8 декабря 2016 01:10
USD 63,91   EUR 68,5
06 апреля 2012 3689

Андрей. Достать чернил и плакать!..

Андрей. Достать чернил и плакать!..

Гений. О многих ли наших кинорежиссёрах так говорят за рубежом? О нём говорят. Он смог. Он добился. Своим трудом и талантом. Говорят, природа отдыхает на детях талантливых родителей. В двадцатом веке поэтам пришлось несладко (хотя вот сейчас – сладко, и кто их слышит?). Сергей Михалков и Арсений Тарковский – какие разные судьбы!.. И какие разные дети! Но отдыхает ли природа?

Два Андрея, Кончаловский и Тарковский, задумали фильм, который повлиял в конечном счёте на национальное сознание. Фильм, который заставил русских вспомнить свою историю, хотя в нём нет ни одного исторического факта. Так высочайшая поэзия способна изменить жизнь целого народа. Андрей Тарковский превратил поэзию в кино. «Андрей Рублёв» – это катарсис, это ноющая незаживающая рана в сердце каждого интеллигентного человека. Начиная с «Рублёва» все фильмы Тарковского – катарсис. Поэтому странно их сравнивать, какой лучший.

Андрей Тарковский мучительно, до дней последних донца пытался постичь и искупить человеческую природу, свою – в первую очередь. Его фильмы очень личные, они – о страхах совестливого, порядочного, доброго человека, который живёт и не может не делать зла другим, потому что жизнь – не пряник. Его жизнь в искусстве – это личная жизнь. Окружавшие его люди – абсолютные величины. Скажем, оставивший жену и двоих детей Арсений Тарковский – зло или благо он совершил?

Этот режиссёр очень любил снимать воду – самую непостоянную и ненадёжную субстанцию. Он заставил увидеть обычное дерево как впервые. Он снимал безмерно затянутые планы, которые сейчас не критикуют исключительно из уважения к мэтру и дабы не прослыть тупицей.
Это режиссёр, который выглядел чуть ли не главной жертвой советской системы, а теперь оказался едва ли не главным её достоянием – нигде на свете Тарковский не смог бы снять такие масштабные и затратные фильмы, как «Андрей Рублёв» и «Сталкер», кроме СССР.

Это человек и художник, о котором можно говорить бесконечно. Его фильмы молоды, потому что гениальны. Они не стареют, они являются всё теми же бриллиантами, которыми сияли и 30, и 40 лет назад. Нас не будет, а всё новые пытливые юноши и девушки будут вглядываться в картины, рождённые даром этого великого художника, и чувствовать соприкосновение с чем-то невыразимо прекрасным и важным...
С юбилеем, Андрей Арсеньевич!

Сергей МУХАНОВ

Опубликовано в "СГ" 7 апреля 2012 г. №37 (915)
Новости по теме
«Жертвоприношение» Тарковского автобиографично?
18 ноября 2010 3484
Удивительно, что многие любители творчества Андрея Тарковского не видят возможной аналогии между сюжетом его последнего фильма \"Жертвоприношение\" и жизнью самого мастера...
«Рерберг и Тарковский. Обратная сторона «Сталкера»
02 августа 2010 4962
Если бы кто-то сказал, что четверть века спустя после смерти Андрея Тарковского коллеги начнут учить покойного режиссёра снимать кино, я бы не поверил. Тем не менее, такой случай отмечен в кинодокументалистике. Украинский режиссёр Игорь Майборода хочет убедить зрителей своей картины «По ту сторону «Сталкера» в том, что для всех было бы лучше, если бы фильм «Сталкер» снял оператор Георгий Рерберг.Делается это из большого уважения к уже покойному Георгию Ивановичу и от любви к справедливости. Дескать, деспот и самодур Тарковский незаслуженно отлучил оператора от картины, чем нанёс непоправимый ущерб репутации мастера. Его доброе имя вот уже более 30 лет нуждается в реабилитации…
«Солярис»: «…а мы поставим свечи в изголовье погибшим от неслыханной любви!..»
08 июля 2011 3559
Во Всероссийский день семьи, любви и верности «Смоленская газета» в своей традиционной рубрике, посвящённой кино, предлагает обратить внимание на несколько фильмов о любви – классических и новых. С праздником!
«Ностальгия»: мрачная жемчужина
16 декабря 2010 2786
У «Овсянок» много общего с «Ностальгией». Прежде всего, это мифотворчество. Жизнь человека и её назначение. Самоубийство уже не грех, а способ воздействовать на реальность. Пристально рассматриваются условия переселения на тот свет. И миф «Овсянок» более целостный и увлекательный, поскольку у современного режиссёра Федорченко выше темп повествования, хотя в обоих фильмах многие сцены сняты тошнотворно долгим общим планом с одной точки.У Тарковского миф не сложился. Есть несколько сильных фресок, как предвестие безвременного конца художника. Они бессвязны, ибо заплетается язык у безумно одинокого и тоскующего человека...
«Начни сначала»: спасибо Стефановичу!
07 октября 2010 1893
Режиссёр Александр Стефанович обладал удивительным даром снимать картины, которые пользовались ажиотажным интересом при выходе, а потом крепко забывались (ну кто сейчас помнит фильм «Душа»?!). Так и с этой лентой. Даже «Яндекс» не сразу найдёт её вам, хотя здесь запечатлён Андрей Макаревич в расцвете сил. Музыкант говорил, что снялся в этой глуповатой картине исключительно ради рекламы творчества «Машины времени». Реклама удалась. По тем временам это было очень круто – огромный, на весь экран, рок-кумир. Видны малейшие чёрточки. Дымится сигарета, сильный боковой свет трогает глазные яблоки, интимное мурлыканье под бархатную гитару... Для тогдашней молодёжи перестройка началась не с «Покаяния», а с этого фильма
«Неадекватные люди»: лучший режиссёрский дебют
27 июня 2011 2662
Только что на «Кинотавре» показали следующую картину Каримова, «Вдребезги», и она – одна из самых ожидаемых премьер сезона. Почему? Потому что Роман Каримов – один из самых интересных молодых режиссёров. Запомните это имя!Фильм снят при очень скромном бюджете, однако этого не чувствуешь. Исключительное обаяние актёра театра Петра Фоменко Ильи Любимова, фантастический дебют в кино студентки педагогического университета Ингрид Олеринской. Говорят, предложение сниматься в кино она получила прямо на улице, так что чудеса ещё случаются…
"));