7 декабря 2016 13:31
USD 63,87   EUR 68,69
23 октября 2013 3173

Непозволительная роскошь

Непозволительная роскошь


В ближайшие три года смолянам придётся жить, затянув пояса.

23 октября администрация региона внесла в областную Думу проект бюджета Смоленской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. Вице-губернатор Игорь СКОБЕЛЕВ рассказал читателям «Смоленской газеты» о том, что мы сможем себе позволить, и от чего придётся решительно отказаться, чтобы не стать банкротами.

- Игорь Викторович, министр экономического развития Алексей Улюкаев на днях заявил, что экономика России находится в стагнации и «позитивных сигналов пока мало». Очевидно, что Смоленщина на этом общероссийском фоне не исключение?
- Да, ситуация не внушает оптимизма. Падение темпов производства, уменьшение налоговой базы самым негативным образом сказывается на исполнении бюджета текущего года. Основной источник доходной части бюджета области - налог на прибыль нынче составит примерно 75% от уровня 2012 года. Рост сборов налога на доходы физических лиц будет примерно 10%. В результате мы не дополучим примерно 3 млрд. рублей.
Приведу ещё одну цифру. В этом году мы ожидаем исполнение доходной части бюджета по налоговым и неналоговым доходам на уровне 97% к уровню прошлого года. По сути, это кризисная ситуация.

- В чём причина столь резкого падения поступлений в бюджет налога на прибыль?
- В изменении на федеральном уровне системы налогообложения так называемой консолидированной группы налогоплательщиков. На территории области это такие крупные фирмы, как "Транснефть", "Лукойл", "Роснефть", "Газпром", подразделения "Ростелекома", "Мегафон", "Мечел", структуры атомно-промышленного комплекса.
Согласно официальной статистике, за перовое полугодие 2012 года все они уплатили в областной бюджет налог на прибыль в сумме 1 млрд. 900 млн. рублей. А за первое полугодие 2013 года – 360 миллионов рублей. То есть, падение в 5 раз! Если учесть, что в первом полугодии 12-го года в общем объёме поступившего в областной бюджет налога на прибыль доля этих предприятий составила 40%, то ситуацию текущего года можно назвать катастрофической.
Важно понимать, что она абсолютно не зависит от региональной власти: все эти компании вертикально интегрированные, с органами управления в Москве. От них очень трудно добиться получения финансовой информации, чтобы понять причины падения прибыли и получить прогноз на предстоящий год. Такая ситуация сложилась практически по всем регионам, тему уже поднимали и на уровне правительства, и на Госсовете. Но, к сожалению, пока ничего в лучшую сторону не изменилось.

- Придётся вносить корректировки в бюджет текущего года?
- Конечно, и весьма существенные. Мы внесли на рассмотрение депутатов областной Думы предложения по сокращению расходов бюджета 2013 года на 2 млрд. 957 млн. рублей. В основном сокращение коснётся расходов на содержание органов управления, а также ряда расходов, которые мы считаем не первоочередными. Например, строительством колодцев в муниципалитетах, ряд строек, капитальные ремонты. Конечно, полностью закрыть трёхмиллиардную «дыру» в доходах мы не сможем, но уменьшить расходную часть бюджета в целом почти на полмиллиарда реально. Это позволит не допустить возникновения кредиторской задолженности по выплатам зарплат бюджетникам.

- Но ведь необходимо ещё и выполнять майские указы президента по повышению зарплат…
- Указы президента безусловно выполняются. В области с 1 сентября повышена заработная плата учителям, работникам культуры, социальным работникам, медикам, педагогам дошкольных учреждений. Так, среднемесячная зарплата врачей составит до 26 тысяч, среднего медперсонала – 15 тысяч, санитарок – 10 тысяч рублей. Социальных работников – 9800 рублей. Однако это потребует дополнительных расходов бюджета в сумме 746 млн. рублей. Здесь мы очень рассчитываем на помощь со стороны федерального центра.
Одновременно замечу, что планировавшееся с 1 октября повышение на 5,5% зарплат чиновникам решено заморозить.

