7 декабря 2016 15:29
USD 63,91   EUR 68,5
04 мая 2012 1744

Театр «Преображение»: молчание страсти

Театр «Преображение»: молчание страсти

Нижегородский театр «Преображение» показал на гастролях в Смоленске четыре взрослых спектакля, по ходу которых актёры не проронили ни слова – они изъяснялись языком жеста, движения, танца.

…Многие пылкие люди думают, что талант даёт длинную путёвку по жизни. Что достаточно быть одарённым человеком, и ты будешь подниматься вверх и вверх, достигая всё более великих свершений и умножая число поклонников. Люди постарше и помудрей понимают, что жизнь – это, увы, компромисс. Что ты – это твой угол, твоя жена, начальник, обязанности. На этом часто весь рост и заканчивается. В какой-то момент ты дал согласие на то, чтобы жить так, а не иначе. Ведь если ты не согласился бы, возможно, ничего этого у тебя не было бы. А ещё ты – это свирепая запись в графе «дата рождения»: информация, которая старится ежедневно, ежеминутно, ежесекундно. Над всем довлеет тикающее время, превращающее одних в звёзд и мастеров, а других – в конченых посредственностей и алкоголиков.
Актёры – это люди, для которых проблема компромисса актуальна вдвойне. Для них и время течёт по-другому, и поощрение гораздо необходимее, нежели другим. Поэтому эксперименты, новшества для них особенно трудны. Все хотят быть модными, успешными. Все хотят, чтобы о них говорили, но далеко не все знают, как этого добиться. И режиссёры продолжают попытки, но ты никогда не угадаешь, кто стоит перед прыжком, а кто – перед провалом.
Как зрителю отличить поиск от стагнации? всегда ли публика в провинции способна разобраться, где ширпотреб, а где – искусство?
Поначалу смоляне горячо откликнулись на гастроли наших гостей из Нижнего Новгорода – на первых двух спектаклях зал был практически полон. Потом зрителей стало заметно меньше.

Что говорить, нам предложили элитарное искусство. Кто-то из зрителей сказал, что видел пластические спектакли и посильнее. Отлично! Но много ли искушённых, которым приходилось видеть пластическую драму вживую и раньше?! Все остальные могли довольствоваться не то что телевизором – разве что Интернетом. Неужели картинка размером четыре на шесть сантиметров способна сравниться с живыми актёрами, играющими на сцене специально для вас?! Дышащими, мечущимися, страдающими, извините, потеющими только для вас!
Не знаю, как благодарить людей, тратящими силы и здоровье за гроши зарплат в «учреждениях культуры» – театрах, музеях, библиотеках. (Может, эти учреждения – прямые поставщики контингента прямо в рай?) Но знаю точно: нужно быть признательным людям, готовым ехать играть к вам.

Мы уже писали, что в «Преображении» маленькая труппа – всего восемь актёров. Далеко не все они заняты в каждом спектакле из числа привезённых. В постановке «Жизнь в стиле танго» задействовано трое актёров, в «Наваждении» и «За секунду до пробуждения – только двое. Это прима театра, хореограф Алина Трашкова и лауреат премии «Нижегородская жемчужина» Сергей ТОПКОВ.
В том, что делает Топков, есть подлинная сценическая харизма, он – настоящий, ему не нужно прикидываться быть кем-то – у него получается. Он по-настоящему «цепляет» – это видно в каждой фотографии.
- Сергей, насколько в постановках театра и лично вашей работе велика доля импровизации?
- Изначально она не то чтобы велика – она стопроцентна. Принцип работы театра строится на том, что берётся идея и развивается. Жёсткой хореографии нет, всё растёт из импровизации. Поэтому очень просто быть естественным на сцене: в процессе импровизации, когда ты ткёшь спектакль, ткёшь свой образ, ты всегда идёшь от себя. Ты сначала вытаскиваешь всё из себя, находишь эти образы, повороты, краски, эмоции, и они – твои. Здесь лукавство ни к чему.
- Но далеко не все образы позитивны. Вы не боитесь находить это в себе и вытаскивать?
- Не позитивны. Если говорить с точки зрения психологии, то абсолютно не боюсь, потому что в любом человеке есть диапазон чувств, диапазон его внутреннего мира – от доброты до ярости и жестокости.
- Вы не боитесь шокировать своих близких, своё окружение?
- Сцена есть сцена. Есть очень простой и очень действенный закон, который был мною усвоен раз и навсегда на ранней стадии работы в этом театре. То, что происходит на сцене – происходит на сцене. Есть некая черта, переступая которую ты оказываешься по другую сторону. Что там происходит – это жизнь образа, это не ты! Да, он питается тобой, выходит из тебя. Если у тебя есть диапазон – ты его даёшь, если у тебя его нет – ты не готов зарываться, отдавать себя, радоваться, плакать…
- Вы не боитесь упрёка в чертовщине?
- Нет, с чего?
- Даже вот этот спектакль, «Пробуждение» – он про манипуляции людьми…
- Может быть, он и про манипуляции. Вы поняли его таким образом. У нас ведь нет жёсткого либретто, и мы не говорим зрителю, про что спектакль.
- Я заметил, что не говорите. И в программке не пишите, хотя есть возможность…
- Мы не говорим этого, потому что априори получается так, что каждый из сидящих в зале видит свой спектакль. То, что происходит на сцене, трогает те или иные струны души смотрящего – у каждого свои.
- Боюсь, что совсем уходя от комментариев, вы оставляете многих зрителей в неведении. Не понимая, что происходит на сцене, они могут скучать…
- Знаете, угодить всем – нереально. Хочешь стать плохим – попробуй угодить всем! И ты разорвёшься, потому что сколько людей – столько мнений. Мы не претендуем на абсолютное понимание. Спектакли, подобные «Наваждению» – фантасмагоричные, не прямые, в которых не объясняется ничего, в которых нет логически построенной канвы – это, скорее, некая театральная магия, магия актёрской энергии, умение достучаться своим внутренним посылом до зрителя, расшевелить что-то у него внутри.

