с танцем двух пар в первом акте. КЛАСС!!! В пятницу пойду смотреть во второй раз спектакль! Зал почти весь забит!
"));