- На какие источники доходов в сложившейся ситуации может рассчитывать областная казна в 2014 году?
- Как и прежде: налоги на прибыль и на доходы. Учитывая ситуацию текущего года, мы запланировали их поступление по самому консервативному, минимальному росту к уровню нынешнего года 15 и 10 процентов соответственно. Финансовая помощь от федерального бюджета будет меньше, чем в текущем году, на 300 млн. и составит 2,6 млрд. рублей.

- Получается, что бюджет-2014 будет с немалым дефицитом?
- Мы вынуждены заранее закладывать дефицит в 15%, который даст возможность дополнительных расходов в размере 3,5 млрд. рублей. Они пойдут, прежде всего, на финансирование так называемых защищённых статей бюджета, из которых финансируются социальные программы.

- На какие меры готова пойти областная власть, чтобы сбалансировать бюджет?
- Мы не можем поддерживать тот уровень расходов, который у нас есть сегодня, при тех минимальных источниках доходов, которыми мы располагаем. В связи с этим мы, во-первых, отказываемся от повышения зарплат чиновникам всех уровней. Расходы на содержание органов власти предусматриваются на уровне 90% к 2013 году. То есть чиновникам придётся работать в режиме жёсткой экономии.

- Только на чиновниках сэкономить не удастся…
- Планируется и ряд так называемых непопулярных мер. Среди них – оптимизация на 10 процентов областных государственных учреждений культуры, образования и соцразвития. Мы сокращаем им фонд зарплаты на 10% и просим их рассмотреть возможности оптимизации путём, например, слияния, укрупнения. Жёсткая мера, но без этого нельзя.
Будет сокращение строительства. В этом году у нас объём работ планируется примерно 1 млрд. 300 млн. из-за юбилея города. В 2014-м мы опускаемся до уровня 350 млн. рублей, оставляя только ключевые объекты.
По социальному блоку. Мы не видим возможности поддерживать те обязательства, которые область взяла на себя дополнительно к федеральным полномочиям.
Мы предлагаем отменить ежемесячное пособие тем матерям, детей которых мы не можем обеспечить детскими садами. В своё время это была инициатива депутатов. Спорный закон, потому что наша цель – это обеспечение садами, и у нас огромные ресурсы выделяются на строительство детских садов. Нам федеральный центр выдал бюджетный кредит 80 млн. рублей на строительство двух детских садиков в Ершичах и Вязьме. Сейчас мы получили транш 360 млн. на строительство шести детских садов. Мы заключили соглашение с Министерством образования, по которому до конца 2016 года область обязана всех детей от 3 до 7 лет обеспечить детскими садами. Как только мы освоим эти деньги, нам обещают следующий транш, федерация активно помогает в строительстве садов. Поэтому я не очень понимаю смысл этой выплаты. Тем более что есть факты, когда родители просто пользуются этой выплатой и сознательно не водят детей в сады. Отмена этой выплаты – ещё 200 млн. рублей для бюджета.
Еще одна льгота была введена в далёком 2002 году – областное единовременное пособие при рождении ребёнка 4800 рублей. При этом федеральный центр даёт пособие 14 тыс. рублей. Дублирование идет. Понятно, что пособие в 4 тысячи сегодня уже никак не повлияет на увеличение рождаемости. Причем, его, опять же, платят всем, независимо от социального статуса. Общий вес этой благотворительности – 50 млн. рублей в год. Мы предлагаем отменить её.
Явный анахронизм и выплата на кормление детей до трёх лет. Сейчас по ней мы кормим всех, независимо от статуса и социального положения семьи. Но у нас не коммунизм. Мы оставляем эту выплату только для нуждающихся, и тем самым порядка 30 млн. рублей экономим.
Мы предлагаем депутатам рассмотреть изменение механизма использования областной льготы по оплате 50% на коммунальные услуги: предлагаем платить 50% от факта потребления. А сейчас платится 50% от нормы. Это позволит оптимизировать около 200 млн. рублей. Причем, федеральный центр по своим льготникам именно так даёт льготу по принципу «копейка в копейку».
Предлагается ликвидировать социальную поддержку в виде ежемесячной выплаты в 440 рублей лицам, удостоенным звания «Ветеран труда Смоленской области» (при этом бесплатный проезд в городском и пригородном общественном транспорте для них сохраняется). В общей сумме экономия для бюджета составит 200 млн. рублей.
Отдельная тема – сертификаты на региональный материнский капитал в 148 тыс. рублей. Мы предлагаем обсудить целесообразность этой меры соцподдержки, поскольку она абсолютно разорительна для области. Расходы по этим сертификатам ежегодно обходятся бюджету примерно в 250-300 млн. рублей в год и растут в геометрической прогрессии. Сумма выданных, но пока не отоваренных сертификатов на сегодняшний день составляет уже 2 млрд. 553 млн. рублей. Если вдруг их в один момент предъявят к оплате, область окажется банкротом, людям зарплату нечем будет платить…