…Передо мной сидел совершенно выжатый человек, взвешивающий каждое слово, как делают очень уставшие и совсем не избалованные люди. Его ждала спартанская ночёвка в театре, чтобы завтра вечером снова выйти на сцену – в другом минималистском спектакле на двоих, где невозможно спрятаться за партнёра, где нужно истово гореть. Меня ждала бессонная ночь, чтобы привести в порядок растрёпанные мысли об актёрском мастерстве. Когда гастроли завершатся, и микроавтобус повезёт «Преображение» обратно, на Москву и дальше в Нижний, возможно, Сергей не уснёт после спектакля и будет глядеть в черноту окна. И тогда мы оба будем думать об одном и том же – об актёрстве.

Фоторепортаж с гастролей - здесь

Художественный руководитель Смоленского камерного театра заслуженный артист РФ Николай ПАРАСИЧ:
- Я сам мечтал и мечтаю поставить спектакль, где тело и музыка, сливаясь, рассказывают истории. Причём движения не ставятся балетмейстером, а есть только направления, тема, и движение сочиняется здесь и сейчас, идёт чистая импровизация. Но для этого нужен высокий класс артистов. У «Преображения», помимо постановочной работы, я вижу зоны импровизации. Я счастлив, что есть люди, которые этому направлению отдают свои силы, здоровье, что нас свела судьба, и они приехали к нам, что зрители небольшая часть зрителей познакомилась с этим театром. Они – живые, они – действительно энтузиасты! Условия, в которых они работают – очень сложные! Но они всё равно продолжают играть, живут и планируют новые спектакли. Мне кажется, это замечательно!


Сергей МУХАНОВ, фото автора

Опубликовано в "СГ" 3 мая 2012 г. №47 (925)
Новости по теме
22 апреля 2012 1545
24 апреля на сцене Смоленского камерного театра начинаются гастроли театра из Нижнего Новгорода «Преображение». В этот день зрители увидят спектакль «Мечты с поправкою на жизнь». 25 апреля – «Жизнь в стиле танго» на музыку Астора Пьяццолы...
25 апреля 2012 1676
Во вторник, 24 апреля, в Смоленске начались гастроли театра музыкально-пластической драмы «Преображение» из Нижнего Новгорода. Уже по названию ясно, что театр не совсем обычный. Его актёры говорят языком жеста, мимики, танца, это искусство, понятное без слов. Главный приём работы театра – импровизация, что делает его особенно привлекательным для тонких ценителей искусства.В спектакле «Мечты с поправкою на жизнь» есть карнавальность, есть озорство, есть сексуальность. Актрисы театра женственны, обворожительны, каждая – с искоркой. Актёры – мужественны, пластичны, выносливы, обладают яркой индивидуальностью...
28 апреля 2012 976
Вчера спектаклем «За секунду до пробуждения» в Смоленске завершились гастроли Нижегородского театра музыкально-пластической драмы «Преображение». За четыре дня гости показали четыре постановки для взрослой аудитории и дали два представления для детей
24 апреля 2012 1273
Сегодня спектаклем «Мечты с поправкою на жизнь» в Смоленске начались гастроли Нижегородского театра музыкально-пластической драмы «Преображение». Смоленские зрители тепло встретили работу нижегородцев. Завтра – следующий спектакль, «Жизнь в стиле танго»
"Что" и "как" играть на сцене
12 мая 2010 3121
Заслуженному артисту России, актёру Смоленского областного драматического театра имени Грибоедова Сергею Тюмину исполнилось 55 лет.
"));