Культура

Телемост российских кинематографистов «Москва - Санкт-Петербург - Смоленск» обернулся скандалом

28 августа 2011 года в 18:48
Организованный в прошлую пятницу компанией «Ростелеком» мультимедийный телемост «Москва - Санкт-Петербург - Смоленск», посвящённый Дню российского кино и приуроченный к фестивалю «Золотой Феникс», завершился скандалом. В знак протеста против ситуации с киностудией «Ленфильм» мэтры отечественного кино Алексей ГЕРМАН и Александр СОКУРОВ покинули зал. Настроение у всех остальных участников тоже было не самым праздничным.

Сергей ЛАЗАРУК, первый заместитель председателя Союза кинематографистов России:
- К сожалению, в нынешней ситуации пути финансирования кино можно пересчитать по пальцам одной руки. Первый, самый «денежный» и он же самый редкий – это тендеры Министерства культуры, которые выигрывают единицы. На эти деньги можно работать над фильмом.
Второй источник – средства со всевозможных киноконкурсов и фестивалей федерального значения в поддержку российского кино. Кусочек не такой лакомый, но это лучше, чем ничего.
Ну, и третий, в последнее время очень распространённый – это частные субсидия в виде спонсорской помощи. К счастью, есть ещё люди, которым небезразлично наше современное кино, но режиссёру бывает, порой, трудно удовлетворить их своеобразные эстетические запросы.

Алексей ГЕРМАН, режиссёр:
- Вырисовывается, к сожалению, совсем не праздничная картина. Вопрос не в том, дают деньги или нет, а в том, что вообще случилось с кино и со зрителем. Основной поток сценариев нынешнего мирового кино можно разделить на «месть человека всему и всем», «возврат украденных денег», плохого полицейского», «хорошего полицейского», который непременно срывает с себя жетон и «драки». В этих жанрах, бесспорно, есть замечательные фильмы (например, «Афёра»), и много. Но в последнее десятилетие всё это неуклонно тяготеет только к бездумным дракам и мордобою. А потом мы удивляемся, откуда столько жестокости, в том числе, и среди детей!
Кинематографиста и зрителя посадили на «иглу» иностранных боевиков. У нас нет столько денег, чтобы снимать дорогие боевики, поэтому приходится снимать «не драки», а их большинству зрителей смотреть неинтересно.
Большие деньги на большое кино государство нам не даст, а на одном восхищении редких ценителей далеко не уедешь.
Я пришёл сюда далеко не с праздничным настроением. Радоваться потому что нечему. Мы никого не убедим оказать поддержку кинематографу, если мы не будем солидарны сами с собой и со средствами массовой информации. Сейчас происходит нечто совсем нечистоплотное. Наш родной «Ленфильм» при помощи различных грязных методов пытается положить в карман один очень богатый человек. Если мы ничего не сделаем, то вскоре о студии можем прочесть только в книгах и Интернете. Это конец «Ленфильма», скоро и там начнут делать одно «мыло», приносящее баснословные деньги.
Мы что, так и будем по блату раздавать всё в частные руки? Это я уже старый, а нынешняя молодёжь ещё увидит, как Эрмитаж и Петергоф перейдут в частные руки.
Повторюсь, я в этот день не хочу быть радостным, потому что высококлассное, настоящее русское кино умирает, а студии закрываются или делают «продукты» на потребу масс, а то и вообще рекламу.

Александр СОКУРОВ, режиссёр:
- Никаких праздничных настроений у меня тоже нет. Как можно радоваться, когда мы видим, в каком состоянии находится наше кино, а легендарный «Ленфильм» скоро вообще исчезнет? Валентина Матвиенко в своё время готова была взять киностудию на баланс, но ей не дали.
Кино становится централизованным – только Москва. Нет больше других серьёзных киностудий. Финансирование зашло в полный тупик. «Мосфильм» превратился в студию, не выпускающую фильмы, а только предоставляющую свои услуги тем, у кого есть деньги. Сколько картин выходило? А сколько таких, которыми мы могли бы гордиться?
В стране нет национального проката. Мы снимаем фильм и не можем показать его согражданам! А вы говорите – праздник.
В области российской культуры нет мира, а идёт война. И отечественный кинематограф – одна из её многочисленных жертв. Скоро не будет вообще никакой альтернативы, а только один сплошной гламурный ширпотреб.

Народный артист России,кинорежиссёр, сценарист, продюсер Андрей МАЛЮКОВ:
- «Ленфильм» дорог не только питерцам, но и всем нам. Я не знаю, как довести эту боль до всех, подержать его. За два десятка лет государство не вложило в содержание студии ни копейки, поэтому она сейчас в таком запустении.
Перед кинематографистами России стоят две основные проблемы – производство и прокат. И ярким тому пример – Марлен Хуциев, который до сих пор, по вине непорядочных продюсеров, не может закончить свой фильм о судьбе величайших русских писателей – Толстого и Чехова.
Я тоже считаю, что пока не будет национального кинопроката, не будет у нас и кино. Проблема может разрешиться, если постоянно привлекать к ней внимание. Думаю также, что территория «Ленфильма» - это не национальный заповедник. Не надо гнушаться теми, кто может ему помочь, а спасать его надо, как говорится, всем миром.

Народная артистка РСФСР Ирина МИРОШНИЧЕНКО:
- День кино – это праздник многих людей и многих профессий. Хочу поздравить всех кинематографистов и зрителей, по-настоящему ценящих кино, с этим замечательным праздником. Мы разделяем боль наших коллег, но не можем не сказать слова благодарности тем, кто, несмотря ни на что, продолжает работать в таких условиях.

Народный артист России Сергей БЕЗРУКОВ:
- Честно – оптимизма мало. Целиком и полностью поддерживаю Александра Сокурова. В кино прочно вошёл бизнес, государство игнорирует наши просьбы, а про детское кино я вообще не говорю.
Кино, к сожалению, стало «продуктом», а про то, что есть духовная пища, мы уже почти забыли.
Средства на кино в США и наши несопоставимы. У них аудитория – это весь мир, а у нас – только Россия. Играть на их поле пока не получается.
Зрителя в прямом и переносном смыслах подсадили на попкорн. К счастью, остались ещё кинофестивали, авторское кино. Но оно, опять же, не идёт на большой экран.
Даже из хорошего кино зачастую приходится делать «продукт», если мы не хотим разориться. В этом «бермудском треугольнике», к сожалению, уже утонули очень многие.
Несмотря на это, поздравляю всех мэтров, начинающих и зрителей с праздником!

Народный артист СССР, Президент Гильдии кинорежиссёров России Марлен ХУЦИЕВ:
- Первое моё знакомство с большим кино произошло, когда я увидел на экране надпись «Ленфильм», а картина называлась «Чапаев». Думаю, комментарии излишни. Сколько прекрасных картин снято на этой студии, вы и сами прекрасно знаете.
Солидарен с моими друзьями из Петербурга и считаю «Ленфильм» одной из самых серьёзных мировых студий. И государство должно относиться к ней с особым трепетом. Практика же показывает совершенно обратное.
Хорошо, что проводятся такие фестивали, как смоленский «Золотой Феникс». Это даёт зрителю уникальный шанс хоть так посмотреть редкие фильмы. Многие из них – действительно хороши и сняты очень сильно.
«Часть мира, которого нет». Памяти Майка Науменко
Композитор Александр Морозов: Я всё время живу накануне чего-то…

Другие новости по теме