- Вы не боитесь социального взрыва?
- Нет. Во-первых, потому, что на территории области полностью продолжают работать все федеральные социальные льготы – и для ветеранов, и для молодёжи. Например, тот же материнский капитал.
Во-вторых, из 48 региональных выплат мы предлагаем приостановить только 4. Более того, мы предлагаем, как то и рекомендует федеральный центр, сделать областные социальные программы помощи более конкретными, адресными.
По ряду расходов мы предлагаем просто перераспределить полномочия между областью и районами. Например, по горячему питанию школьников, поскольку это – функция муниципалитетов.
Расходы по многим социальным статьям в бюджете будущего года даже увеличиваются. Так, материальная помощь малоимущим вырастет в два раза. Полностью сохраняются областные льготы для инвалидов, доноров, больных на гемодиализе, труженикам тыла и другим категориям граждан. Сохраняются субсидии на оплату коммунальных услуг для малоимущих категорий граждан.
А те выплаты, целесообразность которых мы предлагаем обсудить, - это дополнительные расходные обязательства, которые область взяла на себя, не продумав последствия. Они «весят» 600 млн. рублей в год. И у нас нет возможности их выплачивать. Но мы оставляем массу других областных социальных льгот и пособий на общую сумму 4 млрд. рублей. Так что нет и речи о каком-то решении бюджетных проблем за счёт урезания социальных льгот.

- Очевидно, что планируемый дефицит бюджета потребует повышения планки госдолга области, который и без того уже немалый...
- Госдолг – самая болезненная проблема. Расходы на его обслуживание в 2014 году запланированы в сумме 850 млн. рублей.
К сожалению, дефицитный бюджет требует прироста долга. Доходы в этом году упадут. Сейчас мы ставим перед правительством вопрос о привлечении кредита в 4 млрд. рублей, чтобы выполнить в полном объёме социальные обязательства, возложенные на регион майскими указами президента. И, к сожалению, на 1 января 2014 года мы выходим на сумму госдолга более 100% от доходов регионального бюджета. В денежном выражении это примерно 21,5 млрд. рублей.
Разумеется, мы предпринимаем все возможные меры для уменьшения долгового бремени, реструктуризации долга, чтобы в нём было больше бюджетных, а не банковских кредитов, поскольку они в два раза дешевле. Но кардинальным решением проблемы (и об этом я говорил, выступая перед фракцией «Единой России» в областной Думе) было бы полное списание бюджетных кредитов. Потому что эти кредиты мы получали не на инвестиции, не на стройки, не на дороги, не на развитие, а на проедание, на социальные нужды. Фактически мы просим помощи, но нам её не дают, а предлагают кредиты. Государство списывает долги беднейшим африканским странам, а своим регионам – нет, требует отдавать. Я считаю, что это неправильно. Тем более что госдолг сегодня – это проблема не одной Смоленщины, а целого ряда регионов. И образовался он по вполне объективным причинам.

