Загадки Айвазовского
2 марта 2012 года в 11:02
В этом легко убедиться, стоит лишь войти в залы Смоленской картинной галереи и взглянуть на картину Ивана Константиновича Айвазовского «Зимний обоз в пути». Завораживающая красота зимнего пейзажа поражает воображение и не даёт отвести глаз, приковывает к себе. Среди многочисленных известных работ художника, а создано им более шести тысяч картин, подобной вы не встретите ни в одном собрании, она – единственная, уникальная. Чтобы увидеть это выдающееся произведение, стоит приехать в Смоленский музей из другого города и даже с другого континента.
С представлением о творчестве Айвазовского у нас обычно связываются изображения морских бурь, ураганов, кораблекрушений, полные яростного движения разбушевавшейся морской стихии.
Айвазовский отразил в своём творчестве поэтические представления о море, ведь с ним была связана вся его жизнь. Семья Айвазовских в начале XIX века переселилась в Феодосию, где 17 июля 1817 года родился будущий великий художник и в 1900 году окончил свои дни. Детство Айвазовского протекало в трудных условиях, и только благодаря помощи одного из крупных чиновников города, обратившего внимание на исключительную одарённость мальчика, юному Айвазовскому удалось вырваться из бедности и в 1833 году стать пансионером Академии художеств.
С первых шагов в искусстве определилось дарование Айвазовского: изображение моря стало основной темой живописи художника и привлекло к нему внимание выдающихся людей эпохи. Он познакомился с К.П. Брюлловым, М.И. Глинкой, В.А. Жуковским, И.А. Крыловым, а во время своего путешествия в Италию в 1840 году – с Н.В. Гоголем и художником А.А. Ивановым.
Его учителем в области живописи «морских видов» был Филипп Тоннёр. Первой работой Айвазовского был «Этюд воздуха над морем», написанный в 1835 году, за который он получил серебряную медаль. Ежегодно Айвазовский совершал поездки по Финскому заливу, Чёрному морю, изучая эффекты освещения и природу моря. В 1840 году Айвазовский совершил путешествие в Италию, затем посетил Германию, Францию, Англию и Испанию. Везде картины его производили особый эффект, и слава Айвазовского как замечательного художникамариниста установилась повсеместно.
Особое место в творчестве Айвазовского занимают картины на батальные темы. Они рассказывают о жизни флота в мирной обстановке и в дни войны, когда русские моряки одерживали победы над врагом. Юношей Айвазовский участвовал в трёх десантных операциях у берегов Кавказа, которыми руководил
И.Н. Раевский. Во время плавания на боевых кораблях Черноморского флота он познакомился с замечательными русскими флотоводцами: Лазаревым, Нахимовым, Корниловым, Истоминым.
Айвазовский, обеспечив живописный эффект в самых популярных своих картинах, таких, как «Девятый вал» (1850, Русский музей, Петербург), «Чёрное море» (1881, Третьяковская галерея), «Среди волн» (Феодосийская картинная галерея), достигает в них впечатления мощной и безбрежной морской стихии.
В пору творческого расцвета – в 1850-е годы – Айвазовский, в то время уже всемирно признанный мастер, получает заказ на участие в международной выставке во Франции. Для русских павильонов Всемирной выставки в Париже в 1857 году он создаёт серию из четырёх пейзажных работ, символизирующих природные богатства России. К ней относится картина «Зимний обоз в пути». Исследователи отмечают, что картина необычна для Айвазовского не только редкой для художника темой, но и ярко выраженной сюжетной направленностью: изображён суровый зимний пейзаж, по таёжному тракту движется меж высоких деревьев обоз лошадей с телегами, становится на стоянку у придорожной избы. Мужичок в тулупе направляется к обледенелому колодцу с «журавлём», сквозь снеговые облака едва пробиваются лучи солнца, голубые тени ложатся на искрящиеся сугробы. Необыкновенно эффектное по живописи полотно и другие произведения серии «Богатства России» принесли автору большой успех. Айвазовский был награждён французским орденом Почётного легиона.
Позже картина «Зимний обоз в пути» была приобретена М.К. Тенишевой на живописном аукционе и затем поступила в собрание Смоленского музея. Сегодня представленная в экспозиции Смоленской картинной галереи, она оказалась единственным полотном серии «Богатства России» Айвазовского, местонахождение которого установлено. Где же находятся остальные полотна? Эту загадку предстоит решать будущим исследователям творчества художника.
Вы можете разместить эту статью на своей
странице
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
Нашли опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите
Ctrl + Enter
Ctrl + Enter