- То есть, ни о каком бюджете развития на 2014 год нет и речи?
- Я считаю, что не только на 2014 год, но и как минимум до 2016 года включительно. Слишком много накопилось проблем. Да и ситуация в экономике страны в целом складывается по неблагоприятному сценарию. Так что в ближайшие три года нам придётся жить, затянув пояса. Бюджет развития для Смоленщины пока – непозволительная роскошь.

Игорь КРАСНОВСКИЙ

Новости по теме
13 декабря 2011 2763
Глава региона Сергей Антуфьев 9 декабря подписал областной закон «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», принятый накануне депутатами Смоленской областной Думы.
Смоленская областная дума приняла бюджет на будущий год
27 ноября 2012 2158
27 ноября депутаты во втором чтении приняли бюджет. Общий объём доходов в 2013 году составит почти 28 миллиардов рублей, а расходов – более 31 миллиарда. Дефицит составит примерно 15 процентов
Бюджет Смоленской области принят
11 декабря 2013 1197
Все социальные льготы для смолян в будущем году сохранены…
16 ноября 2011 1029
Бюджет Смоленской области за девять месяцев текущего года исполнен с профицитом 1,9 млрд. рублей, доложил начальник Департамента бюджета и финансов Игорь Скобелев. По сравнению с соответствующим периодом 2010 года налоговые и неналоговые доходы областного бюджета увеличились на 27,5%
«Бюджет стал ещё более социально направленным»
30 января 2013 1116
Вице-губернатор Игорь СКОБЕЛЕВ нарисовал портрет ушедшего года в цифрах
Главный финансовый документ региона приняли в первом чтении
20 ноября 2014 851
Бюджет Смоленской области на 2015 год останется социально ориентированным…

Нищенка написал

23 октября 2013 19:51

Звание "Ветеран Смоленской области" никогда не давал людям право на БЕСПЛАТНЫЙ ПРОЕЗД в общественном транспорте, как вы пишете, а только ЛЬГОТНЫЙ ПРОЕЗД. Так что, его(льготный) тоже отменяете? Спасибо.

Читатель написал

30 октября 2013 22:43

Да, посмотрите статью 7 закона "О звании "Ветеран труда Смоленской области". Там была и есть только 1 мера социальной поддержки - денежная выплата. Какой проезд?! Какие меры социальной поддержки по оплате ЖКУ, о которых говориться здесь и в другом интервью с Каманиным?! Моя мать - Ветеран труда Смоленской области возмущена и ждет объяснений в следующем номере газеты.

Людмила написал

6 ноября 2013 15:14

ст.7"О звании"Ветеран труда Смоленской области" никогда не давал право на БЕСПЛАТНЫЙ проезд,там единственная выплата была 440рублей........и то область надорвалась.....А льготный проезд -это очевидно имелось ввиду ,то что я себе за выданные мне 440рублей покупала проездной льготный на два вида транспорта за 400руб.Спасибо родные правители-экономисты....Возмущена чрезвычайно некомпетентностью наших руководителей(что ж их рукописи не проверяют юристы),не удивительно,что они так руководят регионом.......Ждём объяснений в следующем номере газеты.

Михаил написал

8 ноября 2013 10:10

То-есть, они, зная о страшном дефиците утроили пир во время чумы!
Сколько денежных средств было потрачено на "юбилей города" и на что, где посмотреть?
Сколько было выделено средств на всякую ненужную мелочь в виде различных подарков депутатам и прочим лицам?
Какие льготы есть у наших чиновников и какие были отменены в связи со сложившейся ситуацией?
Нам говорят о непонимании фед.центра - мало средств выделяют.
Собираюсь узнать ответ на все эти "ужимки" из первых уст - направлю пару писем. Хотя они такое уже называли "неэффективным менеджментом". Интересно, кого нибудь снимут за это?

Mari написал

9 ноября 2013 03:19

A piece of erdiituon unlike any other!